Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

подобно архитектору-постмодернисту,
пронумерованные короткие текстовые
блоки с фрагментами рекламы, графики,
порнопродукции. Размышляя о границах
текста, К. Нутбум расширительно
трактует постмодернистскую литературу
как новую топографию мира, сколок
философского лабиринта неопределенно-
сти и энтропии. Сниженный вариант
этой позиции представлен в
"Рассказчике" Х. Мюлиха - семейной
головоломке с картинками о
сексуальных отношениях брата со
своими сестрами-близнецами - пародии
на традиционный семейный роман.
Стилистику цирка и мюзик-холла
использует Л. Феррон, чьи гибриды
исторических фигур и литературных
героев намекают на галлюцинаторный
характер истории. Путешествуя по
разным историческим эпохам, персонажи
С. Поле перевоплощаются в женщин,
стариков, зародышей, животных;
Леонардо, Фауст, Ян Гус сливаются в
одно лицо в "Тайнах коровы"
Ж. Вогелара - пародии на энциклопе-
дизм, где корова - аллегория
глупости.
Оперирование литературными кодами
предшественников как средством
художественного моделирования
характерно и для немецкой литературы.
"Парфюмер. История одного убийцы"

251

П. Зюскинда - квинтэссенция различных
типов прогулок по европейскому
культурно-философскому пространству-
времени.
При всем многообразии
постмодернистскую литературу
объединяет перенос внимания с
эпистемологической проблематики,
типичной для модернизма, на он-
тологический статус текста как
посредника между писателем и
читателями. Каждый текст в этой связи
трактуется как особый жанр,
свидетельствующий о персональном
характере творческого контакта с
аудиторией. Постмодернистский синдром
калейдоскопических жанровых и
стилевых трансформаций косвенно
свидетельствует о стремлении прорвать
плотину культурных предрассудков,
открыть шлюзы креативности-но не на-
ивной, а опирающейся на эстетический
фундамент прошлого.
Ряд общих черт, присущих
постмодернистскому искусству, находит
своеобразное выражение в музыке.
Подобно живописи, архитектуре,
литературе, постмодернизм в музыке
тяготеет к переосмыслению традиций на
основе их свободных комбинаций,
реинтерпретации творческого наследия,
коллажности и цитатности. Рубежом
между модернизмом и постмодернизмом

252

стало творчество Д. Кейджа, чьи "4
минуты 33 секунды" молчания
обозначили эстетические пределы
неоавангарда. Дистанцируясь от
абстрактного концептуализма, аске-
тизма, интонационного, ритмического,
фактурного отбора, сериальности
музыкального авангарда, его установки
на хэппенинговый характер
интерпретации, при котором
коллективное сотворчество исполнителя
и аудитории важнее индивидуального
композиторского творчества,
постмодернизм ориентируется на
мелодизм, тональность, "новую
простоту", отдавая приоритет ма-
стерству композитора как подлинного
автора произведения. Сериальность
здесь проецируется на ладовую ди-
атонику, особое значение придается
драматургии композиционного монтажа,
статике центрового притяжения.
Обращаясь в последнее десятилетие к
достаточно широкой аудитории,
К. Штокхаузен, П. Булез, Э. Картер,
Д. Крамб, М. Фелдман, Ф. Грэс,
Ж. Крайзи, Ш. Ив, Г. Лигети, Л. Ноно,
С. Райх и другие стремятся к свобо-
дному сочетанию принципов и приемов
европейской классики с элементами
поп-, рок-, народной, а также не-
европейской музыки. Важную роль при
этом играет визуальный момент -

253

световые эффекты, одежда, пластика,
поведение исполнителей, их речь.
Увлечение неороматизмом,
многочисленные парафразы на темы
Малера, Моцарта, Листа, созданные при
помощи синтезаторов и исполняемые на
электронных инструментах, выдвигают
на первый план проблему нового
музыкального языка. Дискуссии о роли
новейших технических средств в
творческом процессе, его
персонализации, делающей
проблематичной саму постановку
вопроса о едином стиле, акцентируют
внимание на гибридном характере
постмодернистской музыкальной
эстетики, ее обусловленности
общекультурным контекстом27.
Ключевыми для музыкальной эстетики
постмодернизма являются проблемы
звукового синтеза, гетерофонии,
алеаторики, импровизационности,
удовольствия, коммуникативности,
открытости композиции. Специфику
постмодернизма в музыке П. Булез
____________________
27 См.: Козина Ж. Музыкальный
постмодернизм - химера или ре-
альность? // Сов. музыка. 1989.
№ 9; Савенко С. Есть ли инди-
видуальный стиль в музыке
поставангарда? // Сов. му-
зыка. 1982. № 5.

254

видит в противоречивом сочетании
единства, определенности целого и
неопределенности отдельных
музыкальных мгновений, рождающем
весьма нестабильную, летучую, но и
самую богатую область творческого
воображения и восприятия,
расположенную между порядком и
хаосом28. Движение к звуковому
синтезу предполагает отход от
известных музыкальных и вокальных
звучаний ради открытия новых
пространств: относительно точная
имитация голосов и инструментов
разрушается и трансформируется до
неузнаваемости при помощи технических
средств. Происходит переход от
простого объекта к сложному, где
тематическое и акустическое
неразделимы. Так, пьеса Булеза
"Взрыв" рассчитана на материальное
восприятие музыкального объекта,
"выщипывание" звуковых нитей
посредством резонанса, чья
продолжительность зависит от регистра
и динамики: мощное, долговременное
звучание одних резонирующих
инструментов (фортепьяно) покрывает
слабость и краткозвучность других
(вибрафон, арфа, тарелка). Именно в
____________________
28 См.: Булез П. Между порядком и
хаосом // Сов. музыка. 1991. № 7,9.

255

переносе внимания с традиционной
звуковысотности западноевропейской
музыки на проблему интеграции тембра
и музыкального объекта французский
композитор видит специфику
постмодернистского подхода. Он
определяет тембр как глобальную
категорию, неотделимую от культурного
и эмоционального контекста.
Нестабильность, субъективность
восприятия тембра, длительности,
ритма побуждают заменить иерархию
высот более общими категориями шума,
сложности, необработанности звука.
Обращение музыкального постмодернизма
к акустическим иллюзиям, эффектам
маскировки, вопросам динамики и
пространства позволяет
дистанцироваться от традиционных
оппозиций воображаемое - реальное,
концепция - слышимый объект. Сплав
тембра, динамики и длительности
порождает звуковой синтез, ведущий к
сдвигу от полифонии как нормативной
основы классической за-
падноевропейской музыкальной культуры
к гетерофонии. Принцип гетерофонии
связан с отходом от традиционных норм
под натиском компьютерной и элек-
тронной музыки, расширением звукового
материала, гибкостью и умножением
мелодических линий, позволяющим
создавать сложные звуковые образы,

256

где эффект бессвязности сочетается с
введением звуков в мелодию,
очевидностью музыкального смысла, а
дырчатая музыкальная структура
способствует обобщенному восприятию.
Так, в "Брачном лике" скрещение
исходной полифонии (струнные) и
орнаментальной гетерофонии
(резонирующие инструменты) открывает
возможности игры с восприятием
реального и иллюзорного, расщепляющей
смыслы и обогащающей первоначальную
музыкальную ткань. Такая игра, во
многом ориентированная на сферу
бессознательного, может порождать
избыточность, излишества фактуры,
темпа и т.д. Вместе с тем, прежде чем
отступить от классических схем, по-
стмодернистская эстетика перегружает,
гипертрофирует их. Именно на такой
основе возможны высшая комбинаторика
стабильного и лабильного,
неустойчивое равновесие
предсказуемого и непредвиденного,
определенного и неопределенного,
создающие особый постмодернистский
колорит в искусстве.
Эволюция творчества П.Булеза от
додекафонно-сериального метода к
алеаторике, импровизационному прорыву

 

 

257

в "музыку свободного измерения"29
свидетельствует об усилении в
эстетике постмодернизма тем и
мотивов, связанных с игровым и
гедонистическим началами в
творчестве, свободой выбора,
множественностью интерпретаций.
Ведущие теоретики и практики по-
стмодернизма в музыке предлагают
оригинальные концептуальные варианты
его эстетического осмысления. Так,
К.Штокхаузен обращает особое внимание
на введение в музыку вербальной
партитуры, а также тишины, игры не-
звуком, снимающей оппозицию "звук-
пауза", что подчеркивает
спонтанность, открытость, незавер-
шенность композиции30.
Микроинтервалика, дробление
музыкального высказывания,
процессуальное развертывание и
драматургия произведения находятся в
центре эстетических интересов
Л. Ноно. Он уделяет особое внимание
проблемам коммуникации, контактов с
аудиторией, популярности серьезной
музыки. Эксперименты Ноно с
____________________
29 Boulez P. Points et reperes.
P., 1981. P. 141.
30 См.: Штокхаузен К. Подобно
свободной естественной на-
уке... // Сов. музыка. 1990. № 10.

258

наложением электронно
преобразованного звучания хора на его
естественное звучание, звуковыми
лентами и полями как сознательным
выражением чувств, музыкальным рядом
как веером интервалов направлены на
снятие традиционных оппозиций внешнее
- внутреннее, поверхностное -
глубинное, индивидуальное -
коллективное. Уделяя особое внимание
взаимосвязи эстетики и этики,
итальянский композитор подчеркивает
гуманитарную роль музыки, способной
ненормативным путем, посредством
эстетического наслаждения
трансформировать внутренний мир
человека.
Существенный интерес представляет
опыт сочетания традиционных и
компьютерных методов создания
музыкальных композиций. Так, Л. Фосс
соединяет серийную, алеаторическую и
электронную технику. М. Давидовский
создает электроакустическую музыку,
сочетающую электронные и акустические
звуки, а также имитирующую обычными
средствами компьютерную музыку. В
своих интерактивных импровизациях
Дж. Льюис музицирует с компьютером
как партнером по ансамблю. Его
внимание сосредоточено на живом
музыкальном общении с исполнителями,
взаимодействии с залом.

259

Одной из наиболее существенных
является проблема преодоления
отчуждения между композитором и
публикой, реинтеграции музыкантов в
современную художественную жизнь. В
этом плане показательно творчество
американского постмодерниста
С. Райха, чьи идеи антидогматического
сочетания серийности и атональности с
гармоничностью и ритмичностью
африканской, яванской и
южноамериканской музыки оказали
существенное влияние на современное
поколение музыкантов. Стремление к
ясности структуры и красоте звука,
полиритмичность, мелодизм,
эмоциональность его сочинений создают
калейдоскопический эффект синтеза
традиционных и новейших музыкальных
идей. Одна из сквозных тем его
творчества - цикличность времени, его
вечное возвращение. Эклектизм
"Эклектического контрапункта" для
гитары и магнитофонной ленты, "Музыки
пишущей машинки", сопровождаемой
показом видеофильмов о
взаимоотношениях мусульман и евреев,
"Разных поездов", где на музыкальный
ряд накладывается шум поезда и
ведущихся в нем разговоров
пассажиров, свидетельствует о поисках
оригинальных путей синтеза искусств в
"Новом музыкальном театре" Райха,

260

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он уделяет особое внимание проблемам коммуникации
Бессознательная машинная реализация желаний
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма
Одновременно предохраняет его посредством конвульсивной разрядки
Видов искусства как метаморфоз сексуальных пульсаций

сайт копирайтеров Евгений