Пиши и продавай! |
В сущности избавление от перечисленных изъянов в механизме функционирования профессиональной морали и есть путь профессионально - нравственного возмужания корпуса российских журналистов . И хотя выйти на него в современных условиях весьма непросто , жизнь сегодня ставит эту задачу в число первоочередных . Соответственно злободневным становится и разговор о том , что может сейчас сделать для журналистской практики профессиональная этика как наука . Запрос на ее рекомендации в журналистских коллективах созрел , о чем свидетельствует хотя бы такой факт : когда Судебная палата по информационным спорам задалась целью разработать свод практических правил для российских журналистов , у сотрудников средств массовой информации идея получила поддержку , нашлись и желающие участвовать в ее осуществлении . В чем конкретно состоят в данный момент задачи профессиональной этики как науки ? В числе самых важных из них назовем три : 1) систематизировать и предложить вниманию журналистского цеха в виде определенной иерархии весь круг выработанных мировым журналистским сообществом представлений , в которых отражаются разные моменты профессионально - нравственных отношений журналистской среды ; 2) выявить и сгруппировать в соответствии с основными линиями профессионально - нравственных отношений журналиста те стандарты поведения , которые осознаются в мировом журналистском сообществе как нормы профессиональной морали ; 3) выявить коллизии , ставшие « узким местом » профессионально - нравственных отношений журналистской общности , определить источники этих коллизий и найти пути выхода из них . Конечно , в целом круг задач профессиональной этики намного шире . Однако перечисленные задачи ждут решения в первую очередь , поскольку они ориентированы непосредственно на практическую помощь журналистскому корпусу , и прежде всего на то , чтобы оснастить его средствами , способными стимулировать ответственность журналистов . Ведь , как заметил в одной из своих статей Л . Никитинский , « в обмен на то , что журналист не несет за свое слово никакой ответственности , оно в глазах как читателей , так и обладающих властью органов не имеет реальной цены » 108 . Размышления над кругом выделенных первоочередных задач и предлагаются читателю в следующей части книги . Но сначала подведем краткий итог тому , о чем велась речь в ее первой части . Часть вторая. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩИЕГлава IV. «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ?..НЕ НУЖНА ОНА, РАЗ ЕСТЬ У ЖУРНАЛИСТА ХОЗЯИН!»Что стоит за понятиями «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть»?Категория « профессиональный долг », как мы уже знаем , отражает тот аспект профессионально - нравственных отношений , который восходит к сущности журналистского дела и проявляет себя в виде побуждения к действиям , необходимым для осуществления профессиональных обязанностей . С ним теснейшим образом связаны аспекты профессионально - нравственных отношений , обозначаемые категориями « профессиональная ответственность » и « профессиональная совесть ». Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями , которые он может иметь для общества , для конкретных людей . Исходно всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех или иных общественных потребностей и , следовательно , стремится к тому , чтобы ее результат устраивал общество . Однако есть обстоятельства , способные в значительной степени свести это стремление на нет . Ученые говорят о них так : Статистический характер общественных явлений и вероятност - ность наших знаний о будущем обусловливают невозможность однозначного предсказания развития событий во многих сферах окружающей человека действительности , предвидения будущего состояния во всех деталях и тонкостях 120 . Это означает , что любая профессиональная деятельность , если она имеет творческий характер , в той или иной степени обречена на непредсказуемость последствий от ее результата . И конечная цель , и поэтапные промежуточные задачи в процессе такой деятельности содержательно формируются в условиях неопределенности . Вот почему , при всей заинтересованности субъекта деятельности в достижении успеха и позитивных последствиях затраченных усилий , решения о действиях он неизбежно принимает с учетом вероятности их альтернативного исхода : успех — неуспех , позитивные последствия — негативные ... И такой тип принятия решений , и сама деятельность с вероятностью альтернативного исхода могут быть определены как риск. Понятие « риск » для нашей науки является сравнительно новым 121 . Однако накопившиеся уже материалы позволяют сделать несколько выводов , имеющих для нас при рассмотрении категории профессиональной ответственности весьма существенное значение . Первый из этих выводов состоит в том , что риск, представляя собой особый тип принятия решений в процессе деятельности, является неизбежностью во всех случаях, когда мы имеем дело с творчеством. Дело в том , что творчество всегда направлено на создание реалий , не имеющих абсолютных аналогов в действительности , и , следовательно , по сути своей оно связано с неопределенностью . А раз риск неизбежен , значит , он принципиально оправдан и допустим . Второй вывод : степень допустимости риска может меняться в зависимости от объективной необходимости деятельности в данный конкретный момент и значимости ее мотивов . Чем острее нужда в результатах деятельности и основательнее ее мотивы , тем обоснованнее принятие решений о действиях с альтернативным исходом . Третий вывод заключается в том , что степень вероятности альтернативного исхода деятельности зависит от того, насколько удается при принятии решений учесть конкретные источники неопределенности, — назовем их факторами риска. Ученые выделяют следующие обстоятельства , способные выступить в роли таких факторов : • противоречивость общественных явлений , их многовариантный , вероятностный характер , обусловленный элементами стихийности и случайности ; • относительность процесса познания человеком окружающей действительности , проявляющаяся в виде неполноты информации об объекте в тот или иной момент ;
|
|
|
|