Пиши и продавай! |
>
Трессидер Д. Словарь символовА-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З-И-К-Л-М-Н-О-П-Р-С-Т-У-Ф-Х-Ц-Ч-Ш-Щ-Э-Ю-Я
На Востоке – популярная эмблема долголетия, а в даосизме– бессмертия. Во многих культурах аист символизирует дочернюю и сыновнююпреданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своихдетей. Эта трогательная забота и ассоциация с новой жизнью (аисты прилетаютвесной) явились причиной того, что аист стал священной птицей древнегреческойбогини Геры (в римской мифологии Юноны) – покровительницы кормящихматерей. Именно эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья,что аисты приносят младенцев. В искусстве аисты часто изображаютсязапряженными в колесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущимии убивающими змей. В христианской иконографии аисты символизируютчистоту, благочестие и воскрешение. (Медвежья лапа) Греко-римский знак триумфа и преодоленияжизненных испытаний, символом которых и являются длинные мощные шипыэтого растения. Стилизованное изображение листьев аканта на капителяхкоринфского ордера связано с греческим мифом о том, что акант вырастаетна могиле героя. Символ бессмертия, особенно в иудейской и христианской традициях.Акации твердых пород (Shittah) использовались при сооружении рак и дарохранительницв храмах. Некоторые полагают, что именно из акации был сплетен колючийвенец Иисуса Христа. Красные и белые цветы акации символизируют двуединствожизни и смерти. Суковатая палка из акации применялась масонами в церемонияхпосвящения и в качестве траурного атрибута. Эта традиция восходитк библейской истории о Хираме, зодчем царя Соломона. Ученики Хирама,убившие его за отказ делиться секретами мастерства, бросили ему на могилуветку акации. Символизирует жизненную энергию; знак, объединяющий всебе противоположные элементы Огня (мужское начало) и Воды (женскоеначало). В алхимии – вода жизни (Aqua Vitae). Алкоголь также связываютс созидательной энергией и мудростью. Древний технологический символ совершенствования человеческойдуши. Алхимики первоначально пытались преобразовать основные металлыв золото и серебро; позже – найти универсальный растворитель, лекарствоили эликсир жизни, изготовленный из четырех основных элементов – земли,огня, воздуха, воды, к которым добавлялся пятый, называемый квинтэссенцией(от латинского «самое важное»). Этот процесс был описан символами, взятымииз философии, астрологии, мистицизма и религии, – частично для использованияприписываемых этим символам мистических сил, частично для защиты отнепосвященных. Цвета черный, белый, красный и золотой символизировалипрофессиональные приемы: переход от твердого состояния вещества(которое связывали с первородным грехом и первичным состоянием материи)к дистилляции (очищению). Хотя шарлатаны преобладали среди алхимиков,серьезные представители этого цеха работали с чувством духовной цели,веря, что Божественное вмешательство поможет им в достижении успеха. Бремя вины; символ, впервые появившийся в «Сказании о староммореходе» С. Т. Колриджа (1772-1834), в котором убийство альбатроса нарушаетдревнее морское табу. Традиционно считалось, что увидеть альбатроса– хороший знак; сила и выносливость альбатроса восхищали настолько,что в фольклоре он олицетворяет души умерших моряков. Символ целостности; происходит от первой и последней буквгреческого алфавита А и Q; употребляются всегда вместе. «Символизируютединство, целостность пространства, времени и духа. Изображаемые нахристианских крестах, они напоминают о словах Христа «Я есмь Альфа иОмега» (Откровение Иоанна Богослова); на могилах – знак принятия того,что Бог есть начало и конец. Переплетенные буквы альфа и омега с короной АМАРАНТ, щирица(Amaranthus gen.) Долгоцветущее дерево, изображаемое на греческих могилахи скульптурах как символ бессмертия. Амарант связывали с культом Артемидыи приписывали ему лечебные свойства. В Китае его цветы приносили в видесимволического дара лунному зайцу на Празднике Луны как знак бессмертия. Кварцевый драгоценный камень, символизирующий умеренность,покой, смирение и благочестие, характерные для Эры Водолея. Аметистносили епископы из-за бледно-фиолетового или бледно-лилового цвета,соответствующего их одеянию. Греки верили, что аметист способствуеттрезвости (amethustos – «не пьянящий»). Считалось, что как талисман этикамни помогают воплощению добродетельных желаний. Торжественное подтверждение (на иврите означает «правдиво»или «истинно»). В христианстве имеет такую же символическую силу, каки священная индуистская мантра Ом (или Аум) – воплощение в звуке божественногодуха, призываемого на помощь молящимся. Благотворная сила. Предполагалось, что предмет, используемыйкак амулет, иногда естественного происхождения, иногда резной медальонили кулон, создавал магическую связь между его владельцем и символическойсилой, которую он в себе содержал. Человекоподобные крылатые создания, которые отождествлялисьс божественной волей. Возможно произойдя от древнеегипетских и древнесемитскихкрылатых божеств, ангелы в некоторых религиях являются посредникамимежду материальным и духовным уровнями; их символика была тщательноразработана в исламском, иудейском и особенно христианском вероисповеданиях.Атрибуты ангелов в искусстве включают трубы, арфы, мечи, кадила, скипетрыили жезлы. Ангелы появляются в ролях вестников (греческие«angelos»), воителей и, в более современных представлениях, охранниковили защитников – как в 1914 г. видение Ангела Монса, отражающее стремлениелюдей к личной безопасности. Иерархия ангелов была предложена в пятомстолетии псевдо-Дионисием Ареопагитом в труде «О небесной иерархии»и предполагала другое толкование – стремление к порядку как на божественном,так и на социальном уровнях. По мере приближенности к Богу ангельскиеранги расположены традиционно так: шестикрылый серафим (красный)и херувим (голубой), ангелы начальства, ангелы власти, ангелы господства,ангелы силы, ангелы престольные, архангелы. Греческие философы считали,что ангелы управляют звездами и появились из некой эфирной субстанции,но в христианской иконографии они были неизменно нематериальными,изображались с головами, увенчанными крыльями, или, как в фривольномискусстве барокко, в виде купидонов (putti). Падшие ангелы, ведомыесатаной, символизируют грех гордыни. Божественная целостность – древний символ, происходящийиз широко распространенного раннего культа богов, которые были одновременнои мужчиной и женщиной. Китайский символ философской системы «инь – ян»,согласно которой все противоположности дополняют друг друга, образуянеразрывное единство. В философии Платона, суфийском мистицизме игреческой, египетской, дальневосточной мифологиях, в мифологии аборигенови американских индейцев доколумбовой эпохи андрогинное состояниесчиталось первоначальным состоянием человека, а сам Адам – сочетавшимв себе и мужчину и женщину. Андрогин был также алхимическим символом, воплощавшим единство– цель алхимии. Общественные представления противоречили этому идеалу,особенно практике обрезания и усечения клитора, представляющей собойпопытку уничтожить сексуальные различия. Любовь и брак рассматривалиськак более практический способ достижения единства (целостности). В греческоймифологии их символизировал Гермафродит, который был так пламеннолюбим нимфой Салмакидой, что она слилась с его телом. Отсюда и происходитпонятие гермафродит (в строгом биологическом смысле – особь, котораяимеет и мужские, и женские органы). Быстротечность жизни, хрупкость, печаль, горе, смерть, девственность– символы, основанные на недолговечной природе этого дикого цветка,его красных лепестках и его названии (означающем «из ветра»). Анемоныотождествляются с библейскими «цветами полей» и иногда появляютсяв изображениях сцены Распятия. В греческом мифе анемоны стали символомсмерти бога Адониса – они выросли на месте его гибели. Монархическую систему на древнем среднем востоке |
|
|
|