Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

279

нестабильности, характеризующей
систему современного знания.
Постмодернистская наука, отличающаяся
в целом индетерминизмом,
дисконтинуальностью, динамикой
(квантовая физика, физика атома),
включает в себя элементы
стабильности, детерминизма
(термодинамика). Ее интересы смеща-
ются в сторону нерешаемого,
неконтролируемого. В результате
меняется смысл знания: вместо
известного оно производит
неизвестное, вместо эффективного -
новое, отличающееся от знакомого.
Постнеклассическая наука
характеризуется Лиотаром как
антимодель стабильной системы. Это
открытая система, связанная с
открытым обществом и открытой
культурой постмодернизма.
Воображение, новые идеи, разногласия,
непрозрачность, "облака" языковой
материи, преобладание локального,
"маленького" рассказа над "большим"
метаповествованием - признаки постмо-
дернистской ситуации, чьей целью
является стремление к непознанному в
науке, неисчерпаемому в языке искус-
ства. Этой целью и определяется
плюрализм научных исследовательских
программ и многообразие художе-
ственных стилей, свойственные

 

280

коллажной, мозаичной
постмодернистской науке и эстетике.
Постмодернистский этап развития
искусства Лиотар определяет как эру
воображения и экспериментов, время
сатиры. Эстетическое наслаждение
отличается бесполезностью: спичкой
можно зажечь огонь, а можно просто
зажечь ее без всякой цели, чтобы
полюбоваться огнем. Тогда произойдет
разрушение энергии, ее потеря. Так и
художник, творящий видимость,
напрасно сжигает вложенную в нее
эротическую силу. Солидаризируясь с
Адорно и Джойсом, Лиотар
провозглашает единственно великим
искусством пиротехнику - "бесплодное
сжигание энергии радости". Подобно
пиротехнике, кино и живопись
производят настоящие, то есть
бесполезные видимости - результаты
беспорядочных пульсаций, чья главная
характеристика - интенсивность
наслаждения.
Если в архаических и восточных
обществах неизобразительное
абстрактное искусство (песни, танцы,
татуировка) не препятствовало
истечению либидозной энергии, то беды
современной культуры порождены от-
сутствием кода либидо, торможением
либидозных пульсаций. Цель
современного художественного и

281

научного творчества - разрушение
внешних и внутренних границ в
искусстве и науке, свидетельствующее
о высвобождении либидо4.
Размытость границ между наукой,
философией, эстетикой,
искусствознанием стимулирует
кристаллизацию целостной концепции
современного знания, параллельные
исследования развития научной и
гуманитарной культур. Таким
исследованиям посвятил себя философ,
эстетик, историк науки и религии
М. Серр. Оригинальность концепции
Серра состоит в том, что ему удалось
наметить новые подходы к традиционным
проблемам эстетики и философии науки,
а также найти точки пересечения
постмодернистской эстетики и
постнеклассического знания.
Возвращаясь к традиционному
пониманию философии как любви к
мудрости и знанию, французский ученый
исходит из того, что философия
никогда не выступала против знания,
____________________
4 См.: Lyotard J.-F. Des dispositifs
pulsionnels. P. 1980. О прикладном
психоанализе искусства у Ж.-
Ф. Лиотара см. подробнее: Мань-
ковская Н.Б. Методология буржуазной
эстетики (Критика новейших
концепций). М., 1988. С. 32-38.

 

282

но была заодно с ним в качестве
сверхзнания. Свидетельство этому -
метафизика Аристотеля, Декарта,
Гегеля, связавшая изучение природы с
проблемой человека и общества.
Научная объективность не исключала
субъективности ученого как
неотъемлемой части реальности. Серр
настаивает на введении и укреплении
субъективности в новейших
направлениях современной науки при
помощи философско-эстетических
методов. Для этого необходимо
преодолеть разрыв между технократами,
часто пренебрегающими культурой и
искусством (образование без культуры)
и гуманитариями, некомпетентными в
области точных наук (культура без
образования). Их сближению служит иг-
ровой подход. Мифологические
анекдоты, вмешательство автора в
разговоры лафонтеновских животных,
сказочная интерпретация научных
предвидений Ж. Верна и Р. Стивенсона
соединяют в одном лице поэта и фило-
софа науки, исходящего из презумпции,
что эстетика - это своего рода
гуманитарная общая физика. Акцент де-
лается на общих проблемах
постмодернистской науки и эстетики.
Основная мысль Серра заключается в
том, что существует переход между
точными науками и науками о человеке.

283

О его существовании знали еще
досократики, Платон. Но переход этот
не очевиден и не прост. Он подобен
узкому ледяному лабиринту,
соединяющему Атлантику и Тихий океан
- северозападному проходу5.
Преодолеть его может лишь тот, кто
способствует коммуникации между двумя
ветвями современной культуры.
Для осуществления такой
коммуникации Серр предлагает свой
метод - "беспорядочный энциклопе-
дизм". Он исходит из неразделимости
искусства, науки, мифологии, единства
пространства-времени культуры, где
Лукреций, Золя, Мишле, Тернер - наши
современники. Хаос, изобретения и
случайности поэтического мира
Лукреция - прообраз множественности,
сложности, поливалентности
постнеклассического знания, проза
Золя - предвосхищение физических
открытий, пьесы Мольера -
социологического изучения общества.
Серр считает эстетическое знание
более комплесным, полным и гибким по
сравнению с естественнонаучным.
Философия, литература, миф, сказка
способны увидеть те горизонты,
____________________
5 См.: Serres M. Hermes. Vol V. Le
Passage du Nord-Ouest. P., 1980.
P. 18.

 

284

которые сегодня еще не доступны
физике и математике, и тем самым
стимулируют научный прогресс. При
этом эстетика не стремится занять все
пространство культуры, но дает ее
стереоскопическое видение.
Такой широкий взгляд необходим и
ученому, действующему в качественно
новом научном пространстве. На смену
гомогенному, однородному миру
классического знания, восходившего от
частного к общему ради постижения
универсальной научной истины, пришли
дискретность постнеклассического
знания, плюрализм локальных истин. В
контексте спорадичной, разорванной
реальности "знание в лохмотьях"
утратило гомогенность. Одна из
актуальных задач - найти те
рациональные связи, которые способны
превратить острова знания в новый
архипелаг науки. Тремя осями
современного научного духа Серр
считает неэвклидово мышление в
геометрии, неньютоновский мир в
механике, некартезианскую рефлексию в
эпистемологии.
Что касается проблемы времени, то
Серр придерживается концепции
многовекторного, сложного, стоха-
стического, непредсказуемого времени,
восходящей к идеям Лукреция и теории
энтропии. Согласно этой концепции,

285

прямая линия и спираль в истории
сменились алеаторикой, стохастикой.
Регулярное повторение случайностей
позволило говорить, по аналогии с
физикой, об эргах истории. Ушли в
прошлое и универсальные философско-
эстетические модели. Сосуществование
автономных методологических подходов
привело к регионализации,
релятивизации, локализации знания.
Таким образом, пространственно-
временные модификации предопределили
открытость постмодернистского мира
науки.
Научное творчество Серра
концентрируется вокруг трех
определенных им в качестве основных
способов познания - философского,
научного и художественно-ми-
фологического. В его двухтомнике
"Система Лейбница и математические
модели"6 исследуется классическая па-
радигма знания - ясное, упорядоченное
видение мира, когда основой
метафизики является математика. Лей-
бницевский идеал порядка и закона как
гаранта стабильности интерпретируется
в духе концепций "знания-власти",
видящей в классической рациональности
____________________
6 См.: Serres M. Le Systeme de
Leibniz et ses modeles
mathematiques. P., 1968.

 

286

предтечу тоталитарной власти над
природой и обществом, сближающей ее с
военным искусством. Определяя систему
Лейбница как закрытую (подробно
ньютоновской и лапласовской), автор
считает ее символом эпистемо-
логической смерти.
Критике эпистемологического
догматизма, обоснованию роли эстетики
и искусства как одного из источников
научных знаний посвящена книга
"Юность: о Жюле Верне"7. Исследуя
связи между природой и наукой,
путешествиями и знаниями, Серр
приходит к выводу, что искусство и
наука - формы эпистемологических
путешествий, создающих новые связи
между человеком и миром.
Жюльверновские путешествия - своего
рода энциклопедия данного цикла
знания, включающая сведения о науке и
технике, навигации и оптике, астро-
номии и гастрономии. Соединяясь с
мифологией, позитивистское понятие
прогресса становится плюралистичным,
география трансформируется в
географику - научно-художественную
фиксацию "мира в лохмотьях",
знаменующую собой переход к
неклассической эпистемологии.
____________________
7 См.: Serres M. Jouvence: Sur Jules
Verne. P., 1974.

287

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 9 объекта
С массовой культурой постмодернизма интерпретации
Эстетикой
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 8 модернизма
Положение об эстетической

сайт копирайтеров Евгений