Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

309

превращении артефакта в хэппенинг,
художника - в оператора.
Дестабилизация классической системы
эстетических категорий и ценностей
сопровождается становлением новой
художественно-научной целостности,
отвергающей односторонние концепции
приоритетов искусства и науки,
предполагающие либо превращение
искусства в один из разделов научного
знания, либо ученого - в художника. В
контексте культуры постмодернизма ис-
кусство и наука подобны голове и
хвосту змеи, с разных сторон
взыскующих смысла жизни и природы,
соединяющих воображаемый и реальный
мир. Не заменяя друг друга, художник
и ученый воспроизводят мир в его
целостности.
Подводя итог дискуссиям о проблеме
приоритетов, можно отметить, что
между сторонниками двух крупных
концепций - эстетизации науки и
технизации искусства - установился
своего рода консенсус, опирающийся на
постулат об императивной
необходимости гуманизации этих сторон
духовного производства. "Ничья" в
споре - косвенное подтверждение
незаменимости ролей художника и
ученого, взаимодополняющих, а не
ущемляющих друг друга.

Органичным и закономерным
результатом взаимовлияний между
постмодернизмом в науке и эстетике
явилось возникновение алгоритмической
эстетики. Ее целью стало не только
осмысление художественной практики
постмодернизма, связанной с развитием
компьютерной графики, музыки, поэзии,
видеоклипами, но и выработка новых
теоретических подходов, сочетающих
философские и математические принципы
исследования культуры. Спецификой
такого поиска было парадоксальное
сочетание дистанцирования от
классической эстетики со стремлением
вовлечь ее в свою орбиту, применив
выводы об алгоритмах творчества к
искусству всех времен и народов.
Продолжая линию взаимодействия между
эстетикой и теорией информации,
термодинамикой, связывая эстетическую
ценность с энтропией, алгоритмическая
эстетика перенесла акцент с ис-
следования процесса возникновения
эстетического объекта на сам этот
объект. В соответствии с институци-
ональным подходом его принадлежность
к "миру искусства" определялась
конвенционально, оригинальность же
алгоритмического ракуса исследований
ассоциировалась с применением методов

311

математического программирования в
описании, интерпретации и
эстетической оценке произведений
искусства.
Характерной попыткой сочетания
принципов эстетики постмодернизма и
прикладной математики является опыт
создания компьютерных моделей
творчества и художественной
критики18. Алгоритм, как одно из
центральных понятий кибернетики,
применяется в данном контексте в
качестве единообразного приема, по-
зволяющего решать эстетические
проблемы в общем виде. Осуществляя
абстрагирование на основе непосред-
ственного эстетического опыта,
произвольных исходных данных,
алгоритмические методы направлены на
получение полностью определяемого
этими данными результата. При этом
каждый последующий шаг задан рамками
непосредственно ему предшествующего.
"Элементарность" переходов позволяет
выявить последовательность и
взаимосвязь артефактов, привести их в
эстетическую систему. Оперируя с
производными символами и их
____________________
18 См. подробнее: Stiny G., Gips J.
Algorithmic Aesthetics. Computer
Models for Criticism and Design in
the Arts. 2 ed. Berkely, 1988.

 

312

комбинациями, алгоритмическая
эстетика, описывающая эстетические
процессы на языке математики,
стремится к выработке единой
структуры многообразных подходов к
исследованию искусства.
Поставленные таким образом задачи
могут создать впечатление об
экспансионистских намерениях этой но-
вой области знания, возникшей на
стыке наук, еще одной попытке
непосредственного перенесения на
эстетику количественных методов
анализа без учета специфики предмета
исследования. Такой соблазн, разуме-
ется, существует, и не все
приверженцы компьютерного подхода
способны ему противостоять. Вместе с
тем следует оговорить, что
алгоритмическая эстетика в целом не
претендует на общеметодологический
статус. Сосредоточиваясь на решении
локальных задач, она способна
дополнить философскую эстетику новыми
данными, способствующими развитию
современного эстетического знания.
Конкретная частная цель
алгоритмической эстетики -
характеристика, изучение и применение
структуры алгоритмов творчества и
художественной критики. Новизна
данного подхода связана с сочетанием
широкого понимания эстетики как

313

философии творчества (создания новых
произведений искусства) и метакритики
(описания, интерпретации, оценки
существующих артефактов) с понятием
алгоритма как точной формулировки
последовательности операций,
необходимых для выполнения
определенной художественной задачи.
Компонентами этого алгоритма и явятся
описание, интерпретация, оценка
эстетических объектов. Однако в
отличие от классической эстетики,
сосредоточенной на их классификации и
анализе, новый подход нацелен на их
созидание и применение, достижимое
тремя способами. Первый предполагает
рассмотрение компонентов алгоритма
как "черных ящиков", когда изучается
лишь информация на входе и выходе, а
не ее специфическое содержание,
связанное с внутренней работой
компонентов. В эстетической сфере
такой подход позволяет выявить
логическую природу описания,
интерпретации и оценки произведений
искусства; создать методику раз-
личения копий и подделок от
оригинала; определить те условия, при
которых объект обретает статус
художественного произведения. Второй
способ связан со спецификой
содержания компонентов алгоритмов
творчества и критики на входе и

 

314

выходе, характеризующих произведение
искусства. Эстетическая проблематика
сопряжена здесь с критериями
интерпретации произведения искусства
(изображение, выражение, форма) и его
оценки (единство, многообразие).
Наконец, в третьем случае
анализируется внутренняя работа этих
компонентов, процесс превращения
информации на входе в информацию на
выходе, что позволяет выявить вза-
имосвязь критериев описания,
интерпретации и оценки.
Сформулированные таким образом
задачи, требующие глубоких
эстетических знаний и умений их ма-
тематической формализации, весьма
сложны. Так, создание алгоритма
критики картины "Афинская школа"
требует узнавания в нарисованных
очертаниях людей, идентификации их
как греческих философов, умения
разбить их на группы в соответствии с
философскими взглядами,
атрибутировать их кисти Рафаэля,
выявить пространственное расположение
фигур на картине, оценить полотно как
часть истории искусства, соотнести
его художественные идеи с культурным
контекстом, выделить вызываемые им
эстетические эмоции. Вместе с тем
создание подобных алгоритмов
способствует моделированию некоторых

315

оригинальных эстетических подходов.
Их эвристическая ценность связана,
во-первых, с попыткой целостного
анализа узловых эстетических проблем,
традиционно изучавшихся различными
отраслями эстетического знания. Во-
вторых, алгоритмический ракурс
исследования благодаря своей научной
точности позволяет выявить и осознать
ряд деталей, остававшихся скрытыми
при использовании менее строгих
методов изучения. Рассмотрение как
новых, так и традиционных
эстетических проблем в
алгоритмическом ключе является своего
рода тестом на логичность той или
иной идеи, позволяет выявить ее
следствия, выразить их алгоритмически
и заложить в компьютер. По-
следовательность этих процедур
стимулирует углубленное изучение
специфики эстетического: если
традиционно считалось, что нельзя
понять чего-либо по-настоящему, не
научив этому другого, то в наше время
этому необходимо научить еще и
компьютер.
Переход от общетеоретических
посылок к созданию конкретной
структуры алгоритмов критики и
творчества сопряжен с общей
психологической моделью процесса
мышления, включающей в себя три

 

316

этапа: перевод внешних процессов в
слова, цифры или символы; переход к
другим символам путем размышлений,
дедукции и так далее; обратный
перевод этих новых символов во вне-
шние процессы. Этим этапам
соответствуют три составляющие схемы
компьютерного знания - рецептор, про-
цессор и эффектор. Чувствительный к
внешнему миру рецептор является
своего рода глазом, воспринимающим
информацию на входе. Процессор,
подобно мозгу, трансформирует одни
символы в другие. Отдача системы
связана с "рукой" - эффектором,
обеспечивающим при помощи света и
звука связь с внешним миром.
Структура алгоритмов критики и
творчества в целом опирается на
данную схему, предполагающую анализ
компонентов информации на входе и
выходе и углубленное исследование
работы процессора. Опираясь на единую
основу, алгоритмы критики и
творчества различаются по своей
структуре. Так, задачей алгоритма
критики является реакция на некий
объект как эстетический путем его
описания, интерпретации и оценки. Его
структуру составляют объект как
потенциальное произведение искусства
(литературного, театрального,
музыкального, живописного и т.д.);

317

рецептор, состоящий из датчика
(телекамеры, микрофона) с соответ-
ствующим аглоритмом, кодирующим
посредством символов информацию об
объекте; информация на выходе
рецептора, описывающая объект
наподобие сценария, партитуры, плана;
эстетическая система, состоящая из
алгоритмов интерпретации, эталона,
оценки, сравнения, кодирующих условия
и критерии интерпретации и оценки
объекта в результате его описания;
алгоритм анализа, дающий на выходе
описание, интерпретацию, оценку;
эффектор, состоящий из датчика
(принтер, громкоговоритель,
механическая рука и т.д.) с соответ-
ствующим алгоритмом; реакция
потребителя информации на данный
объект как произведение искусства.
Структура алгоритма творчества
соответствует иной задаче - созданию
произведения искусства, отвечающего
определенным критериям. В
соответствии с этим ее составляющими
будут исходные данные (человек, пози-
рующий художнику; заказ на
музыкальное произведение; "нулевые"
данные типа "напиши картину"); рецеп-
тор, чья информация на выходе
специфицирует, детализирует исходные
данные; эстетическая система; алго-
ритм синтеза, описывающий объект в

 

318

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 10 культуры
Постмодернизм
Искусства
Методология буржуазной эстетики
Гаттари предлагают новый метод эстетических исследований шизоанализ искусства

сайт копирайтеров Евгений