Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Применительно к эстетическому воздействию уместно вспомнить весьма многозначительное указание Маркса на то, что „...для немузыкального слуха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла, она для него не является предметом”[73]. Однако, с другой стороны, „...только музыка пробуждает музыкальное чувство человека”, и само „...человеческое чувство, человечность чувств, – возникает лишь благодаря наличию соответствующего предмета”[74].

Воздействие эстетического фактора на научное творчество предполагает определенное соответствие характера реагента и реципиента, природы воздействия (и воздействующего) и воспринимающего, наличие определенной степени общности, родства, связи, единства обоих компонентов, единства, условно говоря, субъекта и объекта такого воздействия (точнее, взаимодействия).

Что касается первого из компонентов рассматриваемого отношения – самого эстетического воздействия, то такое единство составляет самую его природу, поскольку эстетическое как таковое – при всем обилии его проявлений, характеристик, дефиниций (эмоционально-образное, оценочное, внеутилитарное и т.п.) – имеет низменным субъектом (уже в формально-логическом смысле) всех этих предикатов понятие ОТНОШЕНИЯ, которое неизменно ж выступает как субъектно-объектное отношение. Что касается второго из рассматриваемых компонентов – объекта воздействия (т.е. науки), то научное творчество, подобно любому виду творчества вообще, также немыслимо вне субъектно-объектных отношений. Более того, природа науки, ее специфика состоит, в частности, в том, что она адекватна именно эстетическому воздействию, ибо эстетическое (как будет показано ниже) составляет ее собственный элемент, ее существенное свойство, ее атрибут, имеющий различные степени и формы проявления, но неизменно обусловленный ее собственной природой.

Следовательно, различие эстетического в качестве фактора внешнего воздействия и в качестве имманентного свойства науки носит отнюдь не формальный характер, и дифференциация их обуславливается не только удобством рассмотрения двух взаимосвязанных объектов исследования, но и оправдывается его целью: выявление не только связи (в плане соответствия, взаимного воздействия, трансформаций и даже тождества отдельных параметров), но и их существенных отличий (по природе, функциям, роли, результатам, значению).

Обращаясь к первому из отмеченных аспектов исследования – эстетическому как фактору внешнего воздействия на науку, – следует отметить, что воздействие это может выступать как в косвенной, так и в непосредственной форме. Дело в том, что диапазон такого воздействия исключительно широк, т.к. он охватывает не только сам процесс научного исследования на его различных этапах, уровнях, ступенях и т.д., но и прочие составляющие научного творчества – сопутствующие обстоятельства, научный инструментарий, продукты научного труда и пр.

Более того, косвенное воздействие искусства связано с его влиянием и на факторы, выходящие за пределы самой науки. Искусство всегда имело исключительно широкий диапазон воздействия, а в наши дни оно как никогда активно вторгается во все сферы жизни. Воздействуя на весь социальный организм – на культуру, идеологию общества, духовный мир личности, искусство влияет в известной мере и на самую основу развития науки – общественно-историческую практику, и на самый объект науки, поскольку таковым является и общество, и человек во всем богатстве его отношений с окружающим миром, во всем многообразии проявлений его акциденций. Наконец, говоря о косвенном воздействии искусства на науку, следует напомнить и о функциях искусства как распространителя, пропагандиста и популяризатора научных идей. Искусство не только обогащает язык современной науки собственными выразительными средствами, но и выступает в качестве своеобразного переводчика: оно переводит научные истины с малодоступного языка науки на общедоступный язык, делая их практически всеобщим достоянием.

Однако косвенное воздействие эстетического фактора наиболее рельефно проявляется в его влиянии на субъекта научного творчества, в воздействии на самого ученого. И не случайно этому посвящено наибольшее число исследований. При этом проблема анализируется преимущественно в плане воздействия на ученого художественной культуры, воздействия искусства, которое хотя и не исчерпывает эстетической культуры (факт – почти общепризнанный в современной литературе), но, несомненно, составляет ее ядро.

Преимущественное обращение к данному аспекту проблемы объясняется не только очевидностью самого проявления и результатов такого воздействия (хотя оценка их зачастую принимает весьма спорный характер, о чем свидетельствуют весьма высокие авторитеты из далекого прошлого и наши современники – как из числа ученых, так и выдающиеся деятели художественной культуры). Не менее важным обстоятельством в таком предпочтении является и то, что данная проблема, как и всякая другая теоретическая проблема, профессионально исследуется именно учеными, располагающими в этом отношении известным личным опытом и способными опираться на этот опыт при анализе и оценке воздействия эстетического фактора на их собственную личность.

Действительно, среди крупнейших ученых самых различных специальностей трудно найти тех, кто не касался бы рассматриваемой проблемы, если и не в специальных трудах, то хотя бы в письмах, воспоминаниях и т.п. Свидетельства эти не только цитируются в специальной литературе, но, порой, и сами становятся объектом теоретического анализа. Особый интерес в этом отношении представляют высказывания выдающихся теоретиков нынешнего столетия – Н.Бора, М.Борна, В.Гейзенберга, Л.Ландау, Р.Оппенгеймера и других.

Корифеи мировой науки касаются различных аспектов влияния искусства на ее творцов, но все их высказывания пронизывает мысль о благотворности и огромной значимости такого воздействия. И наиболее рельефное выражение эта мысль получила в знаменитом высказывании крупнейшего физика XX столетия А.Эйнштейна о том, что Ф.М.Достоевский дал ему больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем К.Гаусс. Это красноречивое признание творца теории относительности в том, что художник оказал на него большее воздействие, чем сам Гаусс – этот выдающийся физик и астроном, увенчанный титулом короля математиков – причем воздействие не на Эйнштейна-человека, а на Эйнштейна-ученого не случайно породило целый ряд исследований, ибо в этом признании отражена значимость самой проблемы.

Воздействие искусства на личность ученого является многоплановым. Оно, в первую очередь формирует эмоциональный мир человека, повышает уровень его эмоционального развития, общую культуру его чувств. Это находит свое выражение в культуре восприятия, свойственной данной личности, в соотношении особых форм восприятия и форм выражения результатов восприятия, в культуре самовыражения личности. Искусство – это важный фактор формирования чувственного восприятия, являющегося одной из форм освоения действительности, значение которой трудно переоценить в силу того простого факта, что она является исходной ступенью познания вообще, первоисточником знаний о мире.

Особенности восприятия и выражения его результатов, или, шире, особенности познавательного процесса, детерминируемые в известной мере искусством, проявляются не только в его эмоциональной окрашенности, направленности, эмоциональной напряженности. Воспитывая культуру чувств индивида, развивая его способность к чувственному познанию, искусство воздействует и на другие характеристики познавательного процесса, неразрывно связанные с эмоциональной стороной познания, с чувственным познанием вообще.

Уже в силу воздействия на чувства искусство оказывает определенное влияние на мыслительную деятельность, поскольку эмоции выступают возбудителем многих психических процессов, составляя в известном смысле их стимул. Это сказывается прежде всего на такой характеристике процесса познания как образность. Искусство культивирует эту форму постижения действительности – образное познание, и более того, развивает самую способность к образному мышлению, играющему немаловажную роль в научном творчестве. Воздействие искусства на образный строй восприятия чрезвычайно важно. Особенность чувственных образов, в частности, заключается в их активизирующей природе, проявляющейся по отношению к интеллекту. Это, разумеется, не значит, что образное видение, культивируемое искусством, и образное мышление суть одно и то же. Это не значит также, что наличие образного мышления есть результат исключительно воздействия искусства, как это порой изображается в исследовательской литературе. Способность к образному восприятию присуща и людям, весьма далеким от искусства. Помимо того, не следует забывать о различии между образом вообще и художественным образом. Однако воздействие искусства – этой эмоционально-образной формы освоения действительности на отмеченные особенности процесса познания – является несомненным.

И эмоциональность, и образность – это результат проявления определенных способностей, определенных особенностей, характеризующих уже не данный акт познания, а самое мышление индивида. И стимулирующее воздействие искусства на развитие этих способностей весьма важно.

Столь же несомненным и важным является воздействие искусства и на другие особенности мыслительной деятельности, которые также не составляют монополии художественного мышления, но, во-первых, характерны для него и, во-вторых, постоянно стимулируются им. Так само образное мышление неразрывно связано с такими способностями как воображение и фантазия и с такими выразительными художественными средствами как метафора, троп и т.д. Но и воображение, и фантазия как и неотделимое от них вдохновение, наличие которого, по выражению А.С.Пушкина, равно необходимо и в геометрии, и в поэзии[75], суть атрибуты творческого мышления, развитие которого, таким образом, также оказывается связанным с искусством, испытывает на себе его воздействие. И воздействие это, следовательно, затрагивает эвристический момент, что также не может быть недооценено.

Искусство действительно воздействует не только на чувства индивида, детерминируя этим некоторые особенности его мышления – в силу неразрывной связи этих двух сторон психической деятельности, но и воздействует на сам мыслительный процесс, определяя в известной мере его характер, специфику форм его осуществления. Оно оплодотворяет теоретическое мышление, обогащая духовный мир самих творцов науки, что проявляется наиболее зримо именно в эстетическом аспекте.

Искусство, как отмечалось, воздействует прежде всего на эмоциональный мир личности. Но особое, исключительно важное значение в этом мире принадлежит эстетическим эмоциям. Именно этот вид эмоций наиболее эффективно развивает искусство, и именно эстетическим эмоциям принадлежит особая роль в структуре эстетического сознания в качестве психо-физиологической основы его корригирующих, индуцирующих и контрольных функций. Эстетические чувства – квинтэссенция эмоционального потенциала личности, выступают в качестве источника и регулятора деятельности иных компонентов эстетического сознания, вследствие чего они детерминируют в определенной степени и многие их параметры. Эстетическое видение тренирует специфические способности индивида – общую способность восприятия гармонии, комбинаторную потенцию воображения, активность мышления, повышает творческий потенциал личности. Эстетическое видение пробуждает все новые эмоциональные оттенки, постоянно обогащает эстетические вкусы и идеалы индивида новыми связями, сопоставлениями, ассоциациями, углубляет оценки, расширяет эмоциональные контакты и активизирует опыт эстетико-художественной деятельности. Все это накладывает определенную печать на теоретическую деятельность, определяет ее эстетический колорит и делает эстетическое сознание ее важным компонентом.

Стимулирующее воздействие искусства на труд ученого проявляется и в его влиянии на общее состояние ученого, на его настроение и даже самочувствие, оно может служить мощным источником вдохновения, повышать его работоспособность, самую эффективность интеллектуальной деятельности, питать творческую энергию ученого, культивировать определенные морально-этические качества, влияющие на продуктивность научных исследований.

Наконец, то же стимулирующее воздействие на ученого искусство способно оказывать и самым своим содержанием, своей идеологической направленностью, сообщающей соответствующий заряд деятелям науки, мобилизующей их духовные ресурсы. Яркой иллюстрацией этого является следующее высказывание академика Л.Келдыша: „Создание общей теории относительности является, может быть, наилучшим примером того, какую роль в процессе познания, наряду с фактами и логикой, могут играть интуиция и даже чисто эстетические соображения”[76].

Однако проявления эстетического момента в научном творчестве не ограничивается эмоциональным аспектом, но выступает и в более сложных формах эстетического сознания. Поскольку эмоционально-чувственные образы отражают в первую очередь внешнечувственные, в том числе гармонические свойства объектов, они тем самым рефлектируют и сущностные свойства, а следовательно, и их связи с иными объектами. Все это требует обращения к соответствующим эстетическим понятиям подобно другим составляющим эстетического сознания, индуцируемым эстетическими эмоциями.

Искусство, таким образом, тренирует и совершенствует эстетические способности ученого, обогащает его способности к восприятию прекрасного и, одновременно, генерирует его стремление к изяществу и красоте, трансформируя это стремление в атрибут творчества. Оно существенным образом совершенствует сам мыслительный аппарат ученого, который обретает в результате необходимую гибкость, разносторонность, оригинальность. Искусство, наконец, оттачивает и само восприятие, и способность понимания красоты и гармонии, превращает эти эстетические категории в инструментарий науки.

Это находит свое выражение в том, что помимо отмеченной функции стимуляторов научного творчества эстетические понятия, функционирующие в науке, осуществляют и функцию критериев оценки плодов научного поиска. Существуют внешние признаки красоты, например, в самом виде формул, в характере выражения какого-либо вывода. „Но гораздо важнее не внешние, а глубокие признаки красоты результатов. Красиво, когда разрозненные и прежде не связанные явления вдруг объединяются в стройной формуле”[77].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И воздействующего
Слоя визуальной культуры катастрофично плохо объекты городской
Растравляет человеческие чувства
Тени общественной жизни сказываются на состоянии искусства
Полиаспектности самого предмета исследования

сайт копирайтеров Евгений