Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Двусмысленный символ власти или воли – агрессивной или защищающей,угнетающей или освобождающей. В древнем мире, где жизнь была ненадежна,только некоторые виды оружия имели полностью разрушительный символизм,за исключением, возможно, дубинки. Многие виды оружия связывали систиной, сильным желанием или другими добродетелями, а в мифах и легендахволшебным оружием владели герои. Оружие часто служило церемониальнойэмблемой власти или правосудия. В искусстве оружие обычно символизируетвойну, а в аллегориях мира изображается разбитым или сожженным. Любимойтемой искусства эпохи Ренессанса был триумф любви над войной (или страстью),как в картине Боттичелли «Марс и Венера» (1483), где купидоны (спутникибогини любви Венеры) играют с копьем спящего бога войны.

Китайский символ плодородия и талисман против бессилия,а также эмблема красоты, учености, изысканности, дружбы. На китайскихкартинах орхидеи в вазе символизируют согласие.

Обычно ассоциируется с язвительной личностью. В соответствиис некоторыми африканскими традициями, оса символизирует развитиеи управление другими формами жизни. В Мали каменные пчелы были эмблемойшаманской элиты.

Широко известен как символ глупости, но на самом деле егосимволизм намного шире. Как это и было предсказано в Ветхом Завете,осел был выбран Иисусом Христом для въезда в Иерусалим, в знак его смирения.Таким образом, осел стал эмблемой смирения, терпения и бедности в христианскойтрадиции. В противоположность этому, осел играет зловещую роль как вегипетской, так и в индуистской мифологии, а в греко-римской мифологииассоциируется с похотью и смешной глупостью. Царь Мидас получил отбогов ослиные уши в знак его духовной ущербности (за то, что предпочелПана Аполлону). Ослиные уши были частью шутовского колпака, а шекспировскийБоттом («Сон в летнюю ночь», 1595 г.) имеет голову осла, – насмешка надпотерявшими голову влюбленными. В качестве других ассоциаций, связанныхс ослом, можно также привести леность и упрямство.

Небеса или убежище. Символ, который встречается в бесчисленномколичестве мифов и легенд. В индуистской традиции остров – образ духовногомира в хаосе материального существования. Символично, что он всегдатаинственное «где-то», мир обособленный, иногда духовная цель или местообитания избранных бессмертных (Острова счастья в античной мифологиии мистический Остров благословенных в Китае), иногда заколдованноеместо (подобно острову Просперо в «Буре» Шекспира (1611), где исправляютсягрешники). Некоторые из легендарных островов населены только женщинами,что наталкивает на мысль, что остров может быть символом пассивного убежища,которое одновременно привлекает и отталкивает мужчин. Так, Калипсоудерживала Одиссея на своем острове в течение семи лет, до тех пор, покаон не заскучал и не возобновил борьбу за возвращение на родину. В похожемпо содержанию полинезийском мифе Кай покинул Остров женщин, когда обнаружил,что стареет, в то время как его жена Хайне вернула себе юность, катаясьна доске по волнам. Считалось, что райские острова имеют белый цвет, хотякельтский «остров блаженных» Авалон был зеленым.

Зимняя эмблема надежды и радости. Остролист был одним извечнозеленых растений, которые использовали на римских Сатурналияхв середине зимы. Его использование на Рождество более тесно связанос тевтонским обычаем украшать дома остролистом в декабре. По христианскойтрадиции, остролист ассоциируется с Иоанном Крестителем и со СтрастямиГосподними (похожие на терн листья и кроваво-красные ягоды).

Геометрический термин, символ Центра Мира, исходной точкирождения вселенной почти во всех космогонических теориях древности;стержень, вокруг которого вращается весь мир.

Axis mundi (Ось Мира) также считалась у шаманов средством перемещениявозносящихся душ между различными уровнями мироздания – преисподней,землей и небесами. Ось Мира символизируют самые разнообразные предметы– от тонкого прута до массивных колоннообразных сооружений, от деревьевдо священных горных вершин.

Символ пучины и загробного мира, связан со спиралью, водоворотом,пауком и морской змеей. Осьминог изображался на микенских медальонахсо спирально закрученными щупальцами и, возможно, служил морякам амулетомпротив опасных глубин и дурного глаза. Осьминог поразительным образомнапоминает древнегреческую мифологическую Медузу: ее лицо былообращено сразу во все стороны, вместо волос у нее были змеи, а ее взглядпревращал в камень (современное название медузы произошло именно отэтой аналогии). Негативная, пугающая символика, присущая осьминогу,возможно, также связана с чернильным облаком, которое выпускает испуганныйосьминог. Знак Зодиака Рак, связанный с луной, водой и июньским солнцестоянием,иногда представляется осьминогом (чаще, чем крабом).

Впечатляющий образ смерти и воскрешения солнца, отразившийсяв древних верованиях, что солнце погружается в воды загробного мира,перемещается в восточном направлении и появляется оттуда утромобновленным. Юнг видел параллель между этим примитивным представлениеми такими сказаниями, как предание об Ионе, который появился живыми здоровым из чрева кита, или путешествие в ад, часто представлявшеесяпереходом души через смерть к возрождению.

Владычество, солнечная и небесная сила, духовная, моральнаяи гражданская власть, рассудок и совесть, закон, элементы воздуха и огня,воинственный дух, гроза – диапазон символов, которые отражают патриархальнуюприроду почти всех традиционных культур. В большинстве мифов и религий,хотя и не во всех, верховные боги считаются отцами.

Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость.Сверкающее великолепие хвоста самца павлина – причина сравнения егос бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В древних культурахИндии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящегосолнца и вечных космических циклов. Так как змеи в иранской символикесчитались врагами солнца, полагали, что павлин убивает змей, чтобы использоватьих слюну для создания радужных бронзово-зеленых и сине-золотых «глаз»на перьях своего хвоста. К этой легенде добавлялась идея, что мясо павлинане поддается разложению. Когда известность этой птицы достигла Средиземноморья,она стала эмблемой не только воскрешения (как в раннехристианской иконографии),но также и звездного небесного свода и, как следствие, всеединства ивзаимосвязанности. В исламс\ ком декоративном искусстве единство противоположностей(солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлиновпод Мировым Древом.

В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческойбогини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде,подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. Павлины широкоизвестны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства,идеального создания. В Древнем Риме павлин считался эмблемой императрицыи ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. В Персии шахский дворназывался «трон Павлина»; павлин также ассоциировался с троном индуистскогобога Индры Амитабхи (который, согласно китайской традиции, являетсяглавным в буддийском раю) и с крыльями херувимов, которые поддерживаюттрон Иеговы. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например,Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальныхжеланий) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсирбессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары (Гуань-инь в Китае)(Авалокитешвара – один из главных бодхисатв в буддийской мифологии,олицетворение сострадания. – Прим. ред.) павлин символизирует сострадательнуюпредусмотрительность. Сходное значение эта эмблема имеет в христианскойцеркви. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценахРождества или пьющими из кубка – в обоих случаях как символ вечной жизни.С другой стороны, христианская доктрина смиренной жизни привела к тому,что грехи гордости, роскоши и тщеславия стали отождествлять с образомпавлина (эта традиция берет начало в текстах II в. н. э. «Психологус»).Поэтому в западном искусстве павлин чаще всего является персонификациейГордости. В других же культурах эта птица имеет позитивный символизм,особенно в Китае, где она служит эмблемой династии Минь. В Юго-ВосточнойАзии «танец павлина» отражает оригинальную идею о солнечном символизмеэтой птицы, ее образная «смерть» должна вызывать дождь.

Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступенямдуховного просветления. Ступенчатые пагоды, широко распространенныев Юго-Восточной Азии, Китае и Японии, являются повторениями индуистскогохрама недалеко от Пешавара. Он стал прототипом и для конусообразныхступ, и для священных походных курганов, являющихся схематическимвыражением представлений о мироздании в архитектурных формах.

Ярусы, уменьшающиеся по мере подъема, изображают шагивверх по Мировой Горе или Мировой Оси, связывающей небо и землю. Слово«пагода», как полагают, является искаженным португальским заимствованиемиз санскрита «bhagavati» («божественное»).

В некоторых африканских племенах каждый палец имеет свойсобственный символизм; в Мали племя догонов связывает указательныйпалец с жизнью, средний палец со смертью (когда тела умерших укрывалисаваном, этот палец оставляли открытым). В племени бамбара большойпалец считался «исполнителем», в то время как мизинец использовалидля заклинания духов.

Одобрительный жест, при котором большой палец поднят вверх,изначально нес фаллический символизм. В православном благословениитремя поднятыми пальцами содержится символический знак Троицы. Суеверие,согласно которому крест способен отводить беду, породило обычай скрещиватьпальцы для удачи. Символизм, связываемый с пальцами и жестами, постепеннопревратился в целый символический язык, понятный многим. Замечательнымпримером этого является жест в виде буквы «V» – знак победы, впервыепримененный в 1945 г. Уинстоном Черчиллем и после этого распространившийсяпо всему миру.

Путешествие к духовному средоточию, символ испытания,искупления или очищения, достижения цели или восхождения на новый уровеньсуществования. В эмблематическом смысле паломничество знаменуетвысшую из всех религиозных актов степень посвященности.

Причина этого – древняя вера в то, что сверхъестественныесилы проявляют свою мощь лишь в некоторых особых местах. В исламе этоМекка, место, где родился пророк Мухаммад; в индуизме – город Бенаресна Ганге; для буддистов и христиан – места, сыгравшие важную роль в жизниГаутамы Будды и Христа. Когда Святая Земля была завоевана мусульманами,огромное количество христианских паломников стало стекаться к другимместам деятельности святых и апостолов, особенно в Рим (связанный сосвятыми Петром и Павлом) и Сантьяго-де-Компостела (связанный с Иаковом,сыном Зеведеевым). В последнее время католики, особо почитающиеДеву Марию, стекаются к местам, где она, как утверждают очевидцы, являетсяверующим и где поэтому возможны чудесные исцеления. На Западе традиционныесимволы паломничества включают шар, широкополую шляпу, капюшон (иногдасо знаком красного креста), фляги, пальмовые листья (означающие паломничествов Палестину), походный мешок, створку раковины (атрибут святого Иакова)и посох.

Победа, превосходство, известность, долголетие, воскрешениеи бессмертие. Величественная пальма с огромными, расположенными покругу листьями была солнечным и триумфальным символом на древнем БлижнемВостоке; ее приравнивали к Древу Жизни в Египте и в, Аравии. Как источникпищи, одна из разновидностей – финиковая пальма – также была символомженского начала и плодовитости в Китае и Западной Азии. Соответственно,пальма была связана не только с культом солнца (как в Древней Греции, гдеее считали атрибутом Аполлона), но и с богинями Астартой и Иштар.

Использование пальмовых ветвей в церемониях по случаю попобеды (и в качестве награды победившему гладиатору) было заимствованохристианской традицией и знаменовало победу Иисуса Христа над смертью;Его вход в Иерусалим празднуется в Пальмовое (в России – Вербное) воскресенье.В христианском изобразительном искусстве пальма (символ долголетияили бессмертия) стала атрибутом многих святых и мучеников, впрочем,так же как и аллегорических фигур Победы, Славы и, по отношению к ДевеМарии, Целомудрия. Святой Павел Отшельник (249-341 гг. н. э.) носил набедреннуюповязку, сотканную из пальмовых листьев. Пилигримов, посетивших СвятуюЗемлю, называли в западных странах «пальм еры». Изображение пальм на траурныхили похоронных атрибутах символизировало воскрешение.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 3 символизм
В азиатском искусстве львы часто представлены с шарами
Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 4 плодородия
Символизм женского лобкового треугольника иногдаобозначен более непосредственно
Трессидер Д. Словарь символов истории культуры 8 символом

сайт копирайтеров Евгений