Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

– универсальное – уникальное, индивидуальное;

– отказ от изменений во времени (обратимость) – историзм (необратимость);

– постоянство во времени определяющих принципов – зависимость от культуры;

– дискретность, предметно-вещественная замкнутость в пространстве – процессуальность, размытость, непостоянство границ;

– устойчивый порядок достигнутой гармонии – недостижимость идеала, сомнение в несовершенстве достигнутого;

– детерминизм – индетерминизм.

Самоочевидно, что в перечисленных особенностях целостности, к которым, конечно, могут быть прибавлены и еще некоторые, по существу, изложены свойства или качества эстетического порядка. Ведь эстетическое всегда выражает объект, предмет, явление и тем более субъект как именно целостное образование, в котором все составляющие его элементы или свойства представляют именно данный объект, предмет, явление и субъект со всеми его неповторимыми особенностями и в таком состоянии, которое органично и естественно включает его в окружающий мир. Но есть в перечисленных свойствах и такие, которые как бы нацеливают объект и субъект на достижение наиболее полного соответствия их свойств окружающему миру, то есть гармонизации их взаимоотношений с миром. Мы имеем в виду гармонизацию универсального-уникального и неповторимого, а также постоянство во времени определяющих принципов, то есть зависимость от культуры, устойчивый порядок достигнутой гармонии, сомнение в совершенстве достигнутого. Здесь через проблему целостности, как нам представляется, оформляется внутреннее пространство личности, которое, по словам Э.В.Ильенкова, выводит индивида с его неповторимостью, уникальностью и универсальностью на вселенский уровень или на всеобщее. „Неповторимость подлинной личности, – говорил он, – состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая „суть” всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они еще не знают, не умеют, не понимают”. Это и есть „индивидуально выраженное всеобщее”11 .

Вот эта ориентация на неповторимое индивидуальное всеобщего масштаба, на возможность выражения именно данной конкретной личностью в максимуме всего, что в ней заложено и делает гуманитарное представление о целостности совершенно незаменимым для существенного совершенствования теории эстетического воспитания. Прежде всего оно просто ставит перед необходимостью целую отрасль философского знания – эстетику по-новому взглянуть на человека и окружающий его мир как мир проявления универсальных и в то же время неповторимых возможностей каждого человека. Для этого, как мы уже отметили, крайне важно не ограничивать предмет эстетики философией искусства, а расширить до космических масштабов. А самое главное, по-новому представить проблему эстетической деятельности человека, выведя ее за рамки различных видов художественной деятельности и распространив на все возможные виды социокультурной деятельности человека. Проблема целостности, наконец, просто вынуждает эстетику возродить категорию гармонии, особенно в связи с вопросом о всестороннем и гармоническом развитии личности. Гармония чувства, ума и воли самими реалиями жизни выводится теперь на уровень оптимума развития каждого из названных начал личности, ибо только в оптимуме их развития каждый индивид не только прорастает в личность, но и становится творцом, то есть субъектом, для которого нет сомнения в недостижимости идеала при существовании глубокой веры в его действенность и который никогда не удовлетворяется достигнутым, то есть постоянно находится в процессе совершенствования и самосовершенствования.

Гуманитарное представление о целостности, включающее в себя весь окружающий человека мир и его самого со всем богатством его отношений, поворачивает теорию эстетического воспитания к необходимости включения в арсенал эстетико-воспитательных средств всего богатства и разнообразия мира, всех видов и способов взаимодействия человека с ним на уровне проявления целостности гармонически развитой личности.

Всеми этими тезисно обозначенными особенностями теория эстетического воспитания становится одной из существенных составляющих гуманитарного знания.

Нейлоновый век и век освоения Космоса! Атомный век и век кибернетики! Век лазеров и полимеров! Век компьютеров и телевидения! Много громких и пышных эпитетов получило XX столетие, но все их объемлет короткое и чрезвычайно емкое слово – НАУКА!

Научные достижения, предшествующих эпох не идут ни в какое сравнение с теми поистине изумительными свершениями человеческого разума, свидетелями и современниками которых мы являемся. Научное развитие современности достигло беспрецедентных масштабов в истории человеческой цивилизации. И хотя развитие науки всегда шло по экспоненте, XX век уже по числу выдающихся, эпохальных открытий оставил далеко позади все предшествующие столетия – вместе взятые. Научные достижения последних десятилетий способствовали превращению науки в ценнейший компонент мировой культуры и один из важнейших факторов самого культурного прогресса.

Современная наука – это поистине рецепт жизни. Она не только обеспечивает человечество достоверными знаниями об оптимальных способах получения всех видов продуктов и материалов, сырья и энергии, совершенствует все средства связи и сообщения, сокращает расходы и время, труд и затраты, не только совершенствует всю технологию и организацию всех отраслей современного производства, улучшает социальную структуру общества, она улучшает быт и сохраняет здоровье, способствует физическому и духовному развитию человека, облагораживает личность. Наука участвует в той или иной степени во всех видах творчества, обслуживает все виды материальной и духовной деятельности людей, плодами которой пользуются все члены общества.

Научные достижения оказывают воздействие на все сферы бытия и сознания – от материального производства до самых утонченных видов духовной деятельности. И уже в силу того факта, что наука – это средство получения и накопления, форма сохранения и переработки, воспроизводства, обогащения, передачи и распространения информации, притом информации всеобъемлющей по своему содержанию и исключительно ценной по значению и характеру, – уже этот факт предопределяет воздействие науки на весь процесс общественного развития. Разумеется, характер этого воздействия и его социальные последствия далеко не однозначны, они обусловливаются конкретно-историческими условиями, в которых функционирует наука, уровнем цивилизованности данного общества, особенностями социального организма.

Однако развитие науки – это важная, но не единственная ветвь культурного прогресса. Другой, не менее важной, является развитие его гуманитарной ветви, эстетической культуры и его ядра – искусства, в первую очередь.

Искусство – самая многоплановая характеристика общества: здесь вся его биография, его анамнез и эпикриз, обвинительное заключение и аттестат его социальной зрелости. Но искусство – не только портрет, но и автопортрет данного общества. Физиономия этого общества, его самочувствие отражаются не только искусством, но и в самом искусстве, свет и тени общественной жизни сказываются на состоянии искусства, на эффективности его влияния, на художественных достоинствах его „продукции” и соответствующем отношении его адресата – самого общества. Искусство сегодня – барометр, чутко реагирующий на все изменения в политической, нравственной, духовной атмосфере общества.

Поскольку характер развития науки и искусства в каждую эпоху детерминируется в конечном итоге социальными факторами, отражающими особенности этой эпохи, сциентистский характер нынешнего столетия, несомненно, сказывается и на современном искусстве, как и на всей эстетической культуре в целом.

Действительно, наука воздействует и на факторы, обусловливающие состояние и развитие искусства и определяющие самые различные его параметры. Наука воздействует и на самое искусство, причем на самые различные его компоненты, стороны, аспекты – на самый процесс художественного творчества, на его субъекта – художника, на продукты этого творчества, влияя таким образом (косвенно либо непосредственно) на его содержание и формы, направление, масштабы и даже темпы развития, определяя, в известной мере, его эффективность, его социальную значимость.

Прежде всего, создавая „вторую природу”, воздействуя на общественное бытие и, в первую очередь, на общественную практику, наука тем самым воздействует на самые основы развития искусства. Преобразуя окружающий мир, оказывая многоплановое влияние на самого человека, наука воздействует и на объект искусства. Наука, далее, вооружает художника новейшими и достовернейшими знаниями о мире, обществе, о себе самом, воздействуя на его духовный мир, определяя всю философию его жизни и творчества. Наука воздействует не только на характер и содержание творчества, не только на его формы, но и направление его развития, на количественные и качественные характеристики, формы и средства тиражирования, распространения и восприятия, на эффективность воздействия художественных произведений, на способах их хранения и репродукции.

Применение новейших научно-технических средств в сфере художественного творчества, несомненно, влияет на направления развития современного искусства, масштабы и темпы его тиражирования, оно влияет на трансформацию традиционных видов искусств и способствует увеличению их (видов) числа, оно, наконец, определяет удельный вес каждого из этих видов и их соотношение в художественной культуре современности. В этой связи первостепенное значение имеет воздействие науки на материально-техническую базу искусства, что особенно наглядно в таких его областях как кино, телевидение и т.п., самое существование которых было бы невозможно без известных достижений науки. Значительное влияние в этом отношении оказывают научно-технические достижения и на сценическое искусство, архитектуру, живопись и т.д.

Применение современных средств тиражирования, трансляции, репродукции, транспортировки и т.д. радикальным образом изменяет параметры воздействия искусства. Это выражается прежде всего в почти беспредельном расширении границ его воздействия, поскольку аудиторией для большинства видов искусства становится практически все население цивилизованного мира. Это выражается также в неизмеримом увеличении оперативности современного искусства, поскольку его восприятие может быть осуществлено в самый момент его трансляции, воспроизведения, воплощения исполнителем – опять-таки той же многомиллионной аудиторией во всех уголках планеты. Причем сказанное относится не только к новым, но и к традиционным видам искусства, как, например, театральное искусство. Современные научно-технические средства увеличивают не только аудиторию и оперативность искусства, но и самую жизнь художественных произведений при помощи новейших способов кодирования, консервации, средств реставрации и хранения информации.

Уже изменение количественных параметров функционирования современного искусства влечет за собой существенные качественные изменения его характеристик. Искусство, охватывающее своим воздействием сотни миллионов, подлинно массовое искусство превращается в огромную социальную силу. Искусство в наши дни – это уже не обитель избранных, приют отдохновения для эстетствующих аристократов духа; это не сфера развлечений отдельных социальных слоев, а важный фактор жизнедеятельности всего социального организма.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эстетического творчества
культуры Киященко Н. Эстетическая культура 4 человека
Много лет увлекался индийской культурой искусства культуре
Западно восточный диван
Рационально логическое в современном искусстве

сайт копирайтеров Евгений