Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обратимся еще к одному аспекту городской среды – ее художественному оформлению, включая представленность информации и рекламы. Речь идет о плакатах, лозунгах, информационных щитах, афишах, витринах, рекламе, праздничном украшении города. Сегодня вряд ли найдутся люди, которые станут спорить, что состояние этого слоя визуальной культуры катастрофично плохо.

Рекламные плакаты и транспаранты. Обычно текст их плохо составлен и мало информативен по содержанию, но состоит из ключевых призывных слов: приобретайте, участвуйте, поддерживайте, наилучший, наибольший и т.п. Из них складываются стертые словесные штампы, практически не воспринимаемые никем и неизвестно на кого рассчитанные. Помимо того, что подобное насилие над родным языком отнимает последний смысл у ключевых побуждающих к действию слов, недоумение возникает по поводу функции такого рода изделий. Реклама – это оперативное информирование и призывы пользоваться определенными благами и услугами, которые провозглашаются и изготовляются субъектом предложения к определенному случаю, а потом меняются или предаются забвению, как только подобные субъекты добились (или не добились) определенного результата. В отечественных городах реклама такой естественной функции не выполняет. Она примитивна, мало информативна, неоперативна и более похожа на распространенные ранее призывы выполнять решения партийных съездов, пятилетние планы; всеобщие обращения коммерческих структур, предлагающих услуги, финансово недоступные массовому потребителю, оказываются функционально нецелесообразными. И добро бы такие надписи были выполнены разными шрифтами, составляли бы эстетическую композицию. Отнюдь нет. Монотонные, одинаково скучные, некрасивые буквы на крышах и боковых фасадах домов; поперек улиц повешенные на столбах, выполненные на дешевых тканях, плохими красками, линяющие и выцветающие „транспаранты” – вряд ли все это можно отнести к украшению города.

Театральные и киноафиши. О них уже многое говорилось в печати, однако их исполнение продолжает оставаться примитивным и непрофессиональным. Вспомним афиши в России начала века. Приличная полиграфия, художественное исполнение, информативность. Казалось бы, сейчас, как принято говорить, „в эпоху НТР” качество этого рода „изопродукции” должно быть выше по техническому уровню, чем почти век назад. Ничего подобного. Печать плохая. Афиши выполнены в одном, от силы двух цветах. Из них полностью ушла профессиональная художественная графика. Театральные спектакли, филармонические или эстрадные концерты, выступления самодеятельных исполнителей, кинофильмы, спортивные состязания, лотереи – обо всех этих различных по настроению, содержанию событиях сообщают стандартного размера листы посредственной бумаги, одинаковые по цвету, со стандартным шрифтом, во многих случаях с единообразным макетом подачи информации. Нет никакого намека на попытку художественными средствами как-то разнообразить эту продукцию массовой культуры, сделать ее элементом декора среды. Афиши стали сегодня унылым атрибутом города, который хочется не замечать, тем более что их информационная нагрузка непропорционально мала по сравнению с их размерами.

Витрины. Их функциональное назначение – представлять и рекламировать имеющиеся в продаже товары – давно забыто. В результате сегодня они заполняются чем-нибудь, что становится знаком, отличающим продовольственный магазин от обувного, а хозяйственный от галантерейного. Содержание витринного дизайна – это абстракции обыденной культуры в самом ярко выраженном виде: манекены с вневременной внешностью вне всякого человеческого пространства драпируются в нечто, не имеющее аналогов в продаже и неопределенное с точки зрения назначения. Сувениры или предметы прикладного искусства – из них, как правило, составляются моножанровые композиции: только традиционные – хохломские, федоскинские, павлово-посадские изделия; только современные – чайный фарфор, стекло и т.п. Соответственно вещи, назначение которых существовать вместе и дополнять друг друга, превращаются в застывшие метафизические композиции, с которыми неизвестно, что делать. Особенно примечательны в этом отношении витрины продовольственных магазинов. Геометрические построения из банок несъедобных консервов и бакалейных коробок, отмеченные удивительной наивностью примитивных детских игрушек-пирамидок, бесконечно повторяются на улицах городов. Конечно, ни о каких эстетических образах здесь не может быть и речь. Информативность такого рода витрин нулевая, и они чаще всего просто не замечаются.

Наконец, несколько слов – о так называемом праздничном убранстве города. В этом случае все черты массовой визуальной культуры, о которых говорилось выше, гипертрофируются и наконец становятся замечаемыми в своей уродливости. Город увешивается дополнительными лозунгами и плакатами, которые помещаются и в витрины. Появляются неумелые композиции из неоновых трубок, изображающие уродливые звезды, цветы, индустриальные объекты и т.п. Они, конечно, создают по вечерам добавочное освещение, но не радуют глаз ни вечером, ни днем. Самое жалкое впечатление производят городские новогодние елки: „украшенные” дешевыми, безвкусными, линялыми бумажными изделиями, они являют собой явную демонстрацию нищеты, убожества, социальной апатии и ассоциируются с вещами, выброшенными на свалку за ненадобностью. Итак, праздничное оформление городов также не несет в себе эстетической функции.

Впрочем, последнее не совсем верно. Все эти бессмысленные, но постоянно воспроизводящиеся визуальные элементы массовой культуры имеют аналог: стереотипизированный ритуал, который когда-то в давние времена выполнял значимые функции в жизни людей, но ныне все это утратил и продолжает доживать в привычках, постепенно ветшая и разрушаясь. Но деградация, как известно, неосознанно воспринимается людьми, вселяя и поддерживая в них чувство уныния и подавленности.

Решить проблему художественного оформления города и легко, и трудно. Легко потому, что в стране есть превосходные художники. В живописи, например, облик города, его интерьеры, люди в городской среде – это эстетически давно решенная проблема. В работах дизайнеров городская среда также является объектом интенсивного художественного осмысления. Уже найденные образцы вполне переносимы на массовую культуру, что порой и реализуется. Но затруднения едва ли не перекрывают удачи. Оказывается, что кроме художников никто – ни городские власти, ни владельцы земли и недвижимости, ни общественность – не заинтересованы в эстетизации своей жизненной среды. Привычка визуальной нищеты города, инерция пренебрежения к своему непосредственному окружению при принятии конкретных муниципальных решений, отсутствие квалифицированных исполнителей, отвечающих за внешний облик города – таковы культурные стереотипы, полностью блокирующие возможность поднять уровень этой части визуальной культуры города. И пока всеобщее равнодушие не поколеблется, эстетическое убожество будет царить в данной сфере.

Последний аспект проблемы организации и эстетизации городской среды – экологический. Социокультурные среды в крупном городе характеризуются определенным соотношением созданных людьми и природных объектов, которое можно расположить по шкале „урбанизированно-природное”.

Урбанизированная среда:

– деловые части города – предприятия, учреждения и т.п. – характеризуются значительной насыщенностью техноструктурами, длительным пребыванием людей на рабочих местах. Природные объекты здесь относительно немногочисленны и используются в основном в гигиенических и декоративных целях.

– Торговые части города – ситуации, изобилующие визуальной информацией. Пребывание людей здесь относительно недолговременно, но зато людские потоки значительны. Этим обусловлен возможный характер организации среды: развитые пешеходные маршруты, кафе-”экспресс”, миниатюрные зоны отдыха. Природные объекты такие же, как и в предыдущем случае.

– Историческое ядро города, как уже говорилось, имеет все основания стать символом его самобытности. В этих пределах можно проложить специальные прогулочные, в том числе туристические, маршруты с музеями, театрами, историческими памятниками в качестве ключей к прочтению их культурного смысла; сделать цвет или ландшафт центром культурно значимой ситуации. Природные объекты здесь не играют значительной роли, они чисто декоративны. Исключение составляют городские усадьбы и другие исторические памятники, для которых зеленые насаждения были неотъемлемой частью украшения. В этих случаях целесообразно восстановить озеленение, соответствующее представляемой эпохе.

Урбанизованная среда со специальным включением природных объектов:

– дворы, это непосредственное окружение жилища людей, могут быть использованы как его „продолжение вовне”. Хорошо освоенный двор представляет собой совокупность целого ряда специально выделенных функциональных зон: спортивно-игровые площадки для лиц различного возраста, беседки и открытые площадки для общения, места для трапезы на свежем воздухе. Природные объекты во дворах допускают значительное разнообразие: декоративные деревья и кустарники, различные цветы и травы, сад или огород.

– Прогулочные зоны, где люди могут проводить свободное время. Их урбанизированными центрами становятся кафе, рестораны, кинотеатры и т.п. Скверы и бульвары здесь представляют собой своеобразные острова окультуренной природы в городе. Их специфика в городской жизни обусловлена выполнением ими эстетической функции – вызывать приятные ощущения, служить украшением города. Поэтому здесь специально подбираются растения, которые в различное время года и суток позволяют получить меняющиеся красивые виды.

– Парк с увеселениями и аттракционами – место развлечения жителей города и приезжих, где предусматривается специальная планировка пешеходных путей, связывающих друг с другом различные аттракционы, концертные и танцевальные площадки, павильоны, летние кинотеатры и кафе. Рекреационная функция таких мест подразумевает насыщенность их природными объектами. Для них подходят неприхотливые эффектные деревья и кустарники, яркие цветы. Желательно предусмотреть на территории таких парков искусственные водные бассейны с пляжем и лодочными станциями.

Преимущественно природная среда в городе:

– городской сад представляет собой место прогулок и отдыха в условиях города. Спокойный ритм движения, возможность уединения и созерцания – все это обусловливает организацию ситуации. Специальная планировка пешеходных дорожек, беседки, парковая скульптура рассчитаны на то, чтобы люди могли неспешно прогуливаться в приятной обстановке. Театр, кинотеатр, летняя эстрада – места, предназначенные для совместного развлечения. Но в основном – это природные объекты: спокойные тенистые деревья, высаженные по канонам паркового искусства кустарники, цветы и травы, небольшие декоративные водоемы.

– Экологический парк объединяет природные зеленые массивы города в фиксированные территории. Он предназначен для выполнения большинства функций, которые сегодня связываются с загородными поездками, и рассчитан на длительное пребывание значительного числа людей. Здесь предусматриваются зоны для различных видов рекреационной деятельности: специальные велосипедные и пешеходные дорожки; пляжи и лодочные станции; места для сбора специально высаженных грибов, ягод, цветов; игровые площадки; предприятия общественного питания и т.п. Планировка такого парка свободная, естественная, хотя и скорректированная проектировщиками.

Помочь жителям города в освоении их природного окружения и стимулировать их к участию в организации и поддержании экологически значимых ситуаций можно через непосредственную работу с природными объектами, сопровождаемую умеренным просветительством. Такая работа предусматривает дифференцированный по возрастным группам подход:

– для школьников возможны факультативы по проблемам экологии, участие в природоохранной деятельности в городе и за городом, работа на пришкольном участке – под руководством специалистов. В дальнейшем их деятельность может распространиться на поддержание порядка в городских садах, парках, на бульварах и скверах и принять достаточно интересные и сложные формы.

– Для взрослого работающего населения следует ограничиться эффективно организованной пропагандой образцов позитивных решений экосоциокультурных проблем. Следует также оказывать поддержку непосредственным носителям таких образцов, в том числе тем, кто занимается огородничеством, садоводством, цветоводством.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Специфика была бы обусловлена самим предметом исследования
культуры Киященко Н. Эстетическая культура 8 искусства
О неразработанности самого понятия эстетическая категория
Но искусство
Мы уже вступили в эпоху нового культурного сознания

сайт копирайтеров Евгений