Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

74

потому, что человек из-за инстинкта
смерти отчасти оказывается вне
жизни). И в этом смысле Фрейд - не
гуманист, антигуманист, пессимист,
реалист, трагик.
Лакан, таким образом, с
антифеноменологических позиций
критикует интуитивистский,
субъективистский подход к человеку,
противопоставляет общей теории
субъекта, философскому антропологизму
теоретический антигуманизм. Он видит
свою задачу в отыскании тех
механизмов ("машин"), которые,
несмотря на многообразие психических
структур, создают предпосылки для
формирования социума. В этом смысле
"машина - портрет человека"33. Но это
не "человек-машина" Ламетри.
Специфика "человека-машины" Лакана
состоит в свободе выбора. Именно
свобода, подчеркивает он, отличает
человека от животного, подчиненного
внешнему миру и поэтому как бы
застывшего, превратившегося в
"застопорившуюся машину". Животный
мир - область реального, человеческий
____________________
33 Lacan J. Le seminaire de Jacques
Lacan. Livre II. Le Moi dans la
theorie de Freud et dans la
technique de la psychanalyse.
P., 1978. P. 94.

75

- сфера символического. Свобода
реализуется в языке и художественном
творчестве, благодаря которым мир
человека превосходит границы его
реального существования. Так, для
Эдипа не имеет значения реальное
бытие вещей, главное здесь - речевой
узел, являющийся тем организационным
центром, от которого, как от
обивочного гвоздя, разбегаются лучи,
пучки значений (например, эдипов
комплекс). Для человека как субъекта,
мучимого языком, речь не менее
весома, чем реальность. Творчество в
целом связано с символическим
характером языка и речи, представля-
ющими собой социокультурные
интерсубъективные факторы, первичные
по отношению к человеческой
субъективности. Поэтому основная
задача структурно-психоаналитической
эстетики - подготовить скачкообразный
переход человечества в новое
качество. Традиционные педагогические
методы эстетического и художе-
ственного воспитания (обучение
музыке, пению, танцам и т.д.),
ориентированные на изменение каких-
либо отдельных сторон поведения
личности, здесь не годятся. Новые
подходы к изучению человека
открывает, по мнению Лакана,
лингвизация психоанализа, уравнивание

76

в правах желания и языка - двигателей
личной и общественной жизни.
Идеи Лакана о многоуровневой
структуре психики представляют
несомненный научный интерес. Он стре-
мится исследовать сферу
бессознательного, применяя
специальные научные методы
лингвистического анализа, размышляет
о соотношении теории и практики.
Однако с рядом его выводов нельзя
согласиться. Лакан считает
бессознательные структуры знания
первичными по отношению к опыту.
Вывод о том, что слово "слон"
реальнее настоящего слона зиждется на
сведении условий, объекта и
обоснования знания к бессознательным
языковым структурам, что снимает
проблему истинности знания. Отличие
структуралистских априорных форм
сознания от кантовских состоит в
перенесении их из области сознания и
рассудка в сферу бессознательного.
Размышляя о сущности
бессознательного, Лакан оспаривает и
гегелевское представление о понятии
как времени вещи, и фрейдовское
понимание бессознательного,
находящегося вне времени. Не только
бессознательное, но и понятие
существуют вне времени, полагает он.
"Я мыслю там, где я не есть, и я есть

77

там, где я не мыслю" - этот тезис
Лакан противопоставляет декартовскому
"ubi cogito ibi sum". Бессознательное
- это чистое время вещи, а его
материальным предлогом может быть
все, что угодно. В таком контексте
"поступок - это речь"34.
Развивая ставшие традиционными для
нео- и постфрейдизма тенденции
десексуализации бессознательного,
Лакан выстраивает оригинальную
концепцию его денатурализации,
дебиологизации. Он закладывает новую
традицию трактовки бессознательного
желания как структурно упорядоченной
пульсации. Идея эта активно
развивается его последователями,
термин "пульсация" - один из ключевых
для постфрейдистской эстетики. Ут-
рачивая хаотичность, бессознательное
становится окультуренным, что и
позволяет преобразовывать пульсации в
произведения искусства и другие
явления культуры. Внутренний
структурирующий механизм объединяет
все уровни психики, он функционирует
подобно языку, и именно в этом смысле
следует понимать лакановские слова о
том, что "бессознательное - это
язык", "бессознательное
____________________
34 Lacan J. Le seminaire de Jacques
Lacan. Livre II. P. 270.

78

структурировано как язык35": речь
идет не только о лингвистическом
понимании языка на символическом
уровне, но и о "языке" пульсаций на
более низком уровне воображаемого,
где психология и физиология еще слиты
воедино.
В методологическом плане одной из
сквозных тем эстетики Лакана является
вопрос о соотношении реального,
воображаемого и символического. Эти
понятия он считает важнейшими
координатами существования, по-
зволяющими субъекту постоянно
синтезировать прошлое и настоящее.
Так, если вы просыпаетесь в загород-
ном доме и видите в складках шторы
профиль маркиза XVIII века, то это
означает, что произошла кристалли-
зация вашего прошлого знания. Если
пятна на стене вызывают в воображении
постоянные образы, это свиде-
тельствует о том, что в доме ничего
не изменилось. Воображаемое, фантазмы
обретают символические координаты.
Речь здесь идет, по существу, о
структуре психического.
Оригинальность лакановской концепции
по сравнению с фрейдовской состоит в
____________________
35 Lacan J. Le seminaire de Jacques
Lacan. Livre III. Les psychoses.
P., 1981. P. 20.

79

том, что место "Оно" занимает
реальное, роль "Я" выполняет
воображаемое, функцию "Сверх-Я" -
символическое. При этом реальное как
жизненная функция соотносимо с фрей-
довской категорией потребности, на
этом уровне возникает субъект
потребности. На его основе
формируется воображаемое, или
человеческая субъективность, субъект
желания. Воображаемое воплощает
"функцию заблуждения", осуществляется
"По ту сторону принципа реальности"
(так называется работа Лакана,
опубликованная в 1936 г.).
Таким образом, бессознательное
символическое противостоит у Лакана
сознательному воображаемому, реальное
же по существу остается за рамками
исследования.
Лакан считает трехчлен "реальное-
воображаемое-символическое"
первоосновой бытия, стремится иссле-
довать соотношения его составляющих
методами точных наук. Так, опираясь
на законы геометрии, он пытается
представить феноменологию
психического графически, изображая на
плоскости двухгранный шестиплос-
костной бриллиант. Средний план,
режущий бриллиант пополам на две
пирамиды, он представляет как непро-
ницаемую поверхность реального.

80

Однако поверхность эта испещрена
дырами, пустотами бытия (речи) и
ничто (реальности), в которые с
верхнего уровня символического
посредством языка попадают слова и
символы. В результате таких синтезов
на стыках различных граней,
воплощающих реальное, воображаемое и
символическое, образуются основные
человеческие страсти и состояния. На
стыке воображаемого и реального
возникает ненависть, реального и
символического - невежество. Стык
граней воображаемого и символического
порождает любовь.
От исследования воображаемого,
наиболее полно воплощающегося в
любви, Лакан переходит к изучению
символического и его проявлений -
языка, речи и искусства.
"Символическое первично по отношению
к реальному и воображаемому,
вытекающим из него"36, полагает он.
Символическое как первооснова бытия и
мышления определяет структуру мысли,
влияет на вещи и человеческую жизнь.
Человек становится человечным, когда
получает имя, то есть вступает в
вечную символическую связь с
универсумом. Наиболее чистая, симво-
____________________
36 Lacan J. Le seminaire de Jacques
Lacan. Livre II. P. 256.

81

лическая функция языка и заключается
в подтверждении человеческого
существования. Речь же способствует
узнаванию человека другими людьми,
хотя по своей природе она
амбивалентна, непроницаема, способна
превращаться в мираж, подобный
любовному. Если символическая природа
речи проявляется в ее метафоричности,
то признак символической природы
искусства - образность: "Это новый
порядок символического отношения
человека к миру"37.
Изучая природу художественного
образа методами структурного
психоанализа, Лакан стремится
использовать результаты
естественнонаучного знания. Он под-
черкивает связь психоанализа с
геологией (исследование пластов
подсознания) и оптикой (анализ
"стадии зеркала"). В результате
возникает концепция
транспсихологического "Я". В ее
основе лежат психоаналитические идеи
двухфазового - зеркального и эдипо-
вского - становления психики.
Первая фаза совпадает с началом
становления субъекта. Как полагает
Лакан, до шестимесячного возраста
____________________
37 Lacan J. Le seminaire de Jacques
Lacan. Livre III. P. 91.

82

ребенок не отделяет себя и окружающий
мир от материнского тела.
Полугодовалый ребенок уже способен
узнавать себя в зеркале,
самоидентифицироваться и
идентифицироваться со взрослым,
держащим его перед зеркалом. Ребенок
воображает себя взрослым, владеющим
речью, творит свой будущий образ. Так
на стадии зеркала формируется образ,
синтезирующий воображаемое и
символическое в той мере, в какой
осуществляется приобщение к языку и
культуре.
Символическая сущность образа
закрепляется на эдиповской стадии,
когда желания ребенка подчиняются
законам культуры, навязанным ему
отцом. Позднейшее же соперничество с
отцом, протест против него побуждают
разбить зеркало, а вместе с ним и
отраженный в нем "взгляд другого".
Одиссей, полагает Лакан, не случайно
выкалывает глаз Циклопа - он
разбивает это символическое зеркало.
Для обоснования своей концепции
Лакан приводит данные многочисленных
и многообразных оптических опытов с
плоскими и вогнутыми зеркалами,
стеклами, сферами. В его трудах -
множество чертежей и рисунков,
изображающих многовариантность стадии
зеркала. Однако собственно

83

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Специфика постмодернистской ситуации заключается в отсутствии как универсального повествовательного метаязыка
Которых новое поколение литераторов считает предтечами постмодернизма
В таких аутодафе им видится высшая форма искусства для искусства
Бессознательная машинная реализация желаний
Применив выводы об алгоритмах творчества к искусству всех времен

сайт копирайтеров Евгений