Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1 * Новый Год и День Мая (иногда 1 мая, иногда четвертое воскресенье Великого
поста) в Средние века и позднее были днями нецерковных фольклорных
праздников, связанных с идеями обновления мира, с брачной символикой, с
ритуальными ухаживаниями. И. Хёйзинга подчеркивает здесь перенос обы-
денных любовных обрядов в религиозную сферу. Подобное явление имело
свою народно-религиозную основу: из материалов процесса Жанны д'Арк из-
вестно, что она и ее подруги в День Мая плели венки и вешали их либо на

399


майское дерево (дерево, вокруг которого водят хороводы в этот день), либо
на статую Богоматери.

2 * Протестантская догматика отрицает культ святых и Богоматери, поклонение
мощам и иконам, монашество, пышное богослужение, большинство таинств
(при этом крайние протестантские течения и оставшиеся таинства — креще-
ние и причащение — полагают имеющими лишь символическое значение).
Религиозная жизнь понимается как внутреннее переживание веры и как ис-
полнение Божьих заповедей в повседневном быту.

3 * Бенедикции — предметы и словесные формулы, в которых, по воззрениям
эпохи, как бы материализовалась благодать: реликвии, амулеты, заклинания,
письменные или устные, с упоминанием имен святых и т.п.

4 * Праздник Дураков — средневековый народный праздник, представляющий со-
бой пародирование церковных обрядов, карнавальную изнанку официальной
церковности, например шутовское богослужение с ослом в роли священника,
с употреблением старого башмака вместо кадила, с пьянством и разгулом.
При этом торжество это прямо Церковью не отрицалось и связывалось имен-
но с церковными праздниками, происходило или в соборе, или на площади
перед ним и устраивалось обычно молодыми клириками. Запрещен Тридент-
ским Собором, но кое-где сохранялся вплоть до XVIII в.

5 * Особенно популярны были в Средние века апокрифы, т.е. новозаветные тек-
сты, не включенные в канон, но и не обязательно отвергаемые, посвященные
сошествию в ад, житию Девы Марии и детству Иисуса.

6 * Христианская Церковь и широкие слои верующих рассматривали (и рассмат-
ривают) Богоматерь как «мать всех скорбящих». Почитание семи скорбей
Девы Марии подчеркивает в ней черты материнской жалости, ибо все эти
скорби связаны с болью и тревогой за Сына. Семь скорбей связаны со сле-
дующими событиями :1) обращенное к Марии пророчество Симеона Бого-
приимца при принесении младенца Иисуса во храм: «И Тебе Самой оружие
пройдет душу» (Лк., 2, 35) — предвестие будущих страданий Богородицы; 2)
бегство в Египет, дабы спастись от царя Ирода, повелевшего истребить всех
младенцев (Мтф., 2, 13—21); 3) поиски двенадцатилетнего Иисуса, исчезнув-
шего в Иерусалиме, куда семья его совершала паломничество на Пасху; Ма-
рия находит Своего Сына в храме беседующим с законоучителями, и на ее
упреки он отвечает: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знаете, что
Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк., 2, 42—50);

4) разлука с Иисусом после начала его служения (по Евангелиям, Мария
встречается с Сыном до суда и казни Его всего лишь раз, в Кане Галилейской —
Ин., 2, 1—10); 5) встреча на крестном пути (Лк., 23, 27 — хотя там говорится
только о женщинах, шедших за Иисусом); 6) присутствие на Голгофе (Ин.,
19, 25); 7) погребение Сына (в Евангелиях об участии Марии в похоронах
прямо не упоминается). В позднекатолической иконографии Богоматерь час-
то изображается с сердцем, пронзенным семью мечами, — зримая метафора
семи скорбей, опирающаяся на вышеприведенные слова старца Симеона.

7 * Angelus — колокольный звон к утренней, полуденной или вечерней молитве,
начинавшейся словами «Angelus Domini» (лат. «Ангел Господень»).

8 * Представления о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью св. Анной (не
смешивать с непорочным зачатием Девой Марией Иисуса!) были распростра-
нены в Западной Европе еще в раннее Средневековье. Благодаря такому чу-
десному рождению Мария оказывалась почти так же неподвластной перво-
родному греху, как и Иисус. Эти воззрения, популярные в массах, вызывали
возражения ряда теологов и были приняты в качестве полноправного догмата
в католицизме (но не в православии!) в 1854 г.

9 * Гостия (от лат. hostia — жертвенное животное, жертва) — в католичестве
хлеб причастия в виде облатки пресного теста, сделанного из пшеничной му-
ки. На гостии обычно изображены крест и агнец как символы искупительной
жертвы Христа. В католической обрядности миряне причащаются только го-

400


стией, священник — также и вином (в православии все верующие причаща-
ются обоими видами, причем хлеб изготовляется из дрожжевого теста).
10 * По ортодоксальным воззрениям, Богоматерь была девственной до рождения
Иисуса, при рождении и после рождения. Поэтому Молине должен был ого-
ворить, что сравнение Девы Марии с Марией Бургундской, женой Римского
короля Максимилиана и матерью двоих детей, не наносит оскорбления дев-
ству Богородицы.

11 * Семь радостей Девы Марии представляют собой параллель ее семи скорбим
(см. · прим. б* к гл. XII, описания упоминаемых ниже скорбей см. в этом
прим.), но почитались они меньше (посвященный им праздник был принят
только в отдельных местах, например в Португалии, и не вошел в унифици-
рованную послетридентскую обрядность), видимо, потому, что они ослабляли
трагичность образа Богородицы, что могло снижать интенсивность поклоне-
ния. Эти семь радостей связаны со следующими событиями: I) Благовещение
(Лк., 1, 26—38); 2) испытание невинности: согласно Писанию, Иосиф хочет
тайно расстаться с женой, но явившийся ему во сне ангел убеждает его, что
«родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф., 1, 20); по апокрифическим
сказаниям, Приснодева публично очищается от подозрений в результате ис-
пытания «горькой водой», описанного в Ветхом Завете (Чис-, 5, 1 1—31);

3) Рождество (Лк., 2, 6—17); 4) пророчество Симеона Богоприимца об Иисусе
как о Мессии (Лк., 2, 28—32, ср. первую скорбь Марии); 5) обретение Сына
в Иерусалимском храме после Его поисков (Лк., 2, 46; ср. третью скорбь);

6) явление Христа Своей Матери после Воскресения (указания на это в Но-
вом Завете отсутствуют, но католическая и православная традиции принима-
ют, что Богоматерь была первой, перед кем предстал Ее Сын по Воскресе-
нии); 7) Вознесение Девы Марии (описывается только в апокрифах и агиог-
рафических сочинениях).

1 2 * Ныне большинство исследователей в отличие от ученых XIX в. не считают
факты, приводимые Дени Годфруа, убедительными и отрицают наличие у
Этьена Шевалье каких-либо чувств по отношению к Агнессе Сорель.

13 * Выражение, буквально означающее «целуйте меня, красноносые», имеет еще
и непристойный смысл: «baizer» означало (и означает) не только и не столько
«целовать», но и «coire», a нос (nez) служил в ту эпоху эвфемизмом фаллоса.

14 * Devotio moderna (новое благочестие) — предреформационное духовное тече-
ние в Нидерландах, не отрицавшее прямо церковной обрядности, однако от-
носившееся к ней с определенной настороженностью и считавшее ее несу-
щественной по сравнению с внутренним религиозным чувством. Сторонники
devotio moderna проповедовали идеи мирского аскетизма, т.е. поисков спасе-
ния не в бегстве от мира, а в исполнении земных обязанностей как религи-
озных заповедей. Центром этого течения была конгрегация (см. прим. 22* к
гл. XII) в Виндесхейме.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вызванный популярностью среди гуманистов
Во времена кира ii великого
Дочь герцога ло тарингского иоанна i
Произносилось слово меланхолия во французском языке xv в

сайт копирайтеров Евгений