Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

64

"аффирмативной либидозной
экономической эстетики" носят более
локальный характер. Разрабатываемый
Лиотаром прикладной психоанализ
искусства направлен на создание
концепции художественного творчества
как универсального трансформатора
либидозной энергии.
Литературоцентризмом отличается
методологический подход Ю. Кристевой,
стремящейся сочетать психоанализ с
витгенштейнианством и неотомизмом.
Таким образом, создателей
постфрейдистской эстетики объединяет,
прежде всего, поиск бессознательных
психических структур, лежащих в
основе языка искусства. Однако
направление это лишено целостности,
внутренне противоречиво и даже
конфликтно, что во многом связано с
генезисом постфрейдизма.
Появление постфрейдизма в эстетике
связано с рядом теоретических
предпосылок. "Местом встречи" пси-
хоанализа и структурализма в 60-
х годах явилась проблема
бессознательного. Встреча эта не была
бесконфликтной. Взаимное тяготение и
отталкивание психоанализа и
структурализма определялось самой
логикой развития этих течений. Так,
ведущие французские структуралисты -
К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт из-

65

начально исходили из неосознаваемого
характера глубинных структур,
предопределяющих развитие языка,
искусства, науки, религии, культуры,
истории, человека и общества в целом
как определенных систем знаков.
Фрейдизм в эстетике привлекал их
своими рационалистическими моментами,
позволяющими осознанную расшифровку
знаков, декодирование бессознательной
языковой символики. Стремясь развить
и усилить рационалистическую
трактовку бессознательного, классики
французского структурализма
критиковали Фрейда и его
последователей за пансексуализм.
Место фрейдовского "либидо" заняли в
их эстетике понятия означаемого и
означающего. Именно эти ключевые
структуралистские понятия позволили,
по их мнению, осуществить то, что не
удалось Фрейду - выявить общечелове-
ческие бессознательные структуры всех
видов жизнедеятельности - "ментальные
структуры" (Леви-Стросс), "эпистемы"
(Фуко), "письмо" (Барт). Следует
отметить, что именно такой подход
предопределил в 70 - 80-е годы
переход Р. Барта и М. Фуко с
классических структуралистских на
постструктуралистские позиции, от-
крывшие постмодернистский период их
творчества.

66

Со своей стороны, таких
психоаналитиков, как Ж. Лакан, Ж.-
Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ф. Гаттари,
Ю. Кристева, М. Плейне, Ж.-Л. Бодри
привлекло стремление структуралистов
использовать точные методы ис-
следования, в том числе и
неосознаваемой психической
деятельности. Вместе с тем выявились
и дискуссионные проблемы, касающиеся,
в первую очередь, "теоретического
антигуманизма" структурализма, при-
мата текста над контекстом.
При анализе генезиса
постфрейдистской эстетики следует
также учитывать, что рассматриваемый
период характеризовался тенденциями
плюрализации эстетического знания.
Усилились процессы его дифференциации
и интеграции, что привело, с одной
стороны, к абсолютизации отдельных
частных методов и методик, а с другой
- к их свободному эклектическому
сочетанию. Именно в таком контексте
осуществилось сращение психоанализа и
структурализма.
Существенное значение имеет и тот
социально-исторический общекультурный
фон, на котором происходили попытки
объединения структуралистских и пси-
хоаналитических подходов -
студенческие волнения, бум молодежной
контркультуры, обострение интереса к

67

проблемам раскрепощения личности, ее
освобождения от общественных табу, в
том числе сексуальных и лингви-
стических.
Постфрейдистские концепции не
являются, разумеется, простым
эклектическим сочетанием взглядов ве-
дущих французских эстетиков
предшествующего периода. Им
свойственны новые черты, связанные не
только с внутриэстетическими
процессами, но и с теми изменениями
социально-психологического климата,
которые характерны для западного
общества последней трети XX века.
Кроме того, в новых условиях даже
старые идеи приобрели нетрадиционное
звучание.
В рамках постфрейдистской эстетики
существует ряд оригинальных подходов,
конкурирующих между собой. В
методологическом отношении их
объединяют некоторые общие принципы,
свидетельствующие о критическом
усвоении фрейдистской и
структуралистской традиций на основе
их "параллельного" нового прочтения.
Так, фундаментальные
структуралистские понятия (структура,
уровень, модель) и принципы
исследования языка искусства
(системно-структурный метод, знаковый
подход, объективность, формализация,

68

математизация знания) сочетаются с
психоаналитической трактовкой
бессознательного как основы
творческого процесса, художественного
произведения как механизма,
преобразующего либидозную энергию,
основных эстетических категорий и
видов искусства как метаморфоз
сексуальных пульсаций, дешифруемых
при помощи психокритики. В этой связи
на первый план выдвигаются
методологические принципы плюрализма
и релятивизации эстетического знания,
находящие свое воплощение в некоторых
эстетических инновациях - ху-
дожественном шизоанализе; концепциях
ризоматики, картографии, пиротехники
и полилога искусства; физиологической
трактовке катарсиса и др.
Бессознательное и язык -
системообразующие основы
постфрейдистской эстетики,
находящиеся в центре внимания всех
направлений исследований, существу-
ющих в ее рамках. Различия в
трактовке этих узловых
методологических понятий определяют
линии водораздела между основными
течениями постпсихоанализа, являются
предметом постоянных теоретических
дискуссий.

 

69

***

Возникновение структурного, или
лингвистического психоанализа связано
с именем Жака Лакана. Начав свою
карьеру как практикующий врач, Лакан
в 30-е годы серьезно изучает
философию, психологию, эстетику,
искусство, литературу. Результатом
его стремления синтезировать
результаты медицинского и гуманитар-
ного знания явилась докторская
диссертация "О параноическом психозе
и его отношении к личности" (1932).
Выводы этой работы широко
использовались западными эстетиками,
искусствоведами, деятелями художе-
ственной культуры. Высказанные
Лаканом идеи легли в основу
"параноической критики" С. Дали. С
середины 30-х годов Лакан посвящает
себя педагогической деятельности.
Научная работа в Парижском психологи-
ческом и Французском
психоаналитическом обществах,
руководство Парижской фрейдистской
школой (1964-1980) выдвигают Лакана в
ряд наиболее известных европейских
психоаналитиков31.

____________________
31 См.: Автономова Н.С.
Психоаналитическая концепция Жака

70

Научный авторитет Лакана связан с
тем новым - структуралистским -
направлением психоаналитических
исследований, начало которому было
положено им в середине 50-х годов.
Новизна его взглядов состоит в том,
что он вышел за рамки как
классического структурализма, так и
ортодоксального фрейдизма, наметил
новые перспективы исследования. Лакан
возглавил влиятельную научную школу,
не распавшуюся и после его смерти.
Многочисленные ученики и
последователи продолжают развивать
его идеи в области психоаналитической
терапии, этнологии, риторики.
Философско-эстетические взгляды
Лакана, определившие в свое время те-
оретическую направленность журнала
"Тель Кель", составили фундамент
структурно-психоаналитической
эстетики.
"Тексты" Ж. Лакана32 позволили
проследить эволюцию
психоаналитических взглядов на
протяжении трех предшествовавших
десятилетий. В 1973-1986 годах вышли
в свет "Семинары Жака Лакана",
раскрывающие собственно структурно-
_____________________________________
Лакана // Вопр. философии. 1979.
№ 11.
32 См.: Lacan J. Ecrits. P., 1966.

71

психоаналитическую концепцию автора,
в том числе в эстетике и искусстве.
Работа, написанная в живой,
полемической форме, представляет со-
бой стенографическую запись бесед
Лакана со своими учениками.
Центральная категория структурно-
психоаналитической эстетики Лакана -
символическое. Символикой наполнено и
поведение ученого в аудитории - от
фрейдистских символов серпа Кроноса и
посоха Эдипа, нашитых на его
докторской шапочке, до фигурок
слонов, которые он дарит своим
ученикам в конце занятий. Ве-
ликолепный слон изображен и на
обложке первого тома "Семинара". Тема
слона образует сквозное действие
книги. При чем здесь слоны? Как
известно, Лакан исходит из того, что
бессознательное структурировано как
язык. Он сравнивает речь с мельничным
колесом, посредством которого желание
беспрестанно опосредуется,
возвращаясь в систему языка. Слово в
этом контексте не просто
приравнивается к вещи. Слово "слон",
полагает Лакан, даже реальнее живого
слона. Произнесение этого слова
вершит судьбы слонов. Благодаря
символическим свойствам языка в узкую
дверь парижской аудитории в любой
момент могут войти слоны. Ведь

72

мыслить значит заменить слонов словом
"слон", солнце - кругом, то есть
понятие замещает вещь, полагает он.
Лакан стремится к рациональному
истолкованию бессознательного, ищет
взаимосвязи его эмпирического и
теоретического уровней,
неклассические принципы обоснования
знания, исследования бытия и
познания. Он пересматривает
декартовское cogito ergo sum, пола-
гая, что субъект не исчерпывается
cogito, субъекты мышления и
существования расположены на разных
уровнях. Но тогда и обоснование бытия
мыслью должно быть опосредовано речью
и, следовательно, двучленная формула
связи бытия и сознания неверна.
Творческая функция речи толкуется как
функция символического, первичного по
отношению к бытию и сознанию, речь
предстает здесь как универсальный
источник креативности, порождающий
как понятия, так и сами вещи.
"Cogito ergo sum" для Лакана -
символ плоского, банального,
мещанского сознания, воплощение
пошлой "самоуверенности дантиста".
Непреходящая заслуга Фрейда состоит,
по его мнению, в том, что произведен-
ная Фрейдом "коперниковская революция
в философии" коренным образом
изменила отношение человека к самому

73

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 9 эстетики
Лакановские идеи структуры бессознательного желания человека эстетики
Искусство для делёза
Искусственная окружающая среда
Искусства может служить дерево

сайт копирайтеров Евгений