Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

337

феноменом, определяемым историко-
культурным контекстом. От этого
контекста зависит соотношение
эстетических и художественных
ценностей. И если художественная
практика неоавангарда отторгает
эстетические ценности, то это не
распространяется на искусство в
целом: так было не всегда и,
возможно, изменится в будущем
благодаря опыту постмодернизма.
Открытая теория представляет собой
интересную попытку анализа
эстетического сознания в контексте
постмодернистской культуры.
В современной экологической
эстетике преобладающими являются
институциональная и открытая тен-
денции в трактовке окружающей среды
как эстетического объекта.
Эстетический объект - это
"целостность, определяемая в
соответствии с общественным
договором"21, подчеркивает финский
исследователь Ю.Сепанма, разраба-
тывающий институциональный подход к
эстетике окружающей среды. Термин
"эстетический объект" он считает
____________________
21 См.: Sepanmaa Y. The Beauty of
Environment. A General Model of
Environmental Aesthetics.
Helsinki, 1986. P. 31.

 

338

достаточно двусмысленным.
Эстетическим может считаться как
объект, обладающий эстетическими
качествами (например, красотой), так
и любой объект, являющийся предметом
эстетических исследований. Сепанма
предлагает следующую классификацию
эстетических объектов. Он различает
среди них два типа (естественные и
искусственные) и три вида. К первому,
базовому виду, относятся произведения
искусства, ко второму - естественная
и искусственная окружающая среда,
третий, гибридный, возникает из
сочетания двух предыдущих как
искусство окружающей среды.
Сепанма предлагает различать слабые
и сильные эстетические объекты.
Первые полностью зависят от
субъективной эстетической оценки.
Эстетическая ценность вторых
подкрепляется этической и другими
ценностями. Искусство, чьим стержнем
является эстетическая ценность,
относится им к слабым эстетическим
объектам. Природа, эстетическая
ценность которой не должна наносить
ущерба другим ценностям, чтобы не
обернуться эстетизмом,
формалистической красотой - к
сильным.
Эстетическое восприятие окружающей
среды может быть пассивным и активным

339

- пропущенным через практику, знания,
критику. Большинство экологически
ориентированных эстетиков настаивает
на необходимости формирования
активного эстетического отношения к
природе, выступающего высшей ступенью
практического отношения к ней. Основу
восприятия окружающей среды как
эстетического объекта составляет
эстетический опыт, накопленный в
искусстве. В сочетании с этическими,
психологическими, социологическими
знаниями о природе он составит
качественно новое экологическое ноу-
хау.
Таким образом, институциональный
подход к экологической эстетике
обладает своей спецификой по
сравнению с институциональным
анализом искусства. Достоинством
институциональной теории искусства
является стремление определить
социальный статус искусства,
исследовать его в контексте
материальной и духовной культуры,
теоретически осмыслить новые явления
в художественной практике. Вместе с
тем теория эта представляется
односторонней, так как в ней
недооцениваются аксиологический и
функциональный подходы к искусству.
Следствием этого оказываются
размытость эстетических критериев,

 

340

субъективизм в определении
художественного статуса, дефицит
содержательного анализа искусства.
Экологическая эстетика в
значительной мере преодолевает эту
односторонность благодаря
аксиологическому и функциональному
подходу к окружающей среде, тесной
связи с этикой, конкретными науками,
общественной практикой. Плодотворным
представляется акцент на активном
характере эстетического отношения к
природе, проблемах онтологии,
взаимосвязи традиций и инноваций.
Однако увлеченность предметом
исследования ведет к известной
недооценке искусства как "слабого"
эстетического объекта, герметичного,
полностью автономного мира
воображения, оторванного от
действительности. Это связано, на наш
взгляд, с институциональной
установкой на отделение искусства от
морали, принципиальное отторжение
аксиологических критериев. Возникшие
трудности в выявлении специфики
искусства, лакуны в анализе его
социальных и иных функций оказались
особенно явными на фоне
концептуального исследования
окружающей среды как эстетического
объекта, синтезирующего экологическую

 

341

красоту, эстетическую ценность и
практическое ноу-хау.
Существенный интерес представляет
понятийный аппарат экологической
эстетики. Его структуру образуют
основные понятия (окружающая среда,
природа, ландшафт, вид) и уровни
восприятия прекрасного (внешний -
внутренний, формальный - содержатель-
ный, визуальный - интеллектуальный,
эмоциональный - рациональный). К
внешнему уровню принадлежат, на-
пример, цвета, формы, пропорции,
образующие гармонию. К рациональному
уровню относится восприятие красоты
структуры эстетического объекта. В
этой связи внимание концентрируется
на категориях чувственно-прекрасного
и концептуально-прекрасного, присущих
как природе, так и искусству, но в
неодинаковой мере. Если для искусства
базовой является чувственная красота,
то для окружающей среды превалирующее
значение имеет сплав концептуально-
прекрасного и этического. Вводится
новый термин - "экологическая
красота", чья суть заключается в
понимании структуры, функци-
ональности, целесообразности
экологической системы. Это
комплексная, сложная, рациональная
красота, оперирующая категориями
экономности, простоты и т.д. Вопрос о

 

342

том, вводит ли экологическая эстетика
в научный оборот новые категории,
остается открытым. В настоящее время
ею активно используются категории фи-
лософской эстетики, искусства,
естественных наук, обыденного
сознания, что сказывается и на
определении "экологической красоты".
Этот тип красоты сравнивается с
понятием концептуальной красоты в
математике, шахматах. В этой связи
встает вопрос о соотношении
экологической эстетики как новой
научной дисциплины и традиционной
эстетики как философии искусства в
контексте более широкой проблемы
"Природа и искусство".
В экологической эстетике, как мы
видели, преобладает конвенциональная
концепция эстетического объекта в
природе и искусстве. Однако природа
условности в эстетике окружающей
среды и классической эстетике разная:
природа и искусство не заменяют друг
друга, хотя воображаемые
художественные феномены и могут
вызывать те же эстетические эмоции,
что и реальные экологические объекты.
Две эти ветви эстетики объединяет
философия прекрасного, принадлежность
их предметов исследования к классу
эстетических объектов. Сходства и
различия в специфике последних

343

определяют характер сложных
взаимосвязей, притяжений и
отталкиваний между природой и
искусством. Рассмотрим некоторые из
них.
Искусство, как феномен культуры,
заменяет природную форму красоты
художественной формой. Оно предстает
основной эстетической парадигмой.
Вместе с тем, внутри самого искусства
выделяется ряд парадигм: центральная
(классика) и периферийные
(архитектура, садовое искусство,
искусство окружающей среды). Для
экологической эстетики эти
периферийные сферы представляют
особый интерес как стык между
искусством и природой, рождающий
гибридные эстетические объекты. Они
подразделяются на виды по степени
своей близости к дикой природе. Во-
первых, естественные объекты
метафорически воспринимаются в этой
пограничной области как природные
произведения искусства: осиное гнездо
сравнивается с архитектурной построй-
кой, дремучий лес, болота - с
пейзажем на картине. Во-вторых,
природа может стать частью
произведения искусства, о чем
свидетельствует творчество
экологических художников, получивших
международное признание - И. Христо,

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 10 искусства
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 10 постмодернизма
Характерная для эстетики постмодернизма литературы эстетики
Бергсонизма для культуры xx века серр видит в применимости их открытий как на макроуровне
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 7 культуры

сайт копирайтеров Евгений