Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

ПРЕДИСЛОВИЕ

l* В то время когда И. Хёйзинга писал свою книгу, считалось твердо установ-
ленным, что существовали два брата ван Эйка — Хуберт и Ян, оба выдающи-
еся нидерландские художники. Ныне со стороны ряда ученых существование
Хуберта подвергается сомнению. Подробнее см.: Гершензон-Чегодаева Н.М.
Западная наука о братьях ван Эйк // Современное искусствознание Запада
о классическом искусстве XIII-XVH вв. Очерки. М., 1977.

2* Здесь, по-видимому, можно предположить намек на работу швейцарского исто-
рика и философа культуры Якоба Буркхардта «Культура Италии в эпоху Ренес-
санса» (1860). Я. Буркхардт, книга которого получила широкую известность и
составила целый этап в историографии, оказал большое влияние на И. Хёйзингу,
в первую очередь своим методом рассмотрения ренессансной культуры как це-
лого, проявляющейся во всех областях жизни: в искусстве, философии, религии,
политике, быте и т.п. (см. также прим. 31* к гл. I).

3 * Под Бургундией в контексте настоящей книги понимается Бургундское госу-
дарство: конгломерат феодальных владений, объединенных герцогами Бур-
гундскими. Это государство в период своего наибольшего могущества, в на-
чале второй половины XV в., включало герцогство Бургундское, т.е. собствен-
но Бургундию, графство Бургундию, или Франш-Конте, Пикардию, Эльзас,
Лотарингию, а также другие области на территории современной Франции
и, помимо этого, исторических Нидерландов, региона, обнимающего ныне
Бельгийское королевство, Нидерландское королевство, нередко именуемое по
своей главной провинции Голландией, Люксембург и часть Северо-Западной
Франции.

1 * Великая Схизма — раскол в католической Церкви в конце XIV — начале XV в.,
проявившийся в том, что во главе ее стояли одновременно насколько пап.
Причины раскола лежали в стремлении влиятельной группировки в церков-
ном руководстве ликвидировать зависимость от французской короны, в ко-
торую попала курия с начала XIV в., особенно после перенесения ее место-
пребывания из Рима в Авиньон в 1308 г. Пользуясь затруднениями Франции
в Столетней войне, эта группировка намеревалась вернуть папский престол
в Рим. В конечном итоге в 1378 г. одна часть кардиналов избрала своего Па-
пу в Риме, а другая — антипапу в Авиньоне. Франция и ее союзники поддер-
живали авиньонского главу Церкви, Англия и ее сторонники — римского
первосвященника. Созванный в 1409 г. Пизанский Собор попытался прекра-
тить раскол и, отрешив обоих Пап от власти, избрал третьего. Низложенные
не подчинились решению, и на верховенство в Церкви претендовали уже
трое. Конец Схизме положил лишь Констанцский Собор в 1417 г.

2 * Бургиньоны и арманьяки '— группировки во Франции времен Столетней вой-
ны. Причиной их образования явилась борьба за регентство при психически
больном короле Карле VI. На пост регента притязали, с одной стороны, дядя
короля герцог Бургундский Филипп Храбрый, а после его смерти его сын

377


Иоанн Бесстрашный, с другой — брат короля герцог Людовик Орлеанский.
Сторонники Филиппа и Иоанна именовались бургиньонами, т.е. бургундцами,
сторонники Людовика — арманьяками, по имени фактического главы партии
графа Бернара д'Арманьяка, тестя Карла Орлеанского, сына Людовика. Борь-
ба между партиями изобиловала террористическими действиями с обеих сто-
рон. Бургиньоны в демагогических целях пытались опереться на парижские
низы. Обе партии обращались за помощью к Англии. Бургиньоны после убий-
ства Иоанна Бесстрашного (см. прим. 33* к гл. I) поддержали претензии ан-
глийской короны на французский престол. Арманьяки выступили в поддерж-
ку прав сына Карла VI, дофина Карла (впоследствии короля Франции Карла
VII). Неудачи Англии в Столетней войне побудили главу бургиньонов Филип-
па Доброго искать соглашения с арманьяками на максимально выгодных для
себя условиях. Борьба группировок закончилась их примирением в 1435 г.
3 * Орифламма (от лат. aurea flamma — золотое пламя) — первоначально алое
знамя возобновленной Римской империи, посланное Папой Львом III Карлу
Великому в самом конце VIII в., перед коронацией его императорской коро-
ной. С конца ? в. Капетинги стали именовать орифламмой свое родовое зна-
мя, стяг св. Дионисия, патрона Галлии: раздвоенное белое полотнище с тремя
золотыми лилиями и зелеными кистями. С 1096 г. орифламма приняла фор-
му раздвоенного красного стяга и стала знаменем Французского королевст-
ва. Сакрально-монархический смысл орифламмы выражался среди прочего в
том, что она разворачивалась перед войском в тех случаях, когда война ве-
лась против врагов христианства или всего королевства и во главе похода
стоял сам монарх.

4 * Парламентами в средневековой Франции именовались королевские суды. Вер-
ховным судом являлся Парижский парламент. Первоначально он представлял
собой заседание королевского совета в полном составе для разбора судебных
дел. С XIV в. он становится постоянным органом и среди его советников все
большее место занимают легисты — знатоки римского права, обычно выход-
цы из буржуазии. В XV в. они практически полностью вытесняют из парла-
ментов высшую знать.

5 * Пляска Смерти (Dance Macabre) — сюжет, получивший широкое распростра-
нение в искусстве XIV — XVI вв.: изображался танец, в котором участвуют
люди, полуразложившиеся трупы, скелеты; среди персонажей были представ-
лены обычно все сословия и состояния: мужчины и женщины, старики и де-
ти, священники и миряне, крестьяне и рыцари, короли и Папы и т.п. Этот
сюжет символизировал тщету всего земного.

6 * Упланд — парадная верхняя мужская одежда знати и богатых горожан, как
правило распашная, с обязательной опояской, часто с шалевидным воротни-
ком, иногда меховым, с рукавами, сверху узкими, а книзу сильно расширен-
ными.

7 * Замещение постов советников парламента происходило путем королевского
назначения или покупки должности. Людовик XI, постоянно нуждавшийся в
деньгах, заставлял богатых буржуа покупать места парламентских советни-
ков. Отказ Одара де Бюсси настолько разозлил этого жестокого и мститель-
ного короля, что, не имея возможности наказать мэтра де Бюсси ввиду смер-
ти последнего, он надругался над его трупом.

8 * О кладбище Невинноубиенных младенцев см. с. 147—148. Изображения Пля-
ски Смерти были помещены на деревянных панелях в галерее при входе на
кладбище в 1425 г. Они просуществовали до конца XVI в. и были уничтоже-
ны в эпоху религиозных войн.

9 * Кордельеры — французское наименование францисканцев. Происходит от
фр. corde (веревка), ибо монахи этого ордена подпоясывались веревкой.

10 * Армия Спасения — существующая с 1865 г. протестантская религиозно-фи-
лантропическая организация, действующая в основном в Великобритании и
США. Организация ведет обширную благотворительную работу, в первую
очередь среди низов общества — бездомных, пьяниц и пр. Все получающие

378


от Армии Спасения помощь: еду, ночлег — обязаны участвовать в общих мо-
литвенных собраниях, начинающихся проповедью и заканчивающихся зача-
стую индивидуальными или массовыми актами покаяния в совершенных гре-
хах. Армией эта организация зовется из-за своеобразного устройства по во-
енному образцу.

1 ? * Современные исследователи относят Монстреле к так называемому городско-
му, или бюргерскому, направлению в историографии, притом не только по-
тому, что он сам принадлежал к городской верхушке, будучи прево Камбре.
Его «Хроника», охватывающая 1400—1453 гг., лишена свойственных многим
историческим сочинениям той эпохи риторических красот и преувеличений.

1 ^* Кармелиты — монашеский орден, называемый так потому, что центром его
был основанный во второй половине XII в. (орденские предания возводят уч-
реждение его к Илье Пророку или Иоанну Крестителю) монастырь в горном
массиве Кармел (Кармил) в Палестине. С 1245 или 1247 г. — конгрегация
нищенствующих монахов.

 ΛΛΛ     >>>   

Хейзинга И. Осень средневековья 8 времена
Персонажи романов об артуре
Челове1 уже
Хейзинга И. Осень средневековья 13 средневековья
Хейзинга И. Осень средневековья всемирной истории

сайт копирайтеров Евгений