Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ритуал кружения вокруг священного объекта или освящениятого места, вокруг которого ведут хоровод; подражание солнечным иастрономическим циклам. Символизирует поклонение небесным силами защитной символике круга. Известный пример – семь кругов, совершаемыхпаломниками вокруг Каабы (священного камня мусульман, вмурованногов угол кубического сооружения в центре храма в Мекке). Во время буддийскиххороводов вокруг храмов верующие стремятся войти во взаимодействиес космическими ритмами и продвинуться на пути к самопознанию и просветлению.В индуистских и буддийских хороводах прадакшина движение происходитпо часовой стрелке (вслед за движением солнца в Северном полушарии);символическое приближение к Седьмому Небу паломников в Мекке – противчасовой стрелки (вслед вращению звезд в Северном полушарии).

В религиозной архитектуре – символ Дома Господа на земле,космического центра, соединяющего преисподнюю, небеса и землю,или путь восхождения к духовному просветлению. Эта символика на протяжениивеков коренным образом влияла на изменение формы священных сооружений.Дух древнегреческих теменов (огражденных участков земли, принесенныхв дар богам) долго был определяющим: храмы могли представлять собойпростое святилище или камень, установленный на возвышенности, у рекиили в священной роще. На противоположном краю архитектурного спектранаходятся ступенчатые зиккураты Месопотамии, ступы и пагоды ДальнегоВостока, огромные пирамиды Центральной Америки, сложные формы индуистскиххрамов-мандал и великолепные христианские западные храмы в классическую,романскую, готическую эпохи и эпоху Возрождения и барокко. Все эти разнообразныестили едины в одном – они пытаются символически передать божественныйпорядок мироздания.

Имперский солнечный цветок в Японии, где его связывают с долголетиеми радостью. В Китае хризантемы – символ даосского совершенства, осеннегоспокойствия и изобилия. Возможно потому, что хризантема продолжаетцвести зимой.

Монограмма, вензель из греческих букв Х и Р, начальных буквимени Христос на греческом языке, призванный символизировать его самого,его покровительство и его победу над смертью. Некоторое время христограммабыла второй по значимости, после рыбы, эмблемой христианства. Послетого как В 312 г.н.э. Пришел к власти Константин Великий, первый римскийимператор-христианин, христограмма заняла место орла на римских штандартах.Как пишет биограф императора Константина Евсебий, окончательно Константинпринял новую веру, увидев знамение на небе, в котором христограмма явиласьна фоне солнца – факт, объясняющий восприятие Константином Христа каквоплощения солнца. Знак христограммы существовал и до христианства:в греческом языке слово «хрестос» обозначало буквально «благоприятный»и также начиналось с Х и Р; похожая монограмма использовалась еще ранеехалдеями как символ солнца. Как знак ХР (Христос), так и знак IX (Иисус Христос)использовались ранними христианами в качестве траурных монограмм.

В некоторых контекстах – военный символ божественной мощи,отметка, оставленная на теле Демиурга или героя, который вступил вборьбу с верховным божеством на равных. Так, Иаков стал хромым, когда вступилв схватку с Ангелом Божьим (Бытие), греческий бог-кузнец Гефест (в римскоймифологии Вулкан) стал хромым в битве с Зевсом (Юпитером). Боги-кузнецы,повелители созидающих тайн огня, часто изображались в легендах покалеченными(тот же Гефест).

Любопытство. Обычно цапля несет хорошее предзнаменование,является символом утреннего солнца в Египте и прообразом птицы Бену(подобия Феникса), почитаемой как творец света. Цапля была символомпредков в Китае и иногда встречается у христиан как аллегория верующих,возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающейдождевые облака.

Цвета имеют обширный и сложный диапазон символических значений.Обобщения относительно определенного символизма любого из цветовсделать весьма трудно. Конечно, черный и белый (или светлый и темный) совершенночетко имеют разные значения и противопоставлены друг другу. Однаков некоторых культурах цвет смерти и траура – черный, в других – белый.Красный (цвет крови) обычно связывают с жизненным началом, активностью,изобилием, но в кельтском мире красный – знак смерти, а в Египте – знакугрозы. Эксперименты ученых показали, что некоторые цветовые ассоциациипретендуют на то, чтобы иметь общечеловеческое значение. Красный повсеместноотмечается как сильный, «тяжелый», эмоциональный. Синий единодушнопризнан «хорошим». Люди предпочитают скорее светлые тона цвета, нежелитемные, и «легкие» цвета – более популярны. Цвета, сильнее всего привлекающиенаше внимание, – красный, желтый, зеленый и синий (последний чаще выбиралсядетьми). Красно-желтая часть спектра характеризовалась как теплая, инаоборот, сине-фиолетовая его часть – как холодная. Диапазон цветов,считающихся значительными, оказался более широким, чем это предполагалось,но, вероятно, это зависит от индивидуальной специфики восприятиякаждого человека.

Наиболее последовательная символика цветов связана сприродой и природными явлениями. Так, зеленый символизирует потенциюв засушливых областях, по этой причине, вероятно, стал священным цветомислама, который зародился в пустынях Аравии. Золото повсеместно связывается(и совершенно закономерно) с солнцем, поэтому обозначает просветление,свет, власть. Синий ассоциируется с цветом неба, поэтому часто символизируетдух и истину. Религиозные учения нередко придавали цветам иные значения.Так, желтый имеет первостепенное значение в Таиланде не потому, чтоассоциируется со светом и пламенем, а потому, что Будда выбрал его,чтобы символизировать отказ от материального мира (одежду желтогоцвета обычно носили преступники и нищие). У христиан белый – символсвета, чистоты, радости, в противоположность траурному черному, хотяв других культурах эту роль выполняет белый. Множество сложных системцветовой символики охватывают практически все области знания – отпланет и первичных элементов до сторон света, металлов и веществ в алхимии,органов и частей тела. Однако зачастую эти связи основаны на произвольномвыборе. Что кажется истинным, так это то, что цвета представляют собойв основном жизнеутверждающие символы.

Эмблема французских королей, а в наши дни – движения бойскаутов.Его несколько забытый символизм достаточно разнообразен: цветок лилииявляется символом как чистоты, так и плодородия, как блаженства, таки славы. Fleur-de-lys – стилизованные лилии с тремя цветками (на самомделе они скорее напоминают махровый ирис) – геральдическое названиезнака французских королей.

Происхождение этой эмблемы относится к легенде о том, чтолилии были преподнесены Кловису, королю франков, после его крещенияи символизировали очищение. Они были помещены на герб французскихкоролей в XII столетии, а Карл V сократил их явно излишнее количестводо трех – в честь Троицы.

Лилии также с древности ассоциируются с плодовитостью,и похожие символы встречаются в этрусском, индийском, египетском религиозномискусстве, по-видимому, в качестве символа возрождения и солнца. Центральныйцветок часто имеет стреловидную или копьевидную форму, символическиизображая как военную мощь, так и мужские качества.

Красота (особенно женская), духовное совершенство, природнаяневинность, божественное благословение, весна, молодость, доброта;но также краткость жизни, радости рая. Цветок – лаконичный символ природы,беспредельности ее совершенства, эмблема круговращения – рождения,жизни, смерти и возрождения. Икебана, японское искусство составлениябукетов, основано на этой символической теме. В восточных религияхцветы также символизируют расцвет духовной жизни, особенно важен вэтом смысле лотос. Цветы являются духовным символом во многих религиях:Брахма и Будда изображаются среди цветов; цветы водосбора – знак СвятогоДуха; Дева Мария изображается держащей лилию или ирис. Цветы также встречаютсяв искусстве в качестве атрибутов аллегорических фигур Надежды и УтреннейЗари и символизируют быстроточность мирской жизни в натюрмортах. Символизмцветов как таковых весьма широк: от аллегории добродетели (чистоталилий) или мудрости (даосский «золотой цветок», распускающийся каккорона на голове) до ассоциации с кровавым жертвоприношением (какв ацтекской традиции) и смертью богов или людей (красные цветы, такие,как анемоны, маки, фиалки). Окраска, запах и фактура цветов часто определяютих индивидуальный символизм: белые лилии, например, – символ чистоты;сильно пахнущий красный жасмин – поощряющий сексуальный знак, пышныемагнолии – хвастовство или самолюбование. Использование в похоронныхцеремониях цветов со слабым запахом, символизирующих продолжениежизни или возрождение, известно с древности на Ближнем Востоке. Для этихже целей рассыпали розы на могилах в Риме. Вогнутая, чашеобразнаяформа цветка – символ пассивности и женственности, его трехчастное устройствообозначает космическую гармонию. В 60-е годы цветы стали эффектнымсимволом мира в движении «детей цветов» – хиппи.

Наиболее известная аллегория целомудрия – единорог. Вхристианском искусстве это обычно аллегорическая фигура, закутаннаяв покрывало, платок; часто со щитом (защита от стрел желания) или попирающаясвинью (которая в свою очередь символизирует похоть). Наиболее известныедевственницы – Дева Мария, греческая богиня Артемида (в римской мифологииДиана) и нимфа Дафна, которая превратилась в лавровое дерево, лишьбы не достаться богу солнца Аполлону. Традиционные символы целомудрияи девственности: синий и белый цвет, голубь, птица Феникс, саламандра,пчела, замок, огороженный сад, плоды каштана, ветка боярышника, пальма,лавр, лилия, ирис, фиалки, полумесяц, бриллианты, нефрит, жемчуг, сапфир,серебро, зеркало, слон, башня, стена, решетка, пояс.

Место, к которому посылаются все молитвы, БожественнаяСущность, основное и неизменное состояние бытия, Совершенство. Большаячасть символов, связанная с понятие центра, самоочевидна благодарятому, что центр представлен (или подразумевается) почти во всех географическихсимволах; в функциональном смысле центр – это узел, стержень или ось; точка,на которой сходятся силовые линии или от которой они расходятся. Центрможет символизировать не только божественное начало, объект любвии устремлений, но также и власть, администрацию или правителя. Менееизвестно, что Центр – символ совокупности в метафизической концепции,согласно которой центральная точка содержит в себе в концентрированномвиде энергию и суть всего, центром чего она является.

Зависимость, но также единство через зависимость в дружбе,общении или совместных усилиях. Как негативный, так и позитивный символизмзамечательным образом смешан в известном марксистском призыве: «Пролетариивсех стран, объединяйтесь, нам нечего терять, кроме своих цепей!» Каки путы, цепи являются эмблемой рабства, а в христианском искусстве– порока (закованные суетными страстями). Разорванные цепи – знаксвободы и спасения. Как эмблему зависимости от общества цепь носятвыборные должностные лица, этим они также подчеркивают свой высокийобщественный статус. Цепи могут быть символом общественного согласия,семейного союза, а также союза небесных и земных сил, что восходитк греческому поэту Гомеру (IX в. до н. э.), в сочинениях которогоговорится о золотой цепи, протянутой от земли до небес Зевсом. Позжеэтот образ стал метафорой молитвы.

Бессмертие. Символизм, возможно, произошедший от «высушенного»облика и долгой продолжительности жизни этого насекомого. В ДревнейГреции он был жертвоприношением в честь бога солнца Аполлона. Существуетмиф о Титане, смертном, которого полюбила богиня зари Эос (в римскоймифологии Аврора). Не сумев остановить его старение продляющей жизньамброзией, из жалости она превратила его в цикаду. В Китае засушеннаяцикада является амулетом, отводящим смерть.

Эмблема геометрии, архитектуры, астрономии, географиии часто используемый в средневековом искусстве и искусстве Возрождениясимвол разумных и взвешенных решений. Два циркуля могут также символизироватьтакие добродетели, как благоразумие, справедливость, воздаяние. ВКитае циркуль – символ честности, прямоты, высокой нравственности. Таккак циркуль – инструмент для изображения круга, а следовательно, несетчасть его символизма, его часто изображают в комбинации с квадратом(символом земли) в картинах, посвященных связи земного и божественного.Бог, «архитектор вселенной», иногда изображается с циркулем, которыйв этом случае символизирует конечность времени или пространства. В этомже значении он часто изображается в руках Сатурна, отражая подспуднуюсвязь циркуля с меланхолией этой планеты. Уильям Блейк в своей известнойкартине «Ньютон» использовал пару циркулей как символ решимости ученыхизмерить мироздание.

В дзэн-буддизме – священный церемониальный напиток, связанныйс размышлениями. Этот символический смысл присутствует и в японскойлегенде, согласно которой первый чайный куст вырос из век медитирующегоБодхидхармы, который срезал его после пробуждения. Качества, утверждаемыев традиционной японской чайной церемонии – чистота, гармония, спокойствие,красота простоты.

Силы подсознания. Согласно тантрическому учению, чакры– «колеса» жизненной энергии, расположенные в области позвоночника.Они возбуждаются при произношении священных слов во время медитации,они управляют непрерывной циркуляцией духовной энергии от основанияспины до «лотоса в тысячу лепестков» – чакры в виде короны на голове.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как моральная аллегория колесница в настоящее времяявляется символом триумфального восхождения духа
Отпить из источника знаний
Это преображение символизировалодостижение древний особенно
Изображение множестваглаз могло также иметь позитивный символизм
Их символическое значение особенно велико вустной традиции

сайт копирайтеров Евгений