Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

261

литературы, фотографии создается
симбиоз реалистических,
аллегорических, символических
приемов. В проекте "День как день"
музыкальными средствами исследуются
психология участников допроса, темы
насилия, палача и жертвы,
садомазохизма и т.д. Инструменты
становятся персонажами: контрабас
ведет допрос, ударные исполняют его
команды, труба символизирует глас
закона, электрогитара - общественное
мнение. Постепенная потеря голоса
жертвой-сопрано говорит публике о ее
психологической деградации. "Хэлло,
ты меня слышишь?" - музыкальная
модель современной коммуникации.
Синхронно выступающие по радио
оркестр в Хельсинки, хор в Стокгольме
и джаз-квинтет в Осло обмениваются
посланиями трех типов - стереотипными
(музыкальные цитаты из классики),
личными (новая авторская музыка),
случайными ("посторонние" звуки -
городской шум, телефонные звонки и
т.д.). Эксперимент этот заканчивается
катастрофой: шум препятствует
коммуникации, радио оказывается
захваченным звуковыми паразитами.
Специальной темой исследования
могли бы стать постмодернистские
интерпретации классических опер. Их
действие нередко переносится в

262

современный контекст, провоцирующий
столкновение "большого стиля" с
массовой культурой. Так, американский
режиссер П. Селларс делает
моцартовского Дон Жуана чернокожим
обитателем нью-йоркского дна,
швейцарец М. Лангхоф
противопоставляет его возвышенность
провинциально-комическому стилю
поведения остальных персонажей, автор
венского спектакля Л. Бонди подчер-
кивает инфернальные черты "гуляки
праздного", возникающего из серного
дыма преисподней32.
Такого рода постмодернистские опыты
нередко вызывают упреки в популизме,
развлекательности, сведении искусства
к "кулинарным" функциям обслуживания
неразвитых эстетических вкусов,
художественном пиратстве,
своеобразной "музыкальной
уравниловке", ведущей к созданию
аморфных попурри, вульгаризации
классики. Думается, что полемическая
заостренность критики постмодернизма
в музыке не отменяет его объективных
эстетических качеств, связанных,
прежде всего, со своего рода
____________________
32 См.: Парин А. Дон-Жуан - Да
Понте - Моцарт. "Опера опер" на
сценах Запада в наши
дни // Культура. 1991, 7 дек.

263

"музыкальным экуменизмом",
стремлением расширить и
демократизировать современный
музыкальный этос.
Обращение к некоторым видам и
жанрам постмодернистского искусства
последнего двадцатилетия сви-
детельствует о нарастании тенденций
аклассических трактовок классики в
русле широкой неканонической традиции
фристайла. Использование
универсальных художественных приемов,
композиционных и языковых констант, в
том числе содержательно-фигуративного
плана, подчинено сверхзадаче диалога
с историей культуры, мыслимой как
обратимый континуум, возрождения
традиционной культурной ауры и
эстетических ценностей. Такой подход
к искусству мыслится как живая
альтернатива модернистской "традиции
новизны". Противопоставляя
иерархичности плюралистический взгляд
на культуру, постмодернистская
эстетика способствует равноправному
диалогу "старых" и "новых". Инновация
мыслится не как разрыв с прошлым, но
как добавление нового звена к
классической цепи, качественно
меняющее ее подобно тому, как новое
здание меняет архитектурный ансамбль.
Вновь создаваемые произведения, а
также новые интерпретации классики

264

оцениваются исходя из их
соотнесенности с общечеловеческими
эстетическими и художественными
ценностями. Прообразы такого синтеза
прошлого и настоящего - "Афинская
школа" Рафаэля, где смешение времен
позволяет встретиться Гераклиту,
Платону, Аристотелю, Эвклиду,
Леонардо, Микеланджело, самому
Рафаэлю, или "Зал наград" П.Делароша
в парижской Школе изящных искусств,
аллегорически объединяющий четыре
эпохи истории культуры - Афины, Рим,
Средние века и Возрождение. Ожившее
прошлое по-новому ставит вопрос о
порядке и форме в искусстве, а также
персональном, личностном аспекте
художественного творчества, чей
расцвет связывается со спецификой
поэтики постмодернизма.
Отличительной особенностью
постмодернистской поэтики является ее
гибридность, совмещение классических
и модернистских канонов, в ряде
случаев дающее инновационный
эстетический эффект. Это относится,
прежде всего, к постмодернистской
концепции красоты и композиции.
Классическая гармония и модернистская
дисгармония выступают здесь в снятом
виде как дисгармоничная гармония,
красота диссонансов. Ее художе-
ственным выражением является стилевой

265

плюрализм, эклектизм и коллажность
артефактов, правомерность их
многообразных симультанных
интерпретаций. Другой существенный
признак поэтики постмодернизма - эм-
патийность, сублимированный
антропоморфизм, свидетельствующий о
стремлении гуманизировать искусство.
Интерес к содержательности, возврат к
фигуративности, монументализму,
декоративности, нарративности, вни-
мание к контексту создают уникальный
интертекстуальный фон, позволяющий
извлечь новые смыслы из творческой
интерпретации традиций.
Постмодернистская специфика
интерпретации состоит в ее двойном
коде: иронически-пародийном
переосмыслении традиций не как
совокупности эстетических революций,
но как эволюционного пути развития
культуры, не чуждого компилятивности.
Вытекающая отсюда поливалентность
поэтики постмодернизма способствует
синестезии, выдвигает на первый план
такие художественные приемы, как
парадокс, оксюморон, эллипс, придавая
им универсальное значение. Идея
"присутствия отсутствия", ностальгия
по утраченному центру, культурной
целостности создают предпосылки их
свободного художественного поиска и
одновременно рефлексии по поводу ре-

266

зультатов постмодернистских
путешествий, систематически вновь
открывающих Америку вместо Индии. Од-
нако те культурно-исторические связи,
которые укрепляются на этом пути, и
являются, быть может, основным, а не
побочным эстетическим эффектом
постмодернистской ретроспекции.
Эстетика и поэтика постмодернизма
имеют на Западе как своих
сторонников, так и принципиальных
критиков. Последовательным оппонентом
"континентального нигилизма"
выступает классический оксфордский
рационализм. Критика с позиций
"высокого модернизма" в наиболее
отчетливой концептуальной форме
выражена Ю.Хабермасом, упрекающем
постмодернизм за реакционный
пассеизм, неоконсервативную
направленность, тягу к симметрии,
помпезному монументализму, вызывающую
ассоциации с тоталитарной
эстетикой33.
Американский эстетик-неомарксист
Ф.Джеймсон критикует постмодернизм
как эстетику потребительского
общества, существующую в "вечном
настоящем", подменившую чувство
истории иллюзорным псевдоисторизмом,
____________________
33 См.: Habermas J. Modernity, An
Unfinished Project.

267

мимикрией, пастишем, слепой иронией,
что ведет к атрофии новаторского
потенциала искусства,
дезиндивидуализации творчества,
шизофренизации культуры34.
Философское фиаско постмодернизма он
видит в игнорировании личности с ее
чувствами, эмоциями, тревогой,
патологиями, бывшими в центре мо-
дернистских течений в эстетике и
искусстве - фрейдизма и
экзистенциализма, сюрреализма и
абсурдизма и т.д. Интровертность
сменилась экстравертностью, в
результате чего на первом плане
оказалась бесчувственность,
получившая свое концентрированное
выражение в порнографии. Культурно-
эстетический изъян постмодернизма
Джеймсон усматривает в расширительном
толковании культуры и искусства,
лишающем их относительной
автономности. В результате культура,
по его мнению, растворяется в
политике, идеологии, экономике,
приобретает театрализованный,
псевдобытийный характер, утрачивая
____________________
34 См.: Jameson F. Postmodernism
and Consumer Soci-
ety // Postmodernism and its
Discontents. Theories, Practices.
L.; N.Y., 1988. P. 15-28.

268

при этом критическую дистанцию по
отношению к социальной
действительности, а следовательно, и
возможность воздействовать на нее.
Доминантой эстетического сознания
художника и его аудитории становится
чувство потерянности, утрата идентич-
ности, погружение в реально-
ирреальный мир, символом которого
могут служить коммерческие каналы
американского телевидения с их
калейдоскопом рекламы, видеоклипов,
ускоренно-механическим ритмом. Крити-
ческими аргументами служат также
признаки роботизации творчества,
чисто количественного ложного плюра-
лизма, асоциальности, свободы от
ответственности, конформизма,
установки на коммерческий успех.
Не только полемические колкости, но
и многие замечания теоретического
характера, сформулированные
оппонентами постмодернистов, имеют
под собой реальную почву. Однако это
не дает, по нашему мнению, оснований
считать постмодернизм "раком"
современной культуры, художественным
тупиком и т.д. Объективный анализ
этого эстетического феномена в его
оригинальном, а не карикатурном
варианте, позволяет судить как об
издержках переходного этапа в
развитии культуры, связанных прежде

269

всего с эклектизмом, вторичностью
художестенных приемов и принципов,
так и о присущем ему возвращении в
эстетику и искусство языка эстети-
ческого чувства, красоты как
реальности, контекста мировой
культуры и повседневной жизни.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Равеля атмосферу опасного искусства
Архитектурные произведения урбанистов своего рода резюме уже известных решений
Постмодернист ская эстетика сосредоточилась на исследовании энергии
Восприятие литературного постмодернизма как импортированного американского черенка
Тривиализации психоанализа

сайт копирайтеров Евгений