Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма)

ВВЕДЕНИЕ...........................3

ПОСТСТРУКТУРAЛИЗМ, ПОСТФРЕЙДИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ..................11
Ирония деконструкции.............11
Структура желания................61
Ризоматика искусства.............96
Эстетический полилог.............119

ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЭСТЕТИКЕ, КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ......................145
Постмодернизм и эстетика модернизма.....................145
Постмодернизм и массовая культура......................183
Постмодернизм в искусстве.......196

ЭСТЕТИКA ПОСТНЕКЛAССИЧЕСКОЙ НAУКИ .................270
Постмодернизм в науке...........270
Наука и эстетика: проблема приоритетов...................300
Алгоритмическая эстетика........310
Экологическая эстетика..........329

ЗAКЛЮЧЕНИЕ.......................354

Москва 1994 ББК 87.8 М-24
В авторской редакции Ответственный редактор доктор филос. наук В.В. Бычков Рецензенты: доктора филос. наук: И.С. Вдовина, А.В. Новиков, Д.А. Силичев М-24
МАНЬКОВСКАЯ Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1994. - 220 с.
В монографии дается анализ эстетики постмодернизма как феномена культуры. Исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма - постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются его ключевые методологические проблемы - художественный шизоанализ, ризоматика и пиротехника искусства, симулакр, интертекстуальность, иронизм. Анализируются узловые вопросы соотношения постмодернизма, модернизма, авангарда, массовой культуры. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой. Выявляются особенности постмодернизма в нашей стране, отличающие его от американской и западноевропейской моделей. Обосновывается взгляд на постмодернизм как неклассическую эстетику XX века, концептуально отличающуюся от антично- винкельмановской западноевропейской эстетики.
Н.Б. Маньковская, 1994
ISBN 5-201-01869-6 ИФРАН, 1994

Научное издание МАНЬКОВСКАЯ Надежда Борисовна "ПАРИЖ СО ЗМЕЯМИ" (Введение в эстетику постмодернизма) В авторской редакции Художник В.К. Кузнецов Корректор Н.П. Юрченко Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.93 г. Подписано в печать с ориганал-макета 14.10.94. Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл.печ.л. 6,94. Уч.-изд.л. 10,28. Тираж 500 экз. Заказ № 055. Оригинал-макет подготовлен к печати в Институте философии РАН Оператор Т.В. Прохорова Программист Т.В. Прохорова Отпечатано в ЦОП Института философии РАН 119842, Москва, Волхонка, 14 Иллюстрация: Карло Мария МАРИАНИ Созвездие Льва (Римская школа). 1980- 1981.

Теоретической основой эстетики
постмодернизма стали философские
взгляды ведущих французских пост-
структуралистов и постфрейдистов. Их
концепции, возникшие в конце 60-
х годов, в 80 - 90-е годы оказались
для западноевропейской эстетической
ситуации определяющими. Несомненный
интеллектуальный лидер последнего
десятилетия, Жак Деррида, чья теория
деконструкции стала одним из основных
концептуальных источников
постмодернистской эстетики, обновил и
во многом переосмыслил в
постструктуралистском ключе ту линию
в исследованиях культуры и искусства,
которая связана с именами крупнейших
структуралистов - М. Фуко, Р. Барта,
К. Леви-Стросса и их последователей -
К. Метца, Ц. Тодорова1.
____________________
1 См., например: Автономова Н.С.
Философские проблемы структурного

18

"Имя Бога" - так можно было бы
метафорически озаглавить корпус
философских текстов Ж. Дерриды, чьи
идеи оказали глубокое влияние не
только на континентальную, но и на
англо-американскую эстетику, вызвав к
жизни Йельскую школу критики, а также
многочисленные исследовательские
группы в Балтиморском, Карнельском и
других университетах. Бог для него -
сокрытое абсолютное начало,
последнее, конечное означаемое, не
нуждающееся в отсылке ко все новым и
новым означающим. Язык дан людям
свыше, он фундаментально
бесчеловечен, поэтому "Бог" - одно из
имен современной культурной ситуации,
характеризуемой не его смертью, но
деконструкцией.

_____________________________________
анализа в гуманитарных науках.
М., 1971; Грецкий М.Н. Французский
структурализм М., 1971;
Маньковская Н.Б. Художник и
общество. Критический анализ
концепций в современной французской
эстетике. М., 1985; Силичев Д.А.
Методологические основы
структуралистской эстетики // Вест.
МГУ. Сер. 7. Философия. 1988. № 3;
Филиппов П.И. Структурализм и фрей-
дизм // Вопр. философии. 1976. № 3.

19

Философские взгляды Дерриды, чья
эволюция отмечена смещением интереса
от феноменолого-структуралистских
исследований (60-е гг.) к проблемам
постструктуралистской эстетики (70-
е гг.), а затем - философии
литературы (80 - 90-е гг.),
отличаются концептуальной
целостностью. Философия остается для
него тем центром-магнитом, который
притягивает к себе гуманитарные науки
и искусство, образующие в совокупно-
сти единую систему. Не приемля
тенденций вытеснения и поглощения
философии другими гуманитарными на-
уками, ее превращения в частную
дисциплину, Деррида способствует
укреплению ее институционального ста-
туса, являясь учредителем
Международного философского колледжа,
а также Группы по изучению препода-
вания философии. В таком подходе
Деррида видит отличие деконструкции
от многообразных вариантов критики
традиционной философии. Деконструкция
- это не критика, не анализ и не
метод, но художественная транскрипция
философии на основе данных эстетики,
искусства и гуманитарных наук,
метафорическая этимология философских
понятий; своего рода "негативная те-
ология", структурный психоанализ
философского языка, симультанная

20

деструкция и реконструкция, разборка
и сборка.
В "Письме к японскому другу"
Деррида предупреждает, что было бы
наивным искать во французском языке
какое-либо ясное и недвусмысленное
значение, адекватное слову
"деконструкция". Если термин
"деструкция" ассоциируется с
разрушением, то грамматические,
лингвистические, риторические
значения деконструкции связаны с
"машинностью" - разборкой машины как
целого на части для транспортировки в
другое место. Однако эта
метафорическая связь не адекватна
радикальному смыслу деконструкции.
"Она не сводима к лингвистическо-
грамматической или семантической
модели, еще менее - к машинной"2. Акт
деконструкции является одновременно
структуралистским и антиструк-
туралистским (постструктуралистским)
жестом, что предопределяет его
двусмысленность. Так, деконструкция
связана с вниманием к структурам (не
являющимся просто идеями, либо
формами, синтезами, системами) и в то
же время процедурой расслоения,
разборки, разложения лингвистических,
____________________
2 Derrida J. Psychee. Invention de
l'autre. P., 1987. P. 389.

21

логоцентрических, фоноцентрических
структур. Но такое расслоение не было
негативной операцией. Речь шла не
столько о разрушении, сколько о
реконструкции, рекомпозиции ради
постижения того, как была
сконструирована некая целостность.
Таким образом, "деконструкция - не
анализ и не критика". Она не является
анализом, так как демонтаж структуры
- не возврат к некому простому,
неразложимому элементу. Подобные
философемы сами подлежат
деконструкции. "Это и не критика в
общепринятом или кантовском смысле" -
она также деконструируется.
"Деконструкция не является каким-либо
методом и не может им стать"3. Каждое
"событие" деконструкции единично, как
идиома или подпись. Оно несравнимо с
актом или операцией, так как не
принадлежит индивидуальному или
коллективному субъекту, применяющему
ее к объекту, теме, тексту.
Деконструкции подвержено все и везде,
и поэтому даже эпоха бытия-в-
деконструкции не вселяет уверенности.
В связи с этим любое определение
деконструкции априори неправильно:
оно остановило бы беспрерывный
процесс. Однако в контексте оно может
____________________
3 Ibid. P. 390.

22

быть заменено или определено другими
словами - письмо, след, различание,
приложение, гимен, фармакон, грань,
почин - их список открыт.
Итак, термин этот несовершенен.
"Чем не является деконструкция? - да
всем! Что такое деконструкция? - да
ничто!"4, - заключает Деррида.
Сосредоточиваясь на "игре текста
против смысла", он сравнивает
деконструктивистский подход с
суматошным поведением птицы,
стремящейся отвести опасность от
птенца, выпавшего из гнезда. Лишь
беспрерывные спонтанные смещения,
сдвиги амбивалентного, плавающего,
пульсирующего "нерешаемого" способны
приблизить к постижению сути
деконструкции.
Результатом деконструкции является
не конец, но закрытие, сжатие
метафизики, превращение внешнего во
внутритекстовое, то есть философии -
в постфилософию. Ее отличительные
черты - неопределенность, не-
решаемость, свидетельствующие об
органической связи постфилософии с
постнеклассическим научным знанием;
интерес к маргинальному, локальному,
периферийному, сближающий ее с
постмодернистским искусством.
____________________
4 Derrida J. Psychee. P. 391.

23

Деррида с юмором замечает, что
деконструктивистов нередко
воспринимают как членов секты,
тайного общества, клики, мафии, шайки
разрушителей. Однако "движение
деконструкции не сводится к
негативным деструктивным формам,
которые ему наивно приписывают...
Деконструкция изобретательна, или ее
не существует. Она не ограничивается
методическими процедурами, но
прокладывает путь, движется вперед и
отмечает вехи. Ее письмо не просто
результативно, оно производит новые
правила и условности ради будущих
достижений, не довольствуясь
теоретической уверенностью в простой
оппозиции результат - констатация.
Ход деконструкции ведет к утверждению
грядущего события, рождению
изобретения. Ради этого необходимо
разрушить традиционный статус
изобретения, концептуальные и
институциональные структуры. Лишь так
возможно вновь изобрести будущее"5.
Разрушая привычные ожидания,
дестабилизируя и изменяя статус
традиционных ценностей, деконструкция
выявляет теоретические понятия и
артефакты, уже существующие в скрытом
виде. Она ориентируется не столько на
____________________
5 Derrida J. Psychee. P. 33,35.

 ΛΛΛ     >>>   

Производящий желания
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 8 изобретение
222 такого рода опыты дали пищу критикам постмодернизма в архитектуре искусства попытки
Он уделяет особое внимание проблемам коммуникации
Лежащих в основе языка искусства
Мамардашвили Мераб. Эстетика мышления

сайт копирайтеров Евгений