Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ацтекский бог утренней звезды Кецалькоатль ассоциировалсяс числом пять. Он поднимался из загробного мира (также связанного счислом пять) на пятый день, как и ростки кукурузы, которые всходят на пятыйдень после посева. Ацтеки называли время, в котором они жили, «эройПятого Солнца», что еще больше расширяло, символическое значение этогочисла. В Индии пятиконечная звезда была эмблемой Шивы, которого такжеиногда изображали с пятью лицами. Пять – японская буддийская эмблемаСовершенства. В Китае число пять считали символом Центра Мира, его значениев символической картине мира было очень велико: кроме пяти частей светаи пяти чувств, существует пять элементов, пять металлов, пять цветов, пятьмузыкальных тонов, пять основных вкусов. В христианской иконографиипять – число ран Христовых. В исламской традиции пять – благотворный изащитный символ, мусульмане считают, что в основе их религии лежатпять столпов: вера, молитва, паломничество, пост, милосердие. В иудаизмечисло пять – символ силы; в алхимии – знак пятого элемента, квинтэссенции.Число 500 также имеет символическое значение – по утверждению святогоапостола Павла, воскресшего Христа видели более чем 500 человек (1 Посланиек Коринфянам, 15:6).

Символизирует мост между сверхъестественным и естественныммирами; обычно хорошее предзнаменование (как и в метеорологии). Виудейской и христианской традициях радуга считается знаком примиренияБога с жизнью на земле после Потопа: «Я полагаю радугу Мою в облаке,чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею» (Бытие,9:13). В Древней Греции богиня радуги Ирис, одетая в платье из радужнойросы, считалась посланницей Зевса и его жены Геры к обитателям земли.В Индии радугу воспринимали как поклон бога-героя Индры (традиция,аналогичная тихоокеанской, где радуга – эмблема Кахукары, бога войныу новозеландских маори). В тибетском тантрическом буддизме «тело радуги»– предпоследнее переходное состояние медитации, в котором материальноебытие начинает преобразовываться в чистый свет. Однако положительнаясимволика, лежащая в основе всех вышеперечисленных верований, далеконе повсеместна. Считалось, что, как водная и солнечная эмблема, радуга,упирающаяся концами в землю, указывает на места, где будет хорошийурожай или спрятаны сокровища – фольклорный «горшок золота». Но в некоторыхранних культурах радуга является символом загробного мира. В отдельныхчастях Африки, в Индии, Азии и среди североамериканских индейцев радугусвязывали со змеями, и ее сила могла быть как положительной, так и отрицательной.В некоторых центральноафриканских мифах Нконголо, Король Радуги,– жестокий тиран. Отсюда, возможно, и распространенное в Африке и Азиисуеверие, что небезопасно показывать на радугу – это может повлечьнепредсказуемые последствия. В Центральной Азии ленты цветов радугипомогали в шаманских обрядах в путешествии на небо, но фольклор предупреждалоб опасности прикосновения к радуге и о головокружении при взглядена нее. Все же более часто радуга, как лестница на небо, – позитивныйсимвол (семицветная радуга Будды, например) и во многих традициях– дорога в рай.

В западном искусстве Христос-Судья иногда изображается сидящимна вершине радуги; она также встречается как атрибут Девы Марии и Троицы(трехполосная радуга).

Вытянутая, витая раковина часто использовалась как ритуальныймузыкальный инструмент во многих приморских и речных культурах – считалось,что ее звук – голос первого существа, особенно в Индии и Полинезии. Индийскиемистики связывали эту раковину со священным словом «ом» («аум»), звукомдыхания Вишну, от которого вибрирует вселенная. Эта раковина – одиниз восьми буддийских символов Доброго Предзнаменования. В Древней Грецииона была атрибутом Тритонов, спутников бога моря Посейдона. Она былане только музыкальным инструментом, но и древним слуховым аппаратом,и поэтому в исламской традиции стала символом внимания к слову Аллаха.

Вульва; источник жизни. Среди первобытных народов красивая,по форме напоминающая полуоткрытые губы раковина этого моллюскабыла наиболее широко распространенным природным амулетом от бесплодияи дурного глаза.

Золотая каури – знак высокого положения на островах Фиджии Тонга. Ожерелье из каури использовалось как в торговле в качестведенег, так и в ритуальных целях. Ассоциации с плодородием, сексуальнымиудовольствиями и удачей сделали раковины каури желанным амулетомв Африке и в других регионах, часто довольно удаленных от мест, где онибыли собраны. Как траурная эмблема или элемент женских украшений, онаможет означать и смерть, и жизнь. Считается, что ее мистическая сила действуетеще очень долго после смерти моллюска.

Добрый, эротический, лунный, женский символ, связанный с зачатием,обновлением, крещением и, во многих культурах, – с процветанием (вероятно,ввиду ассоциации с плодородием из-за схожести с вульвой). Редкие раковиныиграли роль денег в странах Океании. Ракушка – один из семи символовудачи в китайском буддизме. Как символы загробного мира или возрождения,ракушки служили иногда и траурными атрибутами. В последнее времяраковины стали символами самоанализа и ухода от действительности.

Надежда и молодость – очевидные символические ассоциации,рождаемые восходом солнца и началом нового дня. В буддизме чистый светзари символизирует высшую просветленность. Греческая богиня зариЭос (в римской мифологи Аврора) изображалась в виде крылатой богини,выезжающей на колеснице и разбрасывающей цветы. Хотя заря повсеместносвязывалась с радостью, Эос все же иногда изображалась оплакивающейсвоего сына Мемнона, убитого Ахиллом, в этом случае ее слезы становилисьросой.

Во всех культурах – основной символ живой земли и циклическойприроды рождения, смерти и возрождения. Боги и богини растений встречалисьсреди древнейших божеств, часто почитались как прародители человека,а также растений. Мифы о превращении людей в растения символизируюткосмическое единство, жизненную силу, дающую начало всем созданиямБожьим.

Чистота, потенциальные возможности, невинность, искренность– символ природного, первородного состояния, отсутствия страха. Визобразительном искусстве ребенок также может символизировать мистическоезнание, открытость вере. У алхимиков ребенок с короной на голове –знак философского камня. Христос указал на ребенка как на того, кто можетвойти в Царствие Божие благодаря своему смирению (Евангелие от Матфея,18:3).

Мощный символ уходящего времени и жизни. Для многих крупныхцивилизаций, благополучие которых зависело от орошения полей природнымиводами, реки были важными символами постоянно восполняемого богатстваприроды, очищения и движения. Общепринятое представление о четырехрайских потоках, текущих от Древа Жизни в разные стороны света, являетсяметафорой божественной энергии и духовной пищи, которые подпитываютвсю вселенную. В индуизме река Ганг, олицетворенная высшей богинейвсех рек Гангой, служила осевым символом вселенной и изображалась в мифахкак низвергнутая с небес для того, чтобы очистить землю. Чтобы она своейтяжестью не разрушила землю, ее принял на свою голову Шива, с которогоона стекала семью потоками, протекала по земле и уходила в загробныймир. Омовение в Ганге – священный ритуал индуизма. Более приземленныйсимволизм очищения содержится в древнегреческом мифе о Геракле (вримской мифологии Геркулесе), который направил течение реки черезконюшни царя Авгия, чтобы очистить их от навоза. Реки могли непредсказуеморазливаться и пересыхать, поэтому их пытались умилостивить, приносяжертвы речным богам и, чаще, богиням. Нередко реки представлялись какграницы, разделяющие миры живых и мертвых. Кельты считали, что местаслияния рек особенно священны. Китайцы полагали, что души умерших бродятпо речному дну, надеясь найти живое тело, в которое они могли бы вселиться.

Проницательность, совесть, очищение, – библейская эмблемагрядущего Божьего Суда. Решето и сито с древнейших времен ассоциируютсяс очищением (отсеиванием отходов). В искусстве сито часто являетсяатрибутом аллегорической фигуры Целомудрия.

На свадебных церемониях рис символизирует плодородиеи прибавление семейства, традиция обсыпания молодоженов рисом принятав Индии. В Азии рис – эмблема зерна вообще, символ божественной пищи,как духовной, так и материальной.

В мифах рис был даром богов-героев или зарождался одновременнос человеческой жизнью в первичной тыкве. В Китае питье рисовой водкиимело ритуальное значение, она считалась некоей формой амброзии, арисовые зерна, которые были символом защиты от злых духов, помещалив рот умершим. Культ Матери Риса на острове Бали, фигуру которой составлялидлинные (мужское начало) и короткие (женское начало) снопы рисовой соломы,– выражение веры народов Юго-Восточной Азии в то, что стебли риса, подобнолюдям, содержат в себе жизненную энергию. В Японии бог Инари был покровителемне только риса, но и процветания.

Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховнаявласть – мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов.Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были вдохновляющимсимволом мужского боевого духа и фаллической силы, а также символизировалиплодородие, процветание и мужскую плодовитость. Отсюда популярностьи высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанныхна скотоводстве и охоте. Кельтские рогатые боги, такие, как Цернунн, символизировалибогатый урожай. Ранние изображения рогатых фигур в наскальной живописи– вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты. Десятьрогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии являются эмблемойих сверхъестественных возможностей. Скандинавские, тевтонские и галльскиевоины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животныхи наводить ужас на врагов. В древнеримской армии рогатое украшение вручалосьза выдающуюся храбрость. Подобным образом, головные уборы, украшенныерогами, как у индейцев Северной Америки, предназначались для отважныхвождей. Рассматриваемые как сосуд, а не оружие, рога приобрели и женскийсимволизм, сохранив при этом и основной символизм власти. Так, легендарныйрог изобилия никогда не иссякал. Считалось, что ритуальное питье изрога медовухи или вина сохраняет потенцию. Рога, образующие полумесяц,часто символизировали богинь-матерей, таких, как Хатор в Египте, которуюизображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой. Загнутыерога быка или коровы, в которых качается солнечный диск (представленныйв Мали тыквой), – изображение лунной и солнечной энергии. Рога барана– особый символ солнца, образ Амона, который стал верховным богом Египтаи чьи изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качествесимвола своей императорской власти. В иудейском Храме по четырем сторонамалтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь.Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы. Слово«shofar» (на иврите – «рога барана») использовалось древними израильтянамидля подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты. В Библии«рога» – символ силы или, в Новом Завете, – спасения. Однако христианствоскоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые сталив средневековом искусстве знаком сатаны и его рогатых последователей.Рогатыми называли обманутых мужей, возможно, по ассоциации с самцомоленя, у которого уводит самку более сильный соперник. В психологиирога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).

Рог, переполненный плодами земли, – символ не только изобилия,процветания и удачи, но также и божественной щедрости. Древние ассоциациимежду рогом и изобилием легли в основу античной истории, согласнокоторой младенца Зевса (в римской мифологии Юпитера) вскормила своиммолоком коза Амалтея. Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия.

Как весьма популярная тема в искусстве, рог изобилия представляетне только богов плодородия и виноделия, таких, как Деметра в ДревнейГреции или Церера в Древнем Риме, Дионис (Бахус), Приап и Флора, но такжеи многие аллегорические фигуры, такие, как Земля, Осень, Гостеприимство,Мир, Фортуна, Согласие. Путти (маленькие крылатые амуры) часто изображалисьразбрасывающими пищу из рога изобилия. Это символизировало не толькоматериальное богатство, но и духовное.

Символизирует возрождение, обычно – возрождение света;солнечный символизм восходит к римскому празднику Сатурналий, где украшенияиз вечнозеленых растений означали уход старого года и рождение нового.Пихтовое дерево, украшенное огнями и окруженное жертвенными подношениямив тевтонских ритуалах Юлитиды, – более прямой предшественник современнойрождественской елки. Викторианские церемонии заимствовали эти традициив середине прошлого века. Шары, звезды и полумесяцы на дереве когда-тоявлялись символами Космоса. В христианскую эпоху огни и свечи сталисимволизировать человеческие души.

В западной традиции – безукоризненный, образцовый цветок,символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной,романтической и чувственной любви. Белая роза – эмблема целомудрия,чистоты и девственности, красная символизирует страсть и желание, чувственнуюкрасоту. Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегосябутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Именно поэтомуее лепестки разбрасывали на могилах во время древнеримского праздникаРозарий, а римские императоры носили венки из роз в качестве короны.Распустившаяся роза символизирует смерть, красная роза может означатьпролитую кровь, мучение, смерть и возрождение. Древнеримские мифы связываюткрасную розу с богом войны Марсом, его супругой Венерой (в греческоймифологии Афродитой) и ее убитым любовником Адонисом. Согласно греческой-версиимифа, Адонис был смертельно ранен вепрем. Когда Афродита бежала к своемураненому возлюбленному, она уколола ногу о шипы белой розы, и капликрови сделали цветок красным. Роза была также эмблемой солнца и утреннейзари; ее считали одним из атрибутов древнегреческого бога Диониса,богини Гекаты и Муз.

Для христиан кроваво-красная роза и ее шипы – символ СтрастейХристовых. Роза стала главной эмблемой и символом оккультного и каббалистическогоордена розенкрейцеров, основанного в XVII в., чьей эмблемой был крестиз роз или деревянный крест с розой в центре. Большое количество лепестковсимволизировало ступени посвящения, а центр розы, по мнению членовордена, представлял собой точку единства, сердце Иисуса Христа, божественныйсвет, солнце в центре колеса жизни. Розетка и готическая роза такжеуподоблены колесу и несут ту же символику, но имеют и дополнительноезначение как символы жизнетворной энергии – западный эквивалент эмблематическоговосточного лотоса. В. родственной символической системе франкмасоновтри розы Святого Иоанна представляют свет, любовь и жизнь. Деву Мариюиногда именуют Розой Небес и безгрешной Розой без шипов, напоминая оее целомудрии. В Древнем Риме гирлянды из роз также были символом девственности.Золотая Роза – эмблема Папы Римского. Важной, хоть и не первостепеннойсоставляющей символизма розы являются благоразумие и осторожность.Это подтверждают различные источники. В древнеримском мифе Купидонпрекратил слухи о неверности Венеры, подкупив бога тишины розой. Другоеподтверждение – существование поверья, что розы уменьшают опьянениеи не допускают пьяную болтовню, – гирлянды из роз украшали праздникив честь Диониса (Бахуса). Позднее по этой же причине розы развешивалиили рисовали над совещательными или банкетными столами как знак того,что беседа за ним – sub rosa («под розой») – частная, не для публики.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В христианском изобразительном искусстве пальма
понское искусство составлениябукетов
Символизм
Англичане усилили символизм плодородия
Наиболее известный из всех символов воскрешения

сайт копирайтеров Евгений