Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эмблема кары; символ превосходства государственной властинад человеческой личностью. Их происхождение относят к этрусской культуре,тогда фасцы представляли собой секиру на древке, которое было вставленов связку березовых или вязовых прутьев, – символ полномочий римскихсудей наказывать провинившихся розгами или обезглавливать их. В римскиевремена фасцы оказались без секиры, в знак признания за гражданами праваподать апелляцию против приговоров чиновников. Во время процессий фасцыторжественно несли перед римскими судьями охранники – ликторы, количествокоторых возрастало до 12 в свите консула или до 24 в свите диктатора.Фасцы были также знаком союза, символом супружества, поэтому они иногдавстречаются в искусстве как атрибут Купидона. Муссолини посчиталфасцы подходящим символом политических принципов фашизма, подчиненияинтересов личности интересам нации, которые выражала националистическаяэлита. Пытаясь выразить свои идеалы, итальянские фашисты интерпретировалисвязанные в пучок прутья как союз социальных классов, а секиру – какверховную власть государства.

Наиболее известный из всех символов воскрешения, легендарнаяптица, которая вновь и вновь возрождается в огне. Легенда о Фениксевозникла в Гелиополисе, древнем египетском центре солнцепоклонников,где приносились жертвы богу Бену, которого изображали с головой цапли.Основываясь на этих огненных обрядах и на описаниях великолепныхэкзотических птиц (таких, как золотой фазан), греческие писатели ипроизвели на свет легенды, которые отличаются в деталях, но одинаковыпо сути. Согласно этим легендам, феникс (слово, совпадающее с греческимназванием пальмы – дерева солнца) – чудесная птица, живущая удивительнодолго – пятьсот и более лет. В конце жизни Феникс строил гнездо из ароматныхтрав, поджигал себя в нем, чтобы возродиться через три дня, после чегонес гнездо и пепел своего предыдущего воплощения на алтарь храма солнцав Гелиополисе.

Считавшийся первоначально символом цикличности восходаи захода солнца, Феникс вскоре стал эмблемой возрождения человеческогодуха в вечной борьбе с трудностями материального мира. Поскольку художникине могли знать, как выглядит Феникс, его часто изображали в виде птиц,считавшихся символами солнца (или души), в Древнем Риме, например,– в виде орла, взлетающего из погребального костра умершего императора.

На римских монетах Феникс является символом вечной империи.Эта птица встречается также на раннехристианских надгробиях, как символвозрождения Христа и надежды на победу над смертью. В средневековойживописи она олицетворяла божественную природу Иисуса Христа, еслиизображалась рядом с пеликаном (символом его человеческой природы).Феникс может также встречаться в качестве атрибута аллегорическихизображений Милосердия. Феникс – обычный элемент в алхимических аллегориях,где он символизирует очищающий и преобразующий огонь, химическийэлемент серу и красный цвет. Еврейские легенды объясняли долголетиеэтой птицы тем, что она отказалась вкусить запретный плод в райском саду.

Иногда проводят аналогии между Фениксом и другими фантастическимиптицами. Они включают персидскую птицу Симург, китайскую Фенгхуар (символсупружеской взаимозависимости) и центральноамериканскую птицуКецаль. Однако лишь Симург разделяет в какой-то степени символизм Феникса,и это дает возможность предположить, что два мифа взаимообогащалидруг друга. Существует также некоторая связь с арабскими легендамио живущих в огне саламандрах.

Изобилие, пища, деторождение. Священное дерево во многихрегионах (особенно в Египте, Индии, Юго-Восточной Азии и части Океании).Значение фигового дерева в древнем мире во многом определялось еговажностью как продукта питания. Форма фигового листа (который прикрываетмужские гениталии во многих произведениях искусства) и млечный сок(разновидность каучука), добываемый из большинства видов фиговыхдеревьев, привнесли в его символику сексуальный оттенок. В Библии говорится,что Адам и Ева были первыми, кто использовал фиговые листья, чтобы прикрытьнаготу, после того как отведали запретный плод и «поняли, что они нагие»(Бытие, 3:7). В Древней Греции фига была фаллическим символом и атрибутомбогов плодородия Приапа и Диониса. Согласно римской традиции, Ромулаи Рема, легендарных основателей Рима, волчица «вскармливала в тенифигового дерева, которое с тех пор стало считаться символом процветанияРимского государства. Этот же символизм присутствует и в иудейской традиции.Христос наложил проклятие бесплодия на смоковницу, на которой не нашелплодов, после чего она засохла (Евангелие от Матфея, 21:19) – по этой причинев христианском искусстве засохшее фиговое дерево символизирует ересь;Часто фига символизировала плодородие, особенно в Египте, где ее разновидность,сикимора, считалась Древом Жизни, связанным с Нут и Хатор, небеснымибогинями-кормилицами. В Чаде считали, что сломавший фигу подвергаетсебя риску остаться бесплодным. Фига была символом плодородия такжеи в Индии, где ее связывали с созидательной силой Вишну и Шивы и гдесчитается, что под священным деревом Бо (видом фиги) Будда достиг духовногопросветления. По этой причине в буддийской традиции оно почитаетсякак важный символ морального просвещения и бессмертия. Согласно исламскойтрадиции, фига, как и олива, – райское дерево с запретными плодами.

Популярный жест fico (большой палец между указательным и средним)был средневековым знаком против «дурного глаза» и одновременно непристойностью.

Ключ к духовному просветлению. В физических опытах алхимиковфилософским камнем называли мистическое вещество, которое, если онобудет найдено, может быть использовано (в виде порошка или раствора)для завершения Великого Деяния – превращения основных металлов взолото. Основанная на этих представлениях символика сделала философскийкамень синонимом эликсира жизни, Святого Грааля – духовной целостности,которой стремятся достичь люди.

Чистота, целомудрие, сладость, возносимая молитва. С древнихвремен сжигание камеди и других пахучих смол, древесины, сухих растенийили фруктов было наиболее универсальным для всех религиозных обрядовзнаком преклонения. Духовная литература и иконография наводят намысль, что фимиам первоначально использовался, чтобы заглушить запахприносимых жертв и погребальных костров, но позднее его стали сжигатьсамостоятельно, как чисто символическое приношение; дым был эмблемой,видимой связью между небом и землей, человеческим и божественным. Ладани смирна – два дара волхвов новорожденному Христу, были очень ценнымтоваром на всем древнем Ближнем Востоке. В египетской, персидской цивилизациях,в шумеро-семитском мире, а позднее в Греции и Риме эти и другие виды фимиамасжигали в ежедневных богослужениях. На Дальнем Востоке, в Индии, Китаеи Японии широко использовались базилик и Сандал («китайские палочки»– термин на вульгарном английском для обозначения палочек из сандала,«joss», вероятно, неправильное португальское «deus» – «бог»). В ЦентральнойАмерике фимиам, часто камедь, также был символом плодородия и, как считалось,вызывал дождь с помощью ассоциации между дымом и облаками. Смола самапо себе была символом объединения. Ветхий Завет полон ссылок на «спасение»пахучих деревьев, угодное Богу. Христианская Церковь, поначалу настороженноотносившаяся к ассоциации между фимиамом и поклонением языческимбогам и государственными похоронами императоров, скоро тоже началаиспользовать его, что стало общей церковной традицией курения ладаном.Совсем недавняя популярность благовоний на Западе обусловлена буддийскимитрадициями его использования в качестве помощи в медитации.

В Африке и Западной Азии – важный пищевой продукт. Финиковаяпальма символизирует плодородие, особенно мужское, и щедрость богов.По этой причине финик стал библейским символом тех избранных, кто получитблагословение на Небесах. Колонны в виде финиковых пальм, характерныедля древнеегипетской архитектуры, символизировали Древо Жизни.

Этот цвет связан со сдержанностью, умеренностью, духовностьюи раскаянием, а также с переходом от активного к пассивному, от мужскогок женскому, от жизни к смерти. Подобные интерпретации основаны на смешениикрасного (страсть, огонь или земля) с синим (интеллект, вода или небо).В некоторых изображениях Страстей Христовых Иисус и Мария одеты в фиолетовыеодежды. В символике цветов маленькая фиалка также ассоциируетсясо скромностью или смирением – символизм фиалок в сценах поклоненияволхвов, где они являются ссылкой на целомудрие Девы Марии и на кротостьМладенца Иисуса Христа. В Риме венки из фиалок были символом воспоминания.Их также надевали на пирах, чтобы остужать разгоряченное лицо.

Первоначально – эмблема Бога или правителя, которую неслина битву как священный символ верховной власти. Флаг поэтому особенноважен во время триумфальных процессий, унизительных военных пораженийи – крайняя степень позора – сдачи в плен. Кроме того, что флаги используютсядля идентификации и сигнализации, их символизм содержит и древнюю связьс самосознанием, достоинством и духовными ценностями клана или нации– интересная, но лежащая за пределами данной книги тема.

Идея, что судьба капризна, обычно представлялась в западномискусстве в облике римской богини Фортуны, изначально божества изобилия,позднее вобравшей в себя черты непостоянства. Общие атрибуты: лодка,руль, парус и глобус. Напротив, госпожа Удача, которая была популярнав испанской иконографии, изображалась крутящей колесо, на которомкто-то поднимается, в то время как других швыряет на землю.

Мягкий конический головной убор, который стал эмблемой свободыво время Французской революции, как в картине Делакруа «Свобода, ведущаянарод» (Картина посвящена Парижскому восстанию 1830 года. Прим. пер.).Этот колпак носили почетные граждане Фригии во время правления Мидаса.

В изобразительном искусстве юный Парис часто одет во фригийскийколпак, что, возможно, является намеком на фаллическую форму этогоголовного убора. Традиционный цвет фригийского колпака – красный– символизирует самопожертвование, как это было во время Французскойреволюции 1792 года.

Изобилие, процветание, земные радости или желания – пища,наиболее часто используемая для описания райского состояния или Золотоговека пасторальной жизни. Различные фрукты – частично творческий символизмяйца. В искусстве они – атрибуты Цереры и других божеств плодородия,а также аллегорических фигур Лета, Вкуса, Милосердия и Обжорства.

В настоящее время просто метафора изменчивости, однаков прошлом эта древесная ящерица благодаря своим замечательным качествам(прекрасно лазит по ветвям, ее глаза вращаются независимо друг от друга,у нее длинный, молниеносно ловящий добычу язык) имела священное значениево многих регионах Африки. Она ассоциировалась с громом, молнией,дождем, солнцем, с посредничеством между небесными богами и людьми;в фольклоре пигмеев хамелеон – помощник богов при создании человека.В западном искусстве обычно выступает как персонификация Воздуха.

Второй чин ангелов. Их крылья образовывали трон Бога Иеговыв еврейском Храме, который был построен по завету Моисея (Исход,37). Херувимы – защитники человеческих душ (в известном выражении«ангел-хранитель» подразумеваются именно они). Эта традиция происходитот более ранних персидских и месопотамских духов опеки, статуи которыхустанавливали рядом с храмами. В искусстве херувимы изображаютсяобычно в виде голов с голубыми крыльями; иногда в виде фигуры с книгой,символизирующей высшее божественное знание, которым они обладаютблагодаря своей близости к Богу. На некоторых изображениях они поддерживаютего в полете.

В греческих мифах – монстр, знаменитый настолько, что его названиестало общепринятым термином, обозначением любой фантазии, а такжеживотных гибридов.

Химера имела гриву и огнедышащую голову льва, тело козла(часто химера изображается и с козлиной головой), зазубренный хребети хвост с головой змеи на конце. Победа древнегреческого мифическогогероя Беллерофонта над Химерой – пример яркого повествования о противостояниигероя и чудовища, олицетворяющего зло.

В средневековом искусстве химера представляет сатанинскиесилы. Психоаналитики используют образ химеры для обозначения деформацийчеловеческой психики. Некоторые исследователи считают триединуюформу химеры воплощением различных стихийных сил природы, таких, какизвержение вулкана, сопровождающееся землетрясением и вспышкамиприродного газа.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Символ
Равностороннийтреугольник треугольник эмблема
Использование изображения ягненка в христианской иконографиии скульптуре объясняется давней изображения традиции
В древнегреческом полисе византия чеканилисьмонеты с изображением полумесяца
Индийский бог обезьян хануман олицетворяет храбрость

сайт копирайтеров Евгений