Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Превращение во всех своих разновидностях символизируетосвобождение от природных ограничений и неизбежной смерти. В большинствемифологий сверхъестественные существа могли по желанию превращатьсяв животных; Христос преобразился перед лицом своих учеников; души переходятв другие тела после смерти. Переодевание трансвеститов символизируетосвобождение от ограничений одного пола, возвращение к исходномусовершенству андрогина.

Безудержное удовольствие, оргия. Офелия предупреждала своегобрата не идти «по усыпанной первоцветом дороге развлечений» (Шекспир,«Гамлет», 1:3, 1600 г.). Это раноцветущее многолетнее растение считаетсяв Европе эмблемой молодости; оно связано с «маленьким народцем» изкельтского фольклора – феями и эльфами.

Идеал молодого человека или девушки – постоянный символвсего самого красивого, нежного и героического. Принц, в частности,являлся эмблемой надежды на обновление нации и процветание. Разочарованиеобщества в некоторых принцах привело к появлению популярных сказоко заколдованных принцах, которым любовь вернула их близкий к идеалуоблик.

Ритуал очищения от грехов и скверны, а также демонстрациявласти и могущества во многих древних культурах. Процессии вокруг недавнозасеянного поля, участники которых несли священные предметы или велижертвенных животных, должны были гарантировать обильный урожай и защититьего от болезней. Бумажные драконы, которых до сих пор носят во время праздничныхкитайских процессий, призваны были вызывать дождь. Прохождение процессиейвокруг стана врага должно было символически ослабить его (например,израильтяне обошли вокруг стен Иерихона со Святым Ковчегом). Триумфальныеримские процессии не только демонстрировали публике героев, но и утверждаливласть над пленными, которых также вели по улицам города.

Воплощение как человеческого, так и космического духа– символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободнымпарением и предполагаемой способностью достичь небес. В Египте душакаждого человека изображалась в виде ястреба с человеческой головой,покидающего тело после смерти.

Представление о птицах как о человеческих душах распространенопо всему миру так же широко, как и мнение, что они – воплощенные божествапредсказаний, бессмертия и радости, эта идея превосходно и точно выраженав пьесе Метерлинка «Синяя птица» (1908).

В Меланезии считалось, что птицы переносят послания междуземлей и небесами. Эта раскрашенная деревянная птица была найденав Папуа – Новой Гвинее.

В некоторых культурах птицы считаются предвестниками болезней– обычно это вороны или грифы. Однако более распространено мнение, чтоптицы – благоприятный знак, например, в индуизме они символизируютлюбовь богов, пославших эликсир бессмертия («soma») человечеству. В эпосе«Упанишады» птицы сидят на Космическом Древе, одна ест, другая ее сторожит:они символизируют индивидуальную и вселенскую души. Во многих мифахптицы играют важную роль в создании мира или управляют природными силами,как, например, буревестник у индейцев Северной Америки или птица-молнияв Южной Африке. Птица-змея Кецалькоатль в центральноамериканской мифологиисочетает в себе небесную и земную власть, часто разделенную в другихмифах, где борьба птиц со змеями изображает фундаментальный конфликтмежду светом и тьмой, духом и плотью. Первобытные и древнеегипетскиеживописцы, изображая человека с головой птицы, символизировалиэтим духовную сторону человеческой природы и надежду на бессмертие.

Другая группа символов основана на идее, что птицы имеют контактс божественными сферами, или, как Голубь Благовещения, доставляютпослания оттуда. Кельты преклонялись перед птицами по этой причине.Шаманы украшали свою одежду перьями, надевали птичьи маски, стремясь«долететь» с их помощью до высших уровней знания. Птицы, таким образом,считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли(что довольно далеко от современного уничижительного выражения«птичьи мозги»). Древние римляне гадали по полету птиц и их пению, чтобыло, возможно, попыткой расшифровать высшие знания, к которым птицы,как предполагалось, имеют доступ. Во многих мифах, сказаниях и простосказках птицы приносят полезные сведения великим героям. Австралийскиеаборигены поэтому относятся к птицам с большой подозрительностью,опасаясь, что они могут выдать врагам их секреты. Выражение «птичка нахвосте принесла» основано именно на этом древнем поверье. В западномискусстве птица может символизировать воздух или прикосновение. Птицыв клетке (образ, который Платон считал метафорой ума) используютсякак атрибут аллегорической фигуры Весны. В Китае птица считаетсямужским символом (омоним слова «пенис»); тем не менее «дикая иволга» –идиоматическое выражение, обозначающее «девушку по вызову».

Мимолетность, недолговечность, особенно в отношении земнойжизни, – символизм, принятый как в буддийской, так и в христианской аллегориях.В христианском средневековом искусстве путти (ангелы-мальчики) демонстрировалираздувшиеся пузыри с надписью: «Человек – это пузырь».

Творческая сила, источник жизни и духовный центр, для йогов– точка концентрации психической энергии. В ведических легендах говорится,что лотос, который стал основой мироздания, вырос из пупка Вишну, когдатот был погружен в первичные воды, рождая Брахму. В скандинавских мифахПолярная звезда – космический пуп. Как символ жизни он иногда изображаетсяв Африке в виде огромной скульптуры. В Китае выступающий пуп – символсилы и красоты.

С древнейших времен – цвет королевской власти и достоинства,что было основано на высокой стоимости ткани, окрашенной в этот цвет.Краску получали из секрета двух редких видов моллюсков, сам процесс ееполучения был дорогостоящим. Пурпурные одежды носили высшие священнослужители,судьи, чиновники и военачальники в Древнем Риме. В эпоху Римской империиэтот цвет считался императорским. Жены византийских императоров рожалив комнате, обитой пурпурной материей, – отсюда произошло выражение«рожденный в пурпуре». Кардиналов до сих пор именуют «возведеннымив пурпур», хотя их одеяния скорее красного цвета.

Буддийский и мистический символ выхода из круга существования,представленный как полное отсутствие эго, эмоций или желаний, состояниебезграничного опыта и безличного духовного откровения.

Обычно – символ бесплодия; в христианской и иудейской культурепустыня имеет большое значение как место Откровения (беседы с Богом).Именно в пустыне обе великие монотеистические религии находят источниксвоего зарождения. Пустыней традиционно называется и безлюднаядикая местность, в которой Христа искушал сатана и из которой прибываликак лже-, так и истинные пророки (как в мрачной поэме Йитса «Второе пришествие»,1916). Пустынниками называют людей, которые ищут в пустыне одиночества,помогающего им причаститься к высшей реальности – Богу.

Универсальный символ изменения или развития, нашедший выражениев бесчисленных мифах и легендах, в которых герой предпринимает путешествие,связанное с физическими и моральными испытаниями. В психологиипутешествие символизирует стремление и тоску, а также поиски своегоместа в жизни. Почти во всех религиозных традициях присутствует мотивпутешествия души к загробной жизни; многие обряды посвящения такжепредписывают путешествие, что символизирует переход от одной стадиижизни к другой. Паломничества представляют собой символические поездкик духовному центру.

Кроме своего очевидного значения как символа лишения свободы,путы в иконографии могут символизировать судебную власть, особенновласть богов или правителей, и ее принятие теми, кто подчиняется закону.Так, Варуна, ведический бог космического порядка, изображался держащимпуты.

Необыкновенно богатый смыслами символ, особенно как примерэтической чистоты и нравственности, развитый в трудах писателей и проповедников.Среди качеств, приписываемых пчеле, – усердие, организаторские и техническиеспособности, общительность, чистоплотность во всех смыслах, скромность,одухотворенность, мудрость, храбрость, умеренность, сдержанность, творческиеспособности, самоотверженность, красноречие («медовые речи») и просвещение(последняя ассоциация родилась по аналогии с восковыми свечами, прикоторых в прежние времена трудились ученые). Пчела символизировалакоролевскую власть или монархическую систему на древнем Среднем Востоке,в Древней Греции и Древнем Египте, где, согласно традиции, пчела родиласьиз слез бога Ра. В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдяпотерявшегося сына бога ветров и погоды. Дикий мед в Золотом векесчитался амброзией, пищей богов.

Пчелы являлись атрибутами или спутниками многих богов,включая великую античную богиню Кибелу, Артемиду (Диану), греческуюбогиню плодородия Деметру, жриц которой называли «пчелами». Ессейскиесвященники также назывались «пчелами». Христиане продолжили эту традициюдля описания монашеских сообществ, саму Церковь именуя при этом Ульем.Пчелиный мед и жало являются символами благодати и страданий Христа.Для Бернарда Клервоского пчелы олицетворяли Святой Дух. В греческой,арийской, ближневосточной, исламской традициях пчела была аллегориейдуши. Как символ реинкарнации пчела является атрибутом индуистскойрелигии. Голубая пчела на лбу – знак Кришны; на лотосе – Вишну; над треугольником– Шивы. Пчела – символ воскрешения, если изображена на могильном камне,возможно, потому, что ее зимняя спячка неверно истолковывалась каквременная смерть. Другая ошибка относительно пчелы связана с Девой Марией:считалось, что пчела создает потомство таким же непорочным образом,как и цветы, на которых она кормится, что стало основанием, для. признанияее эмблемой Девы Марии. Китайцы ассоциировали пчелу с непостоянством«разборчивых» невест.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Такой символизм лепестков
Символически
В западном искусстве обычно изображалась в виде змеи
Символика основана на легенде
Концы свастики могут быть загнуты как по часовой

сайт копирайтеров Евгений