Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

45

наоборот, освобождают прекрасное"21.
В отличие от классической философско-
эстетической ситуации, философия
сегодня утрачивает власть над
эстетической методологией, припоминая
свой генезис в качестве рефлексии о
становлении поэтики.
Деструкция мимесиса в эстетике
постмодернизма означает отход от
аристотелевской эстетики, сопровож-
дающийся отказом от концепции
художественной культуры как удвоения
жизни.
Существенным признаком
постмодернизма в искусстве является
размытость оппозиций между словом и
экзистенцией, текстом и телом. Такая
специфика особенно рельефно
проявляется в постмодернистском те-
атре. Прослеживая процесс стирания
дуализма души и тела на примере
театра жестокости А. Арто, Деррида
делает акцент на замене слова,
текста, письма ритмом, криком,
иероглифом, жестом, телом. В отличие
от традиционного театра жизнь здесь
не изображается, но проживается во
всей своей жестокости. Тем самым раз-
рушается гуманистическая граница
классического театра,
____________________
21 Derrida J. L'ecriture et la
difference. P. 25.

46

деконструируется привычная роль
автора, снимаются оппозиции автор -
актер, актер - зритель. Перенос
внимания с рационального содержания
слова на его плоть возвращает театр
на довербальный уровень, открывая
путь постмодернистскому театральному
письму - визуально-пластическому.
Трагическая судьба изображения в
современном театре завершается
праздником жестокости, крушащим
различия между натурой и культурой.
Размышляя о классическом и
нетрадиционном театре, Деррида
выявляет и момент сходства между
ними: любой театр - это письмо, не
достигшее адресата. Поэтому снадобье
в "Ромео и Джульетте" превращается в
яд и свершается невозможное -
влюбленные вопреки объективной
пространственно-временной логике
переживают смерть друг друга.
Маскарад оборачивается балом подобий,
где отказ от имени отца ведет к
утрате любви и жизни. Шекспировскую
трагедию Деррида трактует как апофеоз
холодной иронии имен, переживающих
своих хозяев.
Быть может, наиболее отчетливые
формы деконструктивизм Дерриды
приобретает при анализе им по-
стмодернистской архитектуры.
Стратегия деконструкции означает в

47

этой сфере мощную встряску, ведущую к
дестабилизации таких структурных
принципов архитектуры, как система,
конструкция, архитектоника. Архи-
тектура - наиболее наглядная форма
изобретения другого, поэтому ее
деконструкция позитивна, а не нега-
тивна. Ее результатом является не
хаос разрушения, а бездонность нового
архитектурного языка - "другого",
асемантичного, безумного в своей
непрочности, отвергающей традиционные
оппозиции горизонталь - вертикаль,
природа - культура, форма -
содержание, жилое - нежилое. Если
традиционная архитектура - это
референциальное пространство
мимесиса, то постмодернистская
архитектура - "будущий неразборчивый
проект", неизвестная школа,
неопределенный стиль, необитаемое
пространство, изобретение новых
парадигм... Деконструировать
артефакт, называемый "архитектурой",
значит мыслить его как артефакт
необитаемой техники"22.
Как ни один другой вид
постмодернистского искусства,
архитектура обратима, повторяема, она
существует "здесь и сейчас",
сопротивляясь историцистской пери-
____________________
22 Derrida J. Psychee. P. 510, 513.

48

одизации, преходящей моде. Связь
архитектуры с историей крайне сложна:
архитектура формирует человека,
ангажирует его, и лишь затем он
становится ее хозяином.
Архитектура - это пространственное
письмо, в чью структуру включено
событийное измерение, обладающее
собственной драматургией,
хореографией, эстетикой кадра,
нарративностью, сериальностью.
Специфика постмодернистской
архитектуры заключается в утрате ею
своей автономности, скрещивании с
другими типами художественного письма
- кинематографическим, фото-
графическим, хореографическим,
литографическим. Скрещивание может
осуществляться в форме трансферта,
перевода, транскрипции, прививки,
гибрида. В результате такого сложного
нарративного монтажа возникает
трансархитектура события, обращенного
к другому, далекая от созерцательного
эстетизма и потребительства.
Постмодернистская архитектура - это
единство деконструкции и
реконструкции, "право на разъединение
в пространстве объединения"23.
Деконструктивистские процедуры
дестабилизации, разъединения,
____________________
23 Derrida J. Psychee. P. 489.

49

расчленения, прерывания создают
предпосылки для объединения различий,
но не в рамках новой
архитектонической системы, а в
пространстве "другой архитектуры". Ее
отличие - не в форме, системе или
конечном смысле. "Архитектура
другого" - это событие, произведение,
артефакт, памятник, воспринимаемые не
как искусство, но как естественная
среда обитания, "архитектура архитек-
туры".
Материальная и духовная прочность
традиционной архитектуры превращает
ее, по мнению Дерриды, в последнюю
крепость метафизики. Она подчиняется
четырем аксиоматическим инвариантам,
определяемым извне в качестве
символических функций архитектуры:
служить жилищем; материализовывать
социальную иерархию; овеществлять
телеологию - политический,
экономический, религиозный,
утилитарный финализм; соответствовать
статусу изящного искусства своей це-
лостностью, порядком, красотой,
гармонией. Эти инварианты,
соответствующие принципам
классической западной культуры в
целом, подлежат не разрушению, но
переоценке, ведущей к дистанцированию
от них, их постепенной эрозии.
Результатом такого сдвига будет ну-

50

левой градус архитектурного письма,
характеризуемый не бесчеловечностью,
бесполезностью, бессмысленностью,
нигилистической деструкцией, но
пробуждением эстетической энергии
метаархитектуры, обретением ею нового
дыхания.
Примером постмодернистской
архитектуры Деррида считает
творчество Б. Чюми, осуществившего в
Париже свой проект "Безумия". В
основе проекта - точки-магниты,
объединяющие фрагменты расколотой
парковой системы - аттракционы, игры,
экологические артефакты. Прерывистые
красные точки нацелены на связывание
энергии безумия и ее семантическую
перезарядку. В этом эксперименте
Деррида усматривает единство
деструкции и реконструкции:
разрушение традиций французского
садово-паркового искусства ведет не к
хаосу анархии или новому порядку, но
к эстетическому сдвигу, рождающему
синтез удовольствия и культурного,
игрового, педагогического, научного,
философского применения.
Показателен опыт практического
осуществления некоторых мотивов
текстов Дерриды в архитектуре. Со-
вместно с архитектором П. Эйзенманом
Деррида создал проект "Хоральное
произведение", включающий в себя

51

литературный и архитектурный дискурс.
При этом Деррида выступил в качестве
дизайнера, а его соавтор - как
литератор. В результате возник
образец многоголосой, многоязыкой
"архитектуры-полиглота" - псевдосад
без растений, где соединяются твердое
и жидкое, вода и камень. "Словесный
дизайн" включает в себя хореографию,
музыку, пение, ритмические
эксперименты. Выступление хора
мыслится как архитектурное событие,
со ссылкой на "Собор Парижской
Богоматери" В. Гюго книга
приравнивается к храму, разрушается
иерархия внешнего и внутреннего,
активного и пассивного, видимого и
невидимого, временного и
пространственного. Субъект творчества
рассеивается, и перформанс в целом
наделяется неантропоцентрическим,
постгуманистическим смыслом.
Теоретический вывод Дерриды из
такого рода экспериментов заключается
в широком, свободном понимании
эстетики, давно прорвавшей оболочку
своего античного имени - каллиграфии,
каллистики. Такой реинтерпретации и
способствует деконструкция,
расшатыва-ющая наиболее прочные
элементы классической эстетики.
Архитектура в широком смысле
уподобляется логосу: деконструкция

52

"логоцентрической философии ар-
хитектуры" в духе нового рационализма
означает включение инновационного
потенциала метафоризма, воображения,
бессознательного в ткань научного
творчества в целом.
В начале 90-х годов Деррида уделяет
пристальное внимание проблемам
европейской культурной идентичности.
Культура, подчеркивает он, не может
быть самоидентична, замкнута на себе,
моногенеалогична. Множественность
источников европейской культуры, ее
капиллярность, способствующая
взаимоорошению культур, обеспечивает
идентификацию с культурой другого, ту
открытость, которая так необходима
для плодотворного диалога мировых
культур24.
Оригинальность научной позиции
Дерриды состоит в объединении
предметных полей теории культуры и
лингвистики. Сознательная
"экспатриация" философской эстетики в
эту экспериментальную сферу дает ей
новое дыхание, оттачивает
методологический инструментарий,
подтверждая ее право на существование
в современной постмодернистской

____________________
24 См.: Derrida J. L'autre cap.
P., 1991. P. 16.

53

ситуации25. Дистанцируясь от
лингвоцентризма Лакана, крайностей
структуралистского подхода, Деррида в
то же время избегает соблазна
пантекстуального стирания различий
между философией, литературой и
литературной критикой. Исходя из их
противоречивого единства и
взаимосвязи, теория деконструкции не
смешивает и не противопоставляет
строгую философию и литературность,
но вводит их в контекст более широкой
творческой разумности, где интуиция,
фантазия, вымысел - столь же необ-
ходимые звенья анализа, как и законы
формальной логики.
Как эпистемологическая, так и
идеологическая критика эстетики
деконструкции, сводящая ее либо к
негативно-разрушительной бессмыслице,
либо к апологетике художественного
авангарда, ограничиваются лишь
внешними признаками, не учитывая ее
глубинного позитивного смысла.
Обращаясь к хрупким, еще не вполне
сформировавшимся феноменам культуры,
Деррида применяет щадящие, мягкие
методы их анализа, требующие не
только категориальных новшеств, но и
авторской самоиронии. Тот
____________________
25 См.: Derrida J. Du droit a la
philosiphie. P., 1990. P. 23.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Равеля атмосферу опасного искусства
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 10 постмодернизма
Дании постмодернизм ас социируется с литературной алхимией
Принципы исследования языка искусства
Искусственная окружающая среда

сайт копирайтеров Евгений