Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

30 * Война Алой и Белой розы — династическая распря между Ланка стерами и
Йорками — называется так потому, что родовым гербом первых была алая
роза, гербом вторых — белая. В этой войне Франция поддерживала Ланка-
стеров, а Бургундия — Йорков.

31 * Я. Буркхардт (см. прим. 2* к Предисловию) выводил всю ренессансную куль-
туру из принципа индивидуализма. С одной стороны, метод Буркхардта —
рассмотрение культуры эпохи как целого — оказал большое влияние на
И. Хёйзингу, с другой — Осень Средневековья является как бы возражением
Буркхардту, так как Хёйзинга подчеркивает, что корни многих культурных
явлений, которые швейцарский ученый считал безоговорочно ренессансны-
ми, лежат в Средневековье.

32 * Одной из причин постоянных конфликтов между Францией и Империей было
так называемое «бургундское наследство», т.е. те земли, которые после кру-
шения и распада государства Карла Смелого были унаследованы его дочерью
Марией Бургундской и после ее брака с императором Максимилианом I ото-
шли к Габсбургам. Активная борьба Франции с государством Габсбургов на-
чалась в конце XV — начале XVI в., при Карле VHI, последнем представителе
старшей линии Валуа, и его преемниках Людовике XII и Франциске I, потом-
ках герцога Людовика Орлеанского.

33* В 1419 г. Иоанн Бесстрашный был убит, будучи безоружным, во время пере-
говоров о примирении с дофином Карлом, будущим королем Франции Кар-
лом VII. Поскольку Иоанн пал не в честном бою или поединке, то такая

381


смерть считалась тяжким оскорблением для убитого и его рода, в первую
очередь для его наследника Филиппа Доброго.

34 * Картузианцы — монашеский орден, основанный в 1084 г. св. Бруно в пустыне
Шартрез (Cartusia). Принятый в 1134 г. и утвержденный в 1170 г. весьма
строгий устав требовал существенных ограничений в пище, молчания, обяза-
тельных занятий ручным трудом, в частности перепиской рукописей. В обя-
занности ордена входили гостеприимство, благотворительность и постройка
церквей.

35* Иоанн Бесстрашный погиб без покаяния, поэтому в соответствии с воззрени-
ями эпохи необходимы были различные богоугодные дела (мессы, строитель-
ство церквей и т.п.), дабы скорее высвободить душу герцога из чистилища.
Церкви или капеллы в уже существующих церквах ставились не только на
месте убийства (Монтеро) и в главных городах владений организатора убий-
ства (Париж) или убитого (Дижон и Гент), но и в самых святых местах (Рим,
Сант Яго де Компостелла, Иерусалим), откуда молитва, как считалось, могла
быть скорее услышана.

36 * Хуксы { hoeksen} и кабельяусы { kabeljauwsen} (нидерл. крючки и треска) — на-
звания группировок в Нидерландах, которые вели междоусобную борьбу с
середины XIV по конец XV в. Их вызвал к жизни раскол среди голландского
дворянства в связи с вопросом об управлении страной. Часть дворян призна-
вали графом Вильгельма V Баварского (сына Маргариты Голландской, супру-
ги императора Людовика IV Баварского и сестры и наследницы бездетного
графа Голландии Вильгельма IV, умершего в 1345 г.). Другая группировка не
согласилась с тем, что Маргарита в 1346 г. передала свои права на Голлан-
дию сыну, и потребовала, чтобы она сама непосредственно правила страной.
В борьбе со своими противниками граф Вильгельм V пытался опереться на
низшие слои населения, в первую очередь на горожан. Он одержал победу,
но борьба группировок все же продолжалась, уже без всякой связи с вопро-
сом управления страной. Конец междоусобицы положил эрцгерцог Максими-
лиан Австрийский, ставший после женитьбы на Марии Бургундской графом
Голландии. Происхождение названий хуксы и кабельяусы точно неизвестно.
Легенда, малодостоверная, но являющаяся единственным объяснением, рас-
сказывает, что сторонников молодого графа враги прозвали кабельяусами,
т.е. треской, так как их одежда была сшита из ромбов голубого и серого цве-
та — и как бы напоминала рыбью чешую. Себя же сторонники правления
Маргариты именовали хуксами, т.е. крючками. По-русски сочетание этих про-
звищ можно было бы передать выражениями вроде «рыбы и крючки», «дичь и
силки». Кабельяусы считались партией демократической, насколько этот термин
применим к Средним векам, хуксы — аристократической, однако во главе и той
и другой группировки стояли дворяне и даже графы Голландии.

37 * Распря между герцогом Арнольдом Хелдерским и его сыном Адольфом нача-
лась в 60-е годы XV в. Первого поддерживала Франция, второго — Бургун-
дия. После смерти Арнольда, заключенного сыном в тюрьму, Адольф, сам на-
ходившийся в это время в плену во Франции, получил Хелдер на законных
основаниях и объявил себя вассалом Карла Смелого. Однако его отец в по-
пытках освободиться в свое время сам завещал свои владения Бургундии, и
Адольф фактически не управлял герцогством Хелдер.

38* формула анафемствования включала в себя проклятия от имени Бога Отца,
Сына Божьего, Духа Святого, Богородицы, ангелов, архангелов, патриархов,
пророков, апостолов, мучеников, исповедников, святых дев и всех святых.

39* Андреевский крест, т.е. крест, имеющий Х-образную форму (по преданию, на
таком кресте был распят апостол Андрей), был геральдическим знаком Бур-
гундии. Ношение, обычно на шляпах, оловянных значков размером с монету
с изображением святых или эмблемами партии было широко распростране-
но во время позднего Средневековья.

40 * Соперничающие Папы взаимно отлучали от Церкви друг друга и привержен-
цев противника. Отлученные не могли входить в церковь, и ни один священ-
ник не имел права свершать для них какие-либо таинства или требы, в том

382


числе дать им отпущение грехов, что было необходимо для каждого христи-
анина хотя бы раз в году, перед Пасхой. В данном случае факт отлучения был
действителен только для сторонников любого из противостоящих друг другу
первосвященников, но для рядовых верующих принадлежность к одной из
партий не избавляла от необходимости участвовать в богослужении, хотя бы
и в церкви, где служили приверженцы другой партии. Некоторые монастыри
и даже целые монашеские ордена специальным папским разрешением изы-
мались из общего правила и могли допускать к себе отлученных для молитвы
и свершения таинств. Эти разрешения давались и до раскола, и во время его
противоборствующими понтификами своим последователям, и после его пре-
кращения.

41 Регентом Франции при малолетнем короле Англии Генрихе VI, унаследовав-
шем также и корону Франции, был Джон Ланкастер, герцог Бедфордский.

42 * Суды любви (фр. Cours d'amours — иначе «курии любви» или «палаты любви») —
собрания придворных во главе с «принцем любви» или «королевой любви»,
роли которых исполняли государи и государыни либо их родственники и при-
ближенные. Эти собрания созывались для разбора дел любовного свойства и
проходили в праздничной и игровой атмосфере, но вместе с тем с соблюде-
нием всех норм феодального права. Это не было ни в коей мере ни реальным
судоговорением, ни пародией на судебный процесс, но именно серьезной иг-
рой, «ludum serium». Возникновение этих судов любви ранее относили к XII в.,
веку расцвета куртуазной культуры, однако большинство современных исс-
ледователей считают, что в ту эпоху подобные суды были всего лишь литера-
турной фикцией. Во всяком случае, в XIV—XV вв. идея судов была заимство-
вана из куртуазной литературы. Как пример деятельности этих судов можно
привести малодостоверный, но чрезвычайно характерный анекдот, возник-
ший в XII в. В суд любви обратился некий рыцарь, заявивший, что он сам и
другой рыцарь любили одну даму. Дама любила второго, но обещала уступить
первому, если разлюбит своего избранника. Впоследствии она выходит замуж
за второго рыцаря. Первый рыцарь требует исполнения обещания. Суд тор-
жественно постановляет: иск его справедлив, ибо между мужем и женой
любви быть не может. См. также с. 124-125.

4 ^* Волна процессов 1461 г. была вызвана «vauderie d'Arras» («аррасским валь-
денством»), предполагавшимся, но вряд ли существовавшим широким движе-
нием колдунов и ведьм. К реальному вальденству — еретическому течению,
основанному в XII в. лионским купцом Пьером Вальдом, — аррасские процес-
сы не имели никакого отношения. Вальденсы именовали себя «лионскими
бедняками», проповедовали отказ от имущества, аскетизм, протестовали про-
тив обмирщения Церкви и никогда не занимались колдовством. Эта секта пе-
режила свой расцвет в XII в., испытала упадок к концу XIII в., а в XIV в. со-
хранилась лишь в глухих альпийских деревнях. В XV в. Церковь, до того в
целом скептически относившаяся к возможности колдовства, начала эту воз-
можность признавать, объясняя колдовские действия не личной злой волей
ведуна, как это было присуще народному сознанию, а пактом с дьяволом и
тем самым отпадением от Бога. Последнее позволяло сближать колдунов и
еретиков и приписывать еретикам колдовские действия, а колдунов и ведьм
обвинять в ереси. Аррасские процессы вообще весьма характерны для демо-
номании конца Средних веков. Они унесли сотни жизней, но в конце концов
были прекращены под давлением светской власти и ужаснувшегося населе-
ния, в начале процессов приветствовавшего их.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хейзинга И. Осень средневековья 13 человека
Потом стихотворение любовной
В позднекатолической иконографии богоматерь час
Был основан первый мона стырь

сайт копирайтеров Евгений