Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1 * Мужские союзы — объединения взрослых мужчин у многих народов в эпоху
родового строя. Союзы эти имели военные и военно-магические задачи, дея-
тельность их тщательно скрывалась от женщин, а иногда и была прямо на-
правлена против последних. В иных случаях в союз входили все мужчины
племени, в других — в племени было несколько союзов: молодые холостяки,
старики, вожди, особо отличившиеся воины и т.д.

2 * Три ордена Святой Земли — тамплиеры, иоанниты и Тевтонский орден. О
первых двух см. прим. 2* и З* к гл. IV. Тевтонский орден был основан в
1190 г. в Палестине, первоначально как братство помощи немецким палом-
никам. В 1198 г. преобразован в духовно-рыцарский орден. От первых двух
орденов отличался тем, что в него принимались только немцы. Вытесненный
из Иерусалимского королевства тамплиерами и иоаннитами, в 1228 г. утвер-
дился на берегах Вислы. В 1234 г. Папа даровал ордену Пруссию, обязав его
бороться с язычниками-пруссами (балтийская народность, родственная лито-
вцам). В 1525 г., во время Реформации, орденские владения были превраще-
ны в светское герцогство Пруссию. Резиденция ордена была перенесена в Ве-
ну, где он формально существовал до упразднения в 1809 г. Восстановлен-
ный в 1834 г., он номинально существует и по сей день.

3 * В Испании было три духовно-рыцарских ордена, ведших борьбу с маврами.
Орден св. Иакова Компостелльского (Сант-Яго де Компостелла) был основан
в Леоне в 1161 г., с 1175 г. — в Кастилии, в 1874 г. упразднен. Орден Ка-
латрава (название дано по месту резиденции) был основан в 1158г. как ветвь
монашеского ордена цистерианцев (от Cistercium, латинизированной формы
фр. Citeau, — места около Дижона, где в 1098 г. был основан первый мона-
стырь этого ордена), с 1175г. — духовно-рыцарский орден, в 1873 г. упраз-
днен. Орден Алькантара (название также по месту резиденции) основан в
1156 г. под именем «Рыцари Ордена св. Иоанна Перейрского», Общеприня-
тое название получил в 1213 г. С 1526 г. главой ордена является испанский
монарх.

4 * Викарный епископ (иначе — епископ-суффраган) — духовное лицо в архи-
ерейском сане, не имеющее собственной епископской кафедры и являюще-
еся заместителем главы епархии. Одной из особенностей предлагаемого Фи-
липпом де Мезьером ордена является то, что духовная и светская власти в
нем разделены между патриархом и гроссмейстером соответственно, чего
никогда не было в духовно-рыцарских орденах. Титул патриарха давался в
католической Церкви лишь главам особо важных епархий (патриарх Иеруса-
лимский, патриарх Венеции), но никогда — орденским сановникам.

5* Слово «религия» (лат. religio) в Средние века часто употреблялось для обоз-
начения монашеского состояния.

6 * Орден Ависы (название дано по месту резиденции) — португальский духовно-
рыцарский орден, созданный в 1162 г. по образцу испанских для борьбы с
маврами. Упразднен в 1789 г.

7 * Наличие на копье рыцаря знамени (раздвоенного или простого) или вымпела
(значка) указывало на его право командовать большим или меньшим отря-
дом. Башелье (bachelier) — обычно молодой рыцарь, не имеющий подчинен-
ных.

392


?* ? 1346 г. графские престолы Голландии, Зеландии и Геннегау занял Виль-
гельм V, сын императора Людовика IV Баварского, из рода Виттельсбахов, и
Маргариты Голландской, сестры и наследницы бездетного графа Голландии,
Зеландии и Геннегау Вильгельма IV. Вильгельм V и его потомство, как и все
Виттельсбахи, носили, помимо титулов по своим владениям, еще и титул гер-
цогов Баварских.

9 * О жанре пастурели см с. 137.

1() * Союз Благородных («Компромисс») — объединение около пятисот нидерлан-
дских дворян, оппозиционно настроенных по отношению к испанским пра-
вителям страны.

и * «Вратам» (мн. ч. — «врата») — в древнеиндийской ведийской мифологии, а
возможно, и в мифологии доарийских аборигенов Индии магические клятвы-
обеты, даваемые богам. Невыполнение их невозможно, так как ведет к нару-
шению космического порядка. Позднее под этим термином понимали прин-
цип правильного поведения людей, заключающегося в точном исполнении об-
рядов и неукоснительном следовании правилам своей касты.

12 * Назорейство — в раннем иудаизме система посвящения человека Яхве. По-
священный именовался назореем (от древнеевр. nazir — отделенный, посвя-
щенный) и должен был придерживаться определенных запретов: не стричься,
не употреблять опьяняющих напитков (Суд., 13, 5, 7). Обычай этот восходит,
очевидно, к архаической системе табуации.

13 * При принесении обетов на птицах всех участников пиршества обносили блю-
дом с дичью. Каждый давал какую-либо клятву, после чего съедал кусок этой
дичи. См. с. 98.

l 4 * Гезы (т.е. нищие, оборванцы) — прозвище участников Нидерландской рево-
люции 1565—1610 гг., боровшихся за отделение Нидерландов от Испании.
Первоначально, с 1566 г., так назывались оппозиционные нидерландские дво-
ряне, подавшие в этом году наместнице провинций Маргарите Пармской пе-
тицию о восстановлении вольностей страны. Презрительную кличку «обор-
ванцы» они получили от одного из приближенных правительницы потому, что
явились на аудиенцию в подчеркнуто скромных одеждах, резко контрастиро-
вавших с пышными нарядами испанцев. Позднее, после казни испанцами
вождей движения Эгмонта и Хорна в 1568 г., наименование «нищие» при-
няли повстанцы: лесные гезы, ведшие партизанскую войну, и морские, сра-
жавшиеся с Испанией на море.

15 * Хатты — древнегерманское племя, известное в I—Ill вв.

VII

1 * Шпильманы — «игрецы», средневековые поэты и актеры-музыканты в Герма-
нии, обычно странствующие. Их присутствие было традиционно обязатель-
ным для феодального двора или замка, но не характерным для бюргерского
быта.

2* «Serviette» происходит от фр. service (сервиз, блюдо, кушанье].

3 * Карл I Анжуйский и Педро (Петр) III Арагонский спорили за обладание Си-
цилией. Первый в своих притязаниях опирался на то, что Сицилия была пе-
редана ему Папой, второй — на родственные связи с прежними правителями
острова.

4 * Дядья Ричарда II Английского — герцоги Томас Глостерский, Джон Гонт Лан-
кастерский и Эдмунд Йоркский; Карла VI Французского — герцоги Людовик
Анжуйский, Иоанн Беррийский и Филипп Бургундский.

5 * Вызовы, посланные Карлом V Франциску I, относятся к периоду так называ-
емых Итальянских войн между Империей и Испанией, с одной стороны, и
Францией — с другой. В 1525 г. в битве при Павии король Франции Фран-
циск I попал в плен. В 1526 г., находясь в плену, он подписал Мадридский
договор, по которому к Империи отходил целый ряд французских владений,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хейзинга И. Осень средневековья 8 времена
Богоматерь как мать всех скорбящих
Хейзинга И. Осень средневековья 1 романов
Хейзинга И. Осень средневековья 5 филиппа

сайт копирайтеров Евгений