Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1 6 * Многие средневековые богохульные выражения имели форму клятвы, напри-
мер: «Клянусь чревом Христовым». Однако они достаточно быстро превра-
щались в обычное сквернословие, буквальный смысл клятвы в них исчезал,
отсюда не могло быть и клятвопреступления.

401


17 * Аверроизм — учение испано-арабского ученого Ибн Рушда (латинизирован-
ное — Аверроэс), признававшее существование двойной истины: с одной сто-
роны, научной, с другой — религиозной, — причем обе стороны истины мо-
гут не совпадать. Термин «эпикурейство» употреблялся в Средние века в двух
хотя и связанных между собой, но не вполне совпадающих смыслах. Эпику-
рейство понималось как приверженность жажде наслаждений и как отрица-
ние бессмертия души. В данном случае имеется в виду последнее.

18 * Братство Свободного духа — духовное течение (иногда предполагалось, что
это особая секта пантеистического направления). По представлениям адептов
этого течения, дух человеческий божествен и потому достигший совершенст-
ва не может грешить, ибо все его поступки, каковы бы они ни были, не спо-
собны нанести вред душе. Все, что мешает развитию свободного духа, — Цер-
ковь, таинства, даже Писание — должно быть отвергнуто. Братство подвер-
галось преследованиям Церкви.

1 9* По церковным воззрениям, святых следовало почитать, они являлись посред-
никами между земным и иным мирами, к ним можно было обращаться с
просьбами. Блаженные же служили официальным примером для подражания.
В раннем христианстве, например у отцов Церкви, не было строгого разде-
ления между святыми и блаженными. Там вообще святость понималась ско-
рее как освящение свыше, блаженными же именовались достигшие вечного
блаженства.

2 ^* Котта — верхняя одежда, в XII в. с короткими рукавами, позднее — с длин-
ными, со шнуровкой сзади или сбоку и круглым или квадратным вырезом,
длинная у знати и короткая у простонародья. Барри — головной убор типа
берета, в XIV-XV вв. прямоугольный.

2 1 ' Святые изображались с орудиями пыток или с атрибутами, отражавшими на-
иболее впечатляющие события из житий. Многие из подробностей их жиз-
неописаний несут отчетливый фольклорный отпечаток. Св. Ахаций (Акакий),
епископ Антиохийский, принял мученическую смерть при императоре Деции
(249—251) и перед казнью был увенчан терновым венцом. Св. Эгидий, от-
шельник из Южной Галлии (ум. 550?), был тяжело ранен стрелой, пущенной
готским королем Флавием (персонаж точно не идентифицируемый, ибо мно-
гие варварские правители принимали это имя, символизировавшее в поздне-
античной культуре государственную мудрость) в лань, которую святой при-
крыл своим телом. Св. Георгий, римский военачальник, казненный при импе-
раторе Диоклетиане (284—305) за приверженность христианству, в массовом
сознании рассматривался в первую очередь как победитель дракона и осво-
бодитель девы. Св. Власий, епископ из Малой Армении (см. прим. 27* к гл.
I), принявший мученичество в III в., упражняясь в аскезе, жил в пещере со
зверями. Св. Христофор, желая служить самому могущественному властели-
ну, поступает на службу к царю, от него переходит к дьяволу, которого царь
боится, от дьявола обращается к Христу, узнав, что нечистая сила трепещет
при виде креста; выполняя служение, Христофор переносит путников через
речной поток, однажды, переправляя ребенка, он почувствовал неимоверную
тяжесть, как будто нес целый мир; ребенок, оказывающийся Христом, объ-
ясняет ему, что он несет не только весь мир, но и сотворившего этот мир, —
отсюда прозвище святого, означающее по-гречески «христоносец». Святой
диакон-мученик Кириак, по легенде, изгнал дьявола из бесноватой дочери Ди-
оклетиана и сковал его цепями. Св. Дионисий, патрон Галлии, первый епи-
скоп Парижский, был обезглавлен в III в. на месте, получившем благодаря
Дионисию и его соратникам — Рустику и Элевтерию — наименование Гора
Мучеников (лат. Mons Martyris, фр. mont des Martyrs, совр. Montmartre), и по-
хоронен на месте будущего аббатства Сен-Дени; в Средние века его часто
смешивали с Дионисием Ареопагитом. Св. Эразм, уроженец Антиохии, епи-
скоп Формийский (Формии — город в Лации в Италии), погиб, согласно пре-
данию, в результате жуткой казни в 303 г. при Диоклетиановом гонении. Св.
Евстахий, до принятия христианства — Плацид, римский полководец, претер-
пел мученичество с женой и двумя сыновьями в царствование Адриана (117—

402


138); по легенде, обратился в христианство во время охоты — он увидел оле-
ня, между рогов которого был крест с распятым Христом, произнесшим:

«Плацид, зачем ты преследуешь меня, желающего твоего спасения?» Панта-
леон, святой мученик эпохи Диоклетиана, врач из Никомидии, изображается
с сопровождающим его львом, которого, он, по преданию, вылечил; эта ле-
генда, видимо, возникла из переосмысления имени святого, которое содер-
жит слово «леон», т.е. «лев». Малолетний мученик св. Вит был, по его житию,
заживо сварен в котле то ли при Диоклетиане, то ли при Валериане (253-
260); название болезни «пляска св. Вита» (хорея) никакого отношения к со-
бытиям жизни святого не имеет и возникло от распространившегося в
XIV в. в Германии поверья, заключающегося в том, что болезнь эта излечи-
вается при посещении церквей и часовен, посвященных св. Виту. Св. Варвару,
мученицу IV в. родом из Египта, отец заточил в башню, чтобы оградить ее от
домогательства обожателей, и в этой башне она обратилась в христианство;

позднее этот мотив был переосмыслен как заключение за приверженность
Христу. Св. Екатерина Александрийская, победившая в диспуте языческих
философов, была, согласно традиции, колесована в 275 г.; колесо сломалось,
и тогда палач пронзил ее мечом. Св. Маргарита Антиохийская, мученица того
же 275 г., была брошена в башню, где ее, согласно житию, соблазнял дьявол,
в Средние века часто изображавшийся в виде дракона, которого она попрала
ногами.

^2* Конгрегации — распространенные с XII в. объединения белого духовенства
(каноников), приближенные по форме к монастырям. О Виндесхеймской кон-
грегации см. прим. 14* к гл. XII.

XIII

1 * Пиетизм (от лат. pius — благочестивый) — течение в протестантизме (имев-
шее аналогии и в католичестве), которое, не порывая со своей Церковью,
придавало особое значение внутреннему благочестию. Вместо многолюдных
богослужений и проповедей приверженцы этого течения практиковали совме-
стную молитву и тихую беседу в дружеском кругу. Строго говоря, пиетизм как
более или менее оформленное движение возник в XVII в., но подобный тип ре-
лигиозности (что и имеет в виду И. Хёйзинга) существовал и ранее.

2* Братство Общей Жизни — возникшее в XIV в. в Нидерландах объединение
последователей devotio moderna (см. прим. 14* к гл. XII). Члены Братства
практиковали совместную жизнь, общие трапезы, труд, общность имущества.
В отличие от монашеских орденов и конгрегации белого духовенства в Брат-
ство входили и клирики и миряне. Члены Братства не приносили никаких
формальных обетов и могли выйти из него в любое время. Общины Братства
располагались в частных домах, не имели единого центра (первая по времени
образования девентерская община обладала лишь духовным авторитетом) и
официально утвержденного устава.

З* В XIII в. идеи нищенствующего монашества стали столь популярны, что уста-
вы, близкие к уставам иаковитов (одно из названий доминиканцев, данное по
монастырю св. Иакова в Париже) и миноритов (одно из названий франци-
сканцев, происходящее от лат. minor — меньший), стали принимать и другие,
старые монашеские ордена. В их числе были августинцы (до 1265 г. — кон-
грегация каноников). О кармелитах см. прим. 12* к гл. I.

4 * Целестинцы — монашеский орден, основанный в 1254 г. отшельником Пет-
ром из Мороне, ставшим в 1294 г. Папой Целестином V. Орден был очень
популярен в XIV—XV вв. из-за сочетания пышности службы и убранства цер-
квей со строжайшим уставом и ввиду определенной оппозиционности по от-

403


ношению к папским притязаниям на абсолютное верховенство Церкви (ука-
занное время было эпохой движения за церковную реформу). Традиция этой
оппозиционности объяснялась тем, что основатель ордена отрекся от папско-
го сана как из-за сознания несовместимости папской деятельности с личной
святостью (Целестин V был впоследствии канонизирован), так и под давлени-
ем своего будущего преемника Бонифация VIII.

5 * Hotel Dieu (фр.) — Божий дом или Божий приют — название общественных
больниц во Франции со времен Средневековья. Здесь имеется в виду подо-
бный приют в Париже.

6 * См. прим. 4* к гл. IX.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хейзинга И. Осень средневековья 7 основан
человека картины культуры
Рыцарь прозвище романов
Достигшее в результате праведных действий возможности перехода в нирвану вы сшее состояние герцога заклинаний

сайт копирайтеров Евгений