Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

микроуровень исследования, на котором
работает Деррида, предполагает
бережное отношение к философско-
эстетическим "переводам" и
"толкованиям" канонических текстов в
импровизационном, игровом ключе.
Связанные с таким подходом динамизм,
интеллектуальное и эстетическое
удовольствие, "радость текста",
выражающаяся в шарадах, каламбурах,
свободной комбинаторике,
перекодировании знаков, компенсируют
известную изотеричность его научного
языка. Деррида идет значительно
дальше канонических тенденций
эстетизации философии, предлагая
антидогматический,
антифундаменталистский,
антитоталитарный по духу способ
философствования, открывающий
позитивные перспективы исследования
инновационных процессов в жизни,
науке, художественной культуре конца
XX в.
Открытые Ж. Дерридой пути
постструктуралистских исследований
оказались весьма привлекательными для
ученых, стремящихся расширить рамки
классического структурализма,
синтезируя его с иными научными
подходами к изучению искусства. Так,
идеи деконструкции доминируют в
эстетике американского ученого

55

бельгийского происхождения Пола де
Мана. Он определяет деконструкцию как
негативное, демистифицирующее знание
о механизме знания, или архезнание о
саморазрушении бытия, превращающегося
в аллегорию иллюзии. С архезнанием
связана концепция самоироничного
разубеждения, лежащая в основе
интенциональной риторики литературной
критики П. де Мана26.
В 80-е годы постмодернистский
подход к проблемам эстетики стал
преобладающим в творчестве фран-
цузского структуралиста Цветана
Тодорова. Новый,
постструктуралистский поворот в
эстетике Тодоров связывает с
перенесением исследовательских
интересов с познания неизвестного на
непознаваемое. Так, при кон-
структивном типе чтения интерпретация
символов предполагает детерминизм,
каузальность развития событий. Прямая
и косвенная информация о персонажах
превращает их в характеры. Возможные
ошибки читательского восприятия
связаны в основном с несовпадением
его воображаемого мира с авторским.
____________________
26 См.: Man P. Aesthetic Ideology.
Minneap., 1987; (Dis)continuities:
Essays on Pol de Man // Postmodern
Studies. 1989. № 2. P. 44.

56

Что же касается чтения как
деконструкции, то здесь не просто
разрываются причины и следствия, но
они оказываются неоднородными по
своей природе: событие является
следствием безличного закона и
т.д.27.
Значительное влияние на развитие
постмодернистской эстетики оказали
взгляды Умберто Эко - известного
итальянского семиотика, эстетика,
историка средневековой литературы,
писателя, критика и эссеиста. Свое
постмодернистское кредо Эко
сформулировал в заметках на полях
романа "Имя розы", принесшего ему
широкую известность. Прежде всего, он
обратил внимание на возможность
возрождения сюжета под видом ци-
тирования других сюжетов, их
иронического переосмысления,
сочетания проблемности и
занимательности. Считая постмодернизм
не фиксированным хронологическим
явлением, но определенным духовным
состоянием, подходом к работе, Эко
видит в нем ответ модернизму,
разрушавшему и деформировавшему
прошлое. Разрушая образ, авангард
____________________
27 См.: Todorov T. La conquete de
l'Amerique. La question de l'autre.
P. 1982.

57

дошел до абстракции, чистого,
разорванного или сожженного холста; в
архитектуре требования минимализма
привели к садовому забору, дому-
коробке, параллелепипеду; в
литературе - к разрушению дискурса до
крайней степени (коллажи
У. Бэрроуза), ведущей к немоте, белой
странице; в музыке - к атональному
шуму, а затем к абсолютной тишине
(Д.Кейдж). Концептуальное искусство -
метаязык авангарда, обозначающий
пределы его развития.
Постмодернистский ответ авангарду
заключается в признании невозможности
уничтожить прошлое и приглашении к
его ироничному переосмыслению.
Постмодернистская позиция напоминает
Эко положение человека, влюбленного в
очень образованную женщину. шОн
понимает, что не может сказать ей
"люблю тебя безумно", потому что
понимает (а она понимает, что он
понимает), что подобные фразы -
прерогатива Лиала28. Однако выход
есть. Он должен сказать: "по
выражению Лиала - люблю тебя
безумно". При этом он избегает де-
ланной простоты и прямо показывает
____________________
28 Лиала - псевдоним итальянской
писательницы Лианы Негретти,
популярной в 30 - 40 гг.

58

ей, что не имеет возможности говорить
по-простому; и тем не менее он
доводит до ее сведения то, что
собирается довести, - то есть что он
любит ее, но что его любовь живет в
эпоху утраченной простоты. Если
женщина готова играть в ту же игру,
она поймет, что объяснение в любви
осталось объяснением в любви. Ни
одному из собеседников простота не
дается, оба выдерживают натиск
прошлого, натиск всего до-них-
сказанного, от которого уже никуда не
денешься, оба сознательно и охотно
вступают в игру иронии... И все-таки
им удалось еще раз поговорить о
любви"ф29.
Одно из отличительных свойств
постмодернизма, по сравнению с
модернизмом, заключается в том, что
ирония, высказывание в квадрате
позволяет участвовать в метаязыковой
игре и тем, кто ее не понимает,
воспринимая совершенно серьезно.
Постмодернистские иронические коллажи
могут быть восприняты широким
зрителем как сказки, пересказы снов.
В идеале постмодернизм оказывается
над схваткой реализма с ирреализмом,
формализма с "содержанизмом", снося
____________________
29 См.: Эко У. Имя розы. М., 1989.
С. 461.

59

стену, отделяющую искусство от
развлечения.
Постмодернистские артефакты -
генераторы интерпретаций, стимулы
интертекстуального прочтения
сформировавшей их культуры прошлого.
Диалог между новым произведением и
другими, ранее созданными
произведениями, а также между автором
и идеальной аудиторией
свидетельствует об открытой структуре
эстетики постмодернизма. Символом
культуры и мироздания Эко считает
лабиринт. Он видит специфику постмо-
дернистской модели в отсутствии
понятия центра, периферии, границ,
входа и выхода из лабиринта, прин-
ципиальной асимметричности. Это не
противоречит реабилитации фабулы,
действия, возврату в искусство фи-
гуративности, нарративности,
критериев эстетического наслаждения и
развлекательности, ориентации на мас-
совое восприятие. Творческие
перекомбинации стереотипов
коллективного эстетического сознания
позволяют не только создать
самоценный фантастический мир
постмодернизма, но и осмыслить пути
предшествовавшего развития культуры,
создавая почву для ее обновления. В
этом плане сама символика названия
романа У. Эко "Имя розы" - пустого

60

имени погибшего цветка, говорящего о
способности языка описывать ис-
чезнувшие и несуществующие вещи -
может быть истолкована как
свидетельство неиссякающих потенций
языка искусства, сращивающего
прошлое, настоящее и будущее
художественной культуры.
Таким образом, специфика
постструктуралистской эстетики во
многом связана с переносом внимания
со структуры как таковой на ее
оборотную сторону, "изнанку".
Изучение таких неструктурных внешних
элементов структуры, как случайность,
аффекты, желание, телесность, власть,
свобода и так далее способствует
размыканию структуралистского текста
и его погружению в широкий
социокультурный контекст в качестве
открытой системы. Что касается
постструктурализма в его
деконструкционистском варианте, то к
нему все чаще применяются термины
"суперструктурализм",
"трансбиллетристика". Это течение
воспринимается как лебединая песнь
модернизма и колыбель постмодерна.
Трактуя человеческую деятельность в
целом как своего рода чтение
безграничного текста мира,
бесконечный семиозис,
постструктуралистская эстетика

61

снимает оппозицию логическое -
риторическое, заостряя столь ак-
туальную для современной теории
познания проблему неопределенности
значений.

Постфрейдистские концепции
искусства Ж. Лакана, Ж. Делёза,
Ф. Гаттари, Ж.-Ф. Лиотара, М. Серра,
Ю. Кристевой, М. Плейне, Ж.-Л. Бодри
были не просто восприняты
постмодернистской эстетикой, но
именно в ее силовом поле доказали
свою жизнеспособность. Творчески,
критически переосмыслив эстетический
опыт основных неофрейдистских школ
XX века - аналитической психологии
К. Юнга, индивидуальной психологии
А. Адлера, сексуально-экономической
психологии В. Райха, культурно-
философской психопатологии К. Хорни,
гуманистического психоанализа
Э. Фромма, экзистенциального
психоанализа Г. Марселя, Ж.-
П. Сартра, А. Камю, "нового левого"
психоанализа Г. Маркузе,
эгопсихологии Г. Гартмана,
Д. Раппопорта, Ф. Александера и
других, психоисторической эгопсихо-
логии Э. Эриксона, дидактического

62

психоанализа С. Нашта,
психоаналитической психологии
Д. Лагаша, психоаналитических
подходов в персонализме Э. Мунье30,
постфрейдисты сосредоточились на
изучении разных уровней и сфер
проявления структуры и языка
бессознательного в искусстве.
Являясь оригинальными мыслителями,
ведущие французские постфрейдисты
стремятся к созданию собственных
философско-эстетических школ.
Наиболее влиятельная и весомая среди
них - школа структурного психоанализа
Ж. Лакана, давшего новую жизнь фрей-
довской традиции макроструктурного
психоанализа и сартровской линии
исследования бессознательного и во-
ображаемого в художественном
творчестве. На этой основе Лакан
____________________
30 См., например: Бассин Ф.В. О
современном кризисе психоанализа.
Вступ. ст. в кн. Шерток Л.
Непознанное в психике чело-
века. М., 1982; Вдовина И.С.
Эстетика французского персона-
лизма. М., 1981; Левчук Л.Т.
Психоанализ и художественное
творчество (Критический анализ).
Киев, 1980; Попова Н.Ф. Французский
постфрейдизм. Критический
анализ. М., 1986.

63

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уделяя особое внимание взаимосвязи эстетики
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 5 эстетики
Метафоричность перешла все границы
Философские проблемы структурного18
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 5 посредством

сайт копирайтеров Евгений