Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

I °* Маркиз де Мирабо, получивший прозвище «друг людей» по опубликованному
им в 1756 г. сочинению Друг людей, или Трактат о народонаселении, назван
здесь старшим в отличие от своего сына, графа де Мирабо, известного дея-
теля Французской революции.

II * Старый режим (или старый порядок) — принятое в западноевропейской ис-
ториографии обозначение периода французской истории, непосредственно
предшествующего французской революции. Эта эпоха характеризуется раз-
ложением государственных институтов, моральным упадком, но также рас-
пространением демократических и даже эгалитаристских идей. Идеи эти бы-
ли в ходу не только в кругах передовой буржуазии, но и в аристократических
салонах, где к ним относились, впрочем, не слишком серьезно и где они при-
нимали характер салонной игры и весьма отвлеченных ламентаций по поводу
судьбы «несчастного народа».

387


IV

1 * Кола ди Риенцо, вождь народного восстания в Риме в 1347 г., причудливо
сочетал в своей деятельности стремление к народной свободе, мечты о воз-
рождении древней Римской республики, притязания на превосходство Рима
над другими народами — все это характерно для раннего Возрождения — с
христианско-рыцарскими грезами. В мае 1347 г. нарекся титулом: «Николай,
волею всемилостивейшего Господа Иисуса Христа строгий и милостивый
трибун свободы, мира и справедливости и освободитель священной Римской
республики». Рожденный в семье кабатчика, Кола считал себя внебрачным
сыном императора Генриха VII. В сентябре 1347 г. он возвел сам себя в ры-
царское достоинство, причем для полагающегося перед посвящением омове-
ния погрузился в купель, в которой, по преданию, был крещен император
Константин (в действительности крестившийся вообще не в Риме, а в Нико-
мидии). После этого обряда прибавил к своему титулу слова: «рыцарь, канди-
дат Св. Духа, друг Вселенной, августейший трибун».

2 * Тамплиеры, или храмовники (полное название — «Бедные рыцари Христа и
Соломонова Храма»), — духовно-рыцарский орден, т.е. орден, члены которо-
го, помимо обычных монашеских обетов — бедности, послушания и целомуд-
рия, — принимали еще обет борьбы с неверными. Был основан в Палестине
в эпоху Крестовых походов, в 1118 или 1119 г. Название получил по рези-
денции ордена, находившейся в том месте, где, по преданию, был построен
Храм (фр. temple) Соломона в Иерусалиме. Орден был одной из влиятельней-
ших и богатейших организаций не только в созданном крестоносцами Иеру-
салимском королевстве, но и в Европе. Упразднен в 1312 г.

3 * Госпитальеры, или иоанниты, — старейший из духовно-рыцарских (см. пре-
дыдущее прим.) орденов. Основан в 1070 или 1080 г. в Иерусалиме под на-
званием «Госпитальная братия св. Иоанна». Первоначально в ордене были
монахи, заботившиеся о больных паломниках, и рыцари, охранявшие их. В
1099 г., во время Первого крестового похода, рыцари были отделены от мо-
нахов и приняли наименование «Рыцари Иерусалимского ордена св. Иоанна».
В 1120 г. орден был преобразован в духовно-рыцарский в собственном смыс-
ле слова. В 1309 г. иоанниты обосновались на о-ве Родос, отвоеванном ими
у турок, и получили название «Родосских рыцарей». В 1530 г. резиденция
ордена была перенесена на о-в Мальту, после чего орден переименовали в
Мальтийский. Формально существует доныне с центром в Риме.

^* Наименования герольдов представляют собой не столько прозвища, сколько
наполовину титулы, наполовину особые рыцарские имена. Ср. с. 94.

5 * Битва Тридцати — нечто среднее между сражением и турниром — состоялась
между англичанами и французами во время Столетней войны в Плоэрмеле,
в Бретани, в 1351 г. В ней участвовало по тридцать человек с каждой сторо-
ны. Французскими рыцарями командовал маршал Франции Жан де Боманур.
Повествуя о битве, Фруассар неверно называет его Робером, путая его с его
сыном, также французским военачальником. Во главе англичан стоял капи-
тан, т.е. начальник наемного отряда (иногда — но не в данном случае — ко-
мендант гарнизона), Джон Бемборо (иначе Бамборо, Бамбро, Бранбо, т.е.
Бранденбуржец), немец по происхождению. Фруассар также ошибочно назы-
вает его Робером. Ср. прим. 12 к гл. IV.

6 * Образ Александра Македонского был чрезвычайно популярен с XII в., когда
появилось большое количество романов, сначала стихотворных, а потом и
прозаических, где Александр, почти утерявший какое-либо сходство с реаль-
ным прототипом, описывается как идеальный рыцарь.

7 * В Средние века, особенно в позднем Средневековье, образцами рыцарства
считались герои цикла преданий о Карле Великом, персонажи романов об
Артуре (Ланселот, Гавейн, или Валевейн, и др.), Александр Македонский (см.
предыдущее прим.), некоторые персонажи античной мифологии, например
Геракл, а также герои Троянской войны. Поэма Гомера не была известна на

388


средневековом Западе (кроме школьной ее переработки, так называемого
«латинского Гомера»), но поздние латинские произведения на темы Троян-
ской войны, дошедшие до нас под именем Дарета Фригийца и Диктиса, по-
родили начиная с XII в. множество «Романов о Трое». В них совершенно в
рыцарском духе и в чисто феодальной обстановке действуют Гектор, Ахилл,
Парис, не имеющие ничего общего с героями Илиады, а также целиком при-
думанные персонажи, например Троил, впервые упомянутый Даретом. Под
пером автора XII в. Бенуа де Сен-Мора Троил стал идеальным верным рыца-
рем, влюбленным в ветреную Брисеиду.

8 * Слово «virtuoso», в современном итальянском языке означающее «доброде-
тельный», «доблестный» и «виртуоз», в эпоху Ренессанса употреблялось толь-
ко как прилагательное и имело иной смысл: «uomo virtuoso» было определе-
нием человека, обладающего «virtu». Термин «virtu» в ренессансном слово-
употреблении был чрезвычайно многозначен, включая в себя понятия и до-
бродетели, и доблести, и гуманистической образованности — словом,
достоинств человеческого духа в превосходной степени. Притом определение
«virtuoso» не имело строго оценочного смысла и могло прилагаться как к лю-
бому из гуманистов, так и к Чезаре Борджа.

9 * Легендарные воительницы и правительницы, чьи образы были заимствованы
из античной литературы: Пентесилея — царица амазонок, Томирис — царица
скифов, Семирамида — царица Вавилона.

I О* Отец Луи де Лаваля был пасынком дю Геклена.

I I * Принятое в отечественной литературе наименование Жанны д'Арк Девой не
вполне точно. Девой (фр. la Vierge, лат. Virgo) именовали Деву Марию, к ко-
торой никогда не применяли термины фр. «la pucelle» или лат. «puella». Жан-
ну же, во всяком случае при ее жизни, «la Vierge» не называли. «La pucelle»
означает «девственница» в буквальном смысле этого слова, но также «про-
стая девушка» и «служанка». Прозвание «la Pucelle» подчеркивало ее роль
как орудия божественной воли, а также ее «простоту» в противовес «муд-
рым» и «знатным».

1 2* Все перечисленные герои почитались образцами христианского воинства. Св.
Георгий выступал как небесный патрон земного царства (наряду с арханге-
лом Михаилом); набожность Бертрана дю Геклена была широко известна; ге-
рой цикла французских эпических песен XII в. Гарен Лотарингский славился
в первую очередь как борец против сарацин (охота на кабана не была глав-
ным из его деяний); Людовик Святой, человек глубоко религиозный, был ор-
ганизатором и руководителем Седьмого и Восьмого крестовых походов. Св.
Георгий и Гарен Лотарингский легенд имели весьма мало общего со своими
прототипами, но люди Средневековья воспринимали этих персонажей преда-
ний как лиц не менее реальных, нежели дю Геклен или Людовик Святой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основные добродетели противостоящие основным
В средние века часто изображавшийся в виде дракона
32 одной из причин постоянных конфликтов между францией
Были жизненно важны для гуманистов

сайт копирайтеров Евгений