Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

232

Идея "кодекса жестов" оказалась
созвучной исканиям создателей
различных направлений постмодер-
нистского балета - Стива Пэкстона,
Триши Браун, Поппо Шираиши и Алвина
Эйли в США, Пины Бауш в Германии,
Регины Шопино во Франции, Анне де
Кеерсмакер в Бельгии, Роберта Коэна в
Англии, Мина Танаки в Японии, Аллы
Сигаловой в России. Ими были
переосмыслены элементы модернистской
танцевальной лексики М. Бежара,
Д. Кранко, М. Грэхем, неоклассической
- Д. Баланчина, С. Лифаря,
И. Килиана, драмбалетно-симфонистской
- Д. Ноймайера, Р. Пети - признанных
лидеров современной хореографии, не
чуждых постмодернистским
экспериментам в собственном
творчестве. Цитатно-пародийное
соединение элементов свободного
танца, джаз-балета, танца модерн,
драмбалета, пантомимы, акробатики,
мюзик-холла, народного танца и
балетной классики, их исполнение без
музыкального сопровождения либо в
сочетании с сольным и хоровым пением,
речитативом, "уличными" звуками,
смешение бытовой и игровой стихии
передают резкие перепады настроений,
взрывы эйфории и приступы меланхолии
как символы дисгармоничной гармонии
бытия.

233

Для постмодернистских балетных
исканий свойственна сосредоточенность
на философской природе танца как
синтеза духовного и телесного,
естественного и искусственного,
прошлого и настоящего. Полемизируя с
эстетикой авангарда, постмодерн
возвращает в балет эмоциональность,
психологизм, усложненный метафоризм,
"очеловечивает" героя. Это
подчеркивается включением в балетное
действо элементов театральной игры,
хэппенингов, танцевальных соло и
дуэтов, построенных по принципу
крупных планов и стоп-кадров в кино.
Игровое, импровизационное начало
подчеркивает концептуальную
разомкнутость, открытость хореогра-
фии, ее свободный ассоциативный
характер. С этим связаны
принципиальный отказ от
балетмейстерского диктата, установка
на равнозначную роль хореографии и
музыки - балетной и небалетной.
Выражением подобного эстетического
поворота в балетной технике стал
отказ от фронтальности и цен-
тричности, перенос внимания на
спонтанность, импровизационность;
акцент на жесте, позе, мимике, дина-
мике движения как основных элементах
танцевального языка; принцип
обнажения физических усилий, узако-

234

нивания внетанцевальных поз и жестов
при помощи таких характерных приемов
как падения, перегибы, взлеты;
интерес к энергетической природе
танца, психосоматическим состояниям
радости, гнева, телесной истерии;
эффект спресованно-разреженного
танца, достигаемый контрапунктом
плавного музыкального течения и
рваной ритмопластики, вязкой,
плавной, широкой линии движения и
мелкой, дробной, крупнокадровой
жестикуляции; соединение архаической
и суперсложной техники (бега по кругу
и ритмопластического симфонизма,
сквозных лейтинтонаций).
Наиболее развитыми в
постмодернистской хореографии
являются тенденции чисто
пластического экспериментирования,
сосредоточение на раскрытии механизма
движения человеческого тела
(Т. Браун), а также соединения
танцевальной и спортивной техники. В
хореографическом боксе Р. Шопино
экипированные в боксерскую форму
танцовщики демонстрируют на ринге
владение как классическим танцем, так
и спортивными приемами, создавая под
музыку Верди и Равеля атмосферу
опасного искусства, чья жестокая,
яростная красота свидетельствует о

 

235

метаморфозах традиционных эстети-
ческих ценностей.
Для мозаичной постмодернистской
хореографии свойственна новая манера
движения, связанная с восприятием
тела как инструмента, обладающего
собственной музыкой. Телесная мелодия
может звучать и в тишине. Стиль
"оркестровки танцовщика"
А. Прельжокажа (Франция) основан на
выявлении характера, индивидуальности
исполнителя, сближает балет и
драматургию. Сравнивая танец с вазой,
свет - с наполняющей ее водой, а
костюмы и декорации - с украшающими
ее цветами, Прельжокаж подчеркивает,
что у вазы - собственная ценность и
красота, лишь оттеняемая дополнитель-
ными аксессуарами. Однако она не
тождественна классическому балетному
культу прекрасного как утонченной
стилизации: постмодернистская
концепция красоты танца вбирает в
себя неевропейские, неклассические
принципы танцевальной эстетики.
Чувственная раскрепощенность,
гротескность, хаотичность, сближение
с бытовой пластикой создают новый
имидж балетного искусства как
квинтэссенции полилога культур.
Действительно, постмодернистский
балет вбирает в себя элементы
танцевального искусства Востока

236

(индийский классический танец бхарат-
натьям, современный японский танец
буто), приемы ритмопластического
фольклора американских индейцев,
афро-карибскую танцевальную технику.
Мозаическое сочетание ремейков
йоговской медитации и античной
телесной фактурности, классических па
и полиритмизма рэгтайма, хай-лайфа,
джайва, суинта, брейка, фламенко,
кантри-данса - танца и музыки разных
культур, эпох, социальных слоев -
создают мир постмодернистского
"абсолютного танца" как следа нашего
времени, запечатленного в микро- и
макромире, жизни самой природы.
Ироническая ритуальность балетного
постмодерна во многом связана с его
"посланием" публике. Принципы
удовольствия, радости, человеческих
контактов со зрителями легли в основу
концепции балета как "живого
спектакля", исходящей из идеи танца
как образа жизни. Многое здесь
напоминает принципы тотального театра
П.Брука и Е.Гротовского. Стирание
граней между театром и повседневной
жизнь в балетном варианте рождает
феномены танцовщика-фермера (стиль
"Буто" М.Танака и его группы
"Майдзуку"), не отделяющего свое
искусство от тяжелого сельского
труда.

237

Эксперименты в области
обонятельного, осязательного и
вкусового воздействия на зрителей
также являются характерными
атрибутами постмодернистских поисков
новой чувственности.
"Придите и возьмите эту красоту,
пока она горяча", - так называется
одна из хореографических композиций
А.Эйли. Постмодернистская балетная
эстетика сосредоточена на идее
целостности жизни, объединяющей
микро- и макрокосмос, человека и
природу в большом историческом
времени.
Постмодернизм в литературе оказался
во многом связанным со спецификой
современных визуальных искусств.
Размывание внешних границ между
литературой и философией, историей,
литературой и другими видами
искусства - кино, театром, музыкой,
сопровождаемое эрозией
внутрилитературных границ между жан-
рами и стилями, привело к
возникновению металитературы -
термина-протея, означающего
неограниченные комбинаторные
возможности языковой игры. Сочетая
приемы интеллектуальной прозы с
сюжетной развлекательностью,
восполняющей дефицит "радости
текста", удовольствия от чтения, эти

238

книги адресовались как массовой
аудитории, так и ценителям игры
литературными ассоциациями.
Постмодернизм соединил рассказ с
показом, deja vu c deja lu (уже
прочитанным) путем возврата к
нарративности, так называемой
ретексуализации. Цитатность,
интертекстуальность, присущие по-
стмодернизму в целом, выразились
здесь в многообразных имитациях,
стилизациях литературных предше-
ственников, иронических коллажах
традиционных приемов письма.
В литературу вернулся субъект -
герой, лирический герой, персонажи и
т.д. Однако он существенно отличался
от своих прообразов в классической, а
также модернистской литературе
неопределенностью, маргинальностью
статуса, инакостью, андрогинностью,
этическим плюрализмом. Модернистский
распад рационального, стабильного "Я"
подготовил почву для гетерогенного
субъекта постмодернизма. Темы
жизненной энергии и энтропии,
вампиризма и донорства, экзи-
стенциального лабиринта и хаоса,
авантюрных приключений меньшинств,
приверженных альтернативным стилям
жизни, составили канву стилизованных
биографий и автобиографий, где тема
памяти, обратимости времени стала

239

приоритетной. Фабульность,
занимательность этих сюжетов,
адресованных широкому читателю,
свидетельствовала о новой попытке
сближения искусства и повседневной
жизни путем создания своего рода
"общей эстетики", примиряющей
классику, авангард и масскульт,
интеллектуализм и гедонизм на уровне
обыденного сознания. Вместе с тем
эклектические литературные симулакры
нередко обладали двойным дном,
скрывающим под кичевой упаковкой
эстетический энциклопедизм и
виртуозность, рассчитанные на иску-
шенного знатока искусства.
Попытки систематического изучения
постмодернистской литературы приводят
к выводу о том, что "призрак
постмодернизма", бродивший по Европе
на протяжении последнего
двадцатилетия, стал интеркон-
тинентальным. Однако, сохранив на
разных континентах и в разных странах
мира свои локальные, региональные
признаки, он подорвал уверенность в
глобальном характере самого термина,
выдвинув в качестве конкурентов
латиноамериканский магический
реализм, скандинавскую неоготику,
славянский соцарт и т.д.
Своеобразие постмодернизма в
литературе стран Европы и Америки

240

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 10 постмодернизма
Компенсирующая технологическую эйфорию компьютерного искусства
Архитектура обратима
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 11 искусство
Машина портрет человека

сайт копирайтеров Евгений