Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

новизну, связанную с амнезией,
сколько на инакость, опирающуюся на
память. Характеризуя деконструкцию
как весьма "мягкую, невоинственную",
Деррида видит ее специфику в инакости
"другого", отличного от техно-онто-
антропо-теологического взгляда на
мир, не нуждающегося в легитимации,
статусе, заказе, рынке искусства и
науки. "Единственно возможное
изобретение - это изобретение
невозможного. Таков парадокс
деконструкции"6. Такой подход он
считает особенно значимым для
эстетической сферы, сопряженной с
изобретением художественного языка,
жанров и стилей искусства.
Деконструкция здесь означает
подготовку к возникновению новой
эстетики: "Деконструкция не является
симптомом нигилизма модернизма и
постмодернизма. Это последний
свидетель, мученик веры конца века"7.
В процессе деконструкции как бы
повторяется путь строительства и
разрушения Вавилонской башни, чей
результат - новое расставание с
универсальным художественным языком,
смешение языков, жанров, стилей
литературы, архитектуры, живописи,
____________________
6 Ibid. P. 59.
7 Ibid. P. 539.

25

театра, кинематографа, разрушение
границ между ними. И если можно
говорить о системе деконструкции в
эстетике, то ею станет принципиальная
асистематичность, незавершенность,
открытость конструкции, мно-
жественность языков, рождающая миф о
мифе, метафору метафоры, рассказ о
рассказе, перевод перевода. Однако
такой перманентный перевод,
касающийся нетронутого иного и
сохраняющий невинность другого языка,
предполагает свой апофеоз - гимен,
свадьбу, примирение языков искусства.
Сознательный эклектизм постмодернизма
не позволяет языку зачахнуть, атрофи-
роваться в одиночестве, задохнуться в
корсете смысла, превратиться в
эстетического инвалида, вливая в него
энергию взаимодополнения,
стимулирующую его рост и развитие в
атмосфере текстового удовольствия.
Связь между деконструкцией и
изобретением имеет для Дерриды
принципиальный характер.
"Изобретательная деконструкция"
образует определенный позитивный
противовес "негативной теологии". При
этом изобретение - не синоним
открытия, творчества, воображения,
производства вещи или артефакта.
Изобретение сродни капризам психеи -
души (а не духа), отражающейся в

26

мобильном зеркале. Изобретая новое
искусство для современного Нарцисса,
миражный гибрид зеркала-психеи
символизирует сплав мифа и техники,
образа и пустой видимости.
Применительно к эстетической сфере
изобретение мыслится как самореф-
лексия по поводу универсальных
художественных идей, чей "след" ведет
к дестабилизации культурно-историчес-
ких условностей, связанных с понятием
наследия, достояния, традиций.
Выражаясь прежде всего в форме и
композиции, оно выдвигает на передний
план ироничность и аллегоризм
постмодернистского искусства. Со-
единяя синхронию иронизма с
диахронией аллегоричности в "
аллегории иронии", постмодернизм
предстает как единство правды
аллегории и аллегории правды. "Правда
как аллегория - это изобретение"8,
ведущее к структурно-содержательным
метаморфозам художественного языка и
его новому эстетическому статусу,
находящему выражение в новой теории.
Таковой и является ненормативная
эстетика постмодернизма, спонтанно
деконструирующая оппозиции реальное -
воображаемое, привычное -
фантастическое, низменное -
____________________
8 Derrida J. Psychee. P. 19.

27

возвышенное и т.д. "Соль
деконструкции - определенный опыт
невозможного, то есть другого как
изобретения невозможного, а только
таким и может быть изобретение"9.
Речь идет не о локальных открытиях,
но об изобретении нового мира, новой
среды обитания, новых желаний на фоне
усталости, исчерпанности, отработан-
ности деконструируемых структур.
Таким образом, "видимое противоречие
между изобретением и деконструкцией
может быть снято"10.
Деррида подчеркивает, что
изобретение - прерогатива человека
как субъекта. Если Бог творит, а
животное манипулирует инструментами,
то человек изобретает богов,
животных, мир в целом на двух уровнях
- басенном (фиктивно-
повествовательном) и техническом
(технико-эпистемологическом). Однако
уровни эти вписаны в систему
антропоцентрического гуманизма, по-
этому само изобретение сегодня
нуждается в деконструкции: его
необходимо переизобрести, лишив науч-
ной и эстетической
запрограммированности. Сверкающая
оригинальность деконструированного
____________________
9 Derrida J. Psychee. P. 26.
10 Ibid. P. 35.

28

изобретения будет состоять в открытии
и производстве новых артефактов -
непредсказуемых, хотя и
соответствующих латентным ожиданиям
современников.
Акцент на проблемах дискурсивности,
дистинктивности вызывает к жизни
множество вводимых автором
оригинальных понятий, таких как след,
рассеивание, царапина, грамма, вуаль,
приложение, прививка, гибрид,
контрабанда, различание и др.
Концептуальный смысл приобретает
обращение к анаграммам, черновикам,
конспектам, подписям и шрифту,
маргиналиям, сноскам. Многочисленные
неологизмы, метафоры, символы,
словоупотребления вне привычного
контекста как бы отстраняют
французский язык, придают ему лукавую
"иностранность". Не являясь
отрицанием или разрушением,
деконструкция означает выяснение меры
самостоятельности языка по отношению
к своему мыслительному содержанию;
это видимость, подобная телефонному
"да", означающему лишь "алло".
Видеотелефон - своего рода имидж
постмодернистской культуры.
Придуманный Дерридой фантастический
телефонный разговор на вечные темы
между Платоном, Фрейдом, Сократом,
Хайдеггером и Демоном, подсоединенных

29

друг к другу американским телефони-
стом, время от времени делающим
замечания о необходимости доплаты, -
символ единства европейской фило-
софской традиции и стремления
взглянуть на нее со стороны
иронически-отчужденным взглядом.
Исследование нерешаемого
посредством амальгамы философских,
исторических и художественных
текстов, научных данных и вымысла,
дисконтинуальных прыжков между
фразами, словами, знаками,
отделенными между собой сотнями
страниц, опоры на нелингвистические -
графические, живописные, компьютерные
способы коммуникации, выливается в
некий гипертекст - подобие
искусственного разума, компьютерного
банка данных, текстуальной машины,
лабиринта значений. В его рамках
философский и литературный языки вза-
имопроницаемы, открыты друг другу, их
скрещивание образует метаязык
деконструкции. Его применение раз-
мывает традиционные бинарные
расчленения языка и речи, речи и
письма, означаемого и означающего,
текста и контекста, диахронии и
синхронии, натуры и культуры,
мужского и женского и т.д. Однако
исчезновение антиномичности,
иерархичности порождает не хаос, но

30

новую конфигурацию философско-
эстетического поля, чьей доминантой
становится присутствие отсутствия,
открытый контекст, стимулирующий игру
цитатами, постмодернистские смысловые
и пространственно-временные смещения.
В данном контексте знаменательны
слова Дерриды о том, что самое
интересное - это память и сердце, а
не письмо, литература, искусство,
философия, наука, религия,
политика11. Он придает деконструкции
бытийный смысл, сравнивая ее с
анализом крови или обрезанием,
делающим внутреннюю жизнь видимой.
Плюрализация, интертекстуализация -
ритуальные обрезания языка,
обнажающие пульсацию жизни культуры.
Сосредоточивая внимание на языковых
обнаружениях философии, Деррида
приводит язык во "взвешенное
состояние", совершая челночные
операции между языковой эмпирией и
философией12. В своих философско-
____________________
11 См.: Jacques Derrida par
Geoffrey Bennington et Jacques
Derrida. P., 1991. P. 85.
12 См. подробнее: Автономова Н.С.
Язык и эпистемология в концепции
Жака Деррида // Критический анализ
методов исследования в современной
буржуазной философии. М., 1986;

31

эстетических исканиях он обращается к
текстам Гераклита, Сократа, Платона,
Аристотеля, Руссо, Гегеля, Канта,
Ницше, Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера,
Барта, Леви-Стросса, Фуко, Лиотара,
де Мана, Альтюссера, Витгенштейна,
Фейерабенда, а также произведениям
литературного авангарда - Малларме,
Арто, Батая, Жабеса, Понжа, Джойса,
Целана, Соллерса и других, посвящая
их исследованию многочисленные книги
и статьи. Кроме того, Деррида создает
ряд литературно-философских
произведений экспериментального
плана, сочетающих в постмодернистском
духе элементы научного трактата и
автобиографических заметок, романа в
письмах и пародии на эпистолярный
жанр, трагифарсовые черты и
галлюцинаторно-провидческие
озарения13. Ему принадлежит ряд
парадоксальных утверждений,
рассчитанных на "философский шок":
восприятия не существует; может быть,
я мертв; имя собственное - не
_____________________________________
Силичев Д.А. Деррида:
деконструкция, или философия в
стиле постмодерн // Филос.
науки. 1992. № 3.
13 См., например: Derrida J. La
Carte postale. De Socrate a Freud
et au-dela. P., 1980.

32

собственное; внетекста не существует;
схваченное письмом понятие тут же
спекается; cogito - это бесконечные
блуждания; секрет в том, что понимать
нечего; вначале был телефон. Подобные
высказывания свидетельствуют о
стремлении выйти за рамки
классической философии, "начать все
сначала" в ситуации утраты ясности,
смысла, понимания, заново,
незапрограммированно погрузиться в
стихию текста.
Этому служит тонкий, изощренный
анализ словесной вязи, кружева слов в
разнообразных контекстах, выявляющий
спонтанные смещения смысла, ведущие к
рассеиванию оригинального текста.
Текст теряет начало и конец и
превращается в дерево, лишенное
ствола и корня, состоящее из одних
ветвей. Цитатное письмо в сочетании с
симптоматическим чтением, локальным
микроанализом текстов позволяют
сосредоточить внимание на основных
темах грамматологии - дисциплины,
обобщающей принципы деконструкции:
знаке, письме, речи, тексте,
контексте, чтении, различании,
метафоре, бессознательном и др.

 

 

33

Деконструкцию логоцентризма14
Деррида начинает с деконструкции
знака, затрагивающей краеугольные
камни метафизики. Этот процесс
сопрягается им с чувственно-
интеллектуальным удовольствием,
доставляемым виртуозной игрой в
силовом поле художественной
философии, отмеченном литературным
эстетизмом. Знак в концепции Дерриды
не замещает вещь, но предшествует ей.
Он произволен и немотивирован,
институционально-конвенционален.
Означаемого как материальной вещи в
этом смысле вообще не существует,
знак не связывает материальный мир
вещей и идеальный мир слов, практику
и теорию. Означающее может отсылать
лишь к другому означающему,
играющему, таким образом, роль
означаемого. Разница между
чувственным означаемым и
интеллегибельным означающим исчезает,
и в результате этой
"трансцендентальной контрабанды" знак
становится чувственно-
интеллегибельным. Возникают не

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 10 психоанализа
Знаковые системы территориальных искусств основаны на ритмах эстетики искусства
Миру искусства
Также найти точки пересечения постмодернистской эстетики
Другими видами искусства кино

сайт копирайтеров Евгений