Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

8 * Корпорал — напрестольный плат с зашитыми в него мощами, на который ста-
вят Св. Дары (соответствует антиминсу в православной обрядности).

9 * Короли из династии Меровингов, недавние варварские вожди и язычники (за-
воеватель Галлии и фактически первый король из этой династии Хлодвиг во
время покорения страны принял крещение в Реймсе в 496 г.) воспринимали
христианство как совокупность магических обрядов, обеспечивающих в пер-
вую очередь могущество, силу, здоровье и благополучие в этом мире. Христи-
анские реликвии и литургические предметы расценивались как действенные
амулеты и снадобья. Особым почтением пользовалась реймсская Ампула со
святым миром, которым короли этой и последующих династий пользовались
при помазании на царство. По преданию, эта Ампула была принесена голубем
во время крещения Хлодвига. Однако подобные воззрения нельзя считать
только пережитками язычества, ибо они сохраняли силу на протяжении де-
сяти веков.

1 °* Слово «минориты» происходит от лат. minor — меньший (см. прим. З* к гл.
XIII), «минимиты» — от лат. minimus — наименьший.

XIV

1 * В виде Троицы представлены император Фридрих III — его сын, Римский ко-
роль и будущий император Максимилиан — внук Филипп, будущий король
Испании Филипп I Красивый.

2 * «Теопатическое состояние» — термин, введенный Уильямом Джеймсом. Он
разъясняет его следующим образом: «У людей мягких, с большой набожно-
стью и слабым интеллектом мы наблюдаем такую растворенность их лично-
сти в любви к Богу, что никакого интереса к человеческой жизни у них не
остается. Это состояние при всей своей чистоте слишком односторонне и уз-
ко. Когда любовь к Богу овладевает подобной личностью, она изгоняет из нее
всякую человеческую любовь, все человеческие интересы. Для этого состоя-
ния поглощенности чувством любви к Богу нет подходящего термина, и я бу-
ду называть его "теопатическим состоянием"» (Джеймс В. Многообразие ре-
лигиозного опыта. .М., 1910. С. 333).

3 * Фр. «la roche», лат. «ropes», нид. «de klip» означает «скала», так что все три
формы этого имени можно передать по-русски как Алан Скалы.

404


XV

1 * Монстранц — прозрачный, сделанный из стекла или хрусталя реликварий в
оправе. До XIV в. в монстранц помещали реликвии, позднее — гостию. Его
заключали в увенчанную готическим шатром оправу на ножке. С XV в. мон-
странцы стали делать в виде плоского прозрачного диска в оправе в форме
солнца с расходящимися лучами.

2 * Одной из главных проблем средневековой философии была проблема универ-
салий — общих понятий в схоластической логике. Сторонники реального су-
ществования универсалий — реалисты — рассматривали их как идеи в уме
Творца или чистые нематериальные формы (иногда отождествляемые с анге-
лами), предшествующие земным вещам (universalia ante rem) — несовершен-
ным их отражениям. Противники реалистов — номиналисты — считали уни-
версалии названиями, обозначениями, именами (nomina), существующими
лишь в вещах (universalia in re) или даже только в сознании познающего эти
вещи субъекта (universalia post rem). Как показывает И. Хёйзинга, основы ре-
ализма не просто заимствованы из учения Платона, но коренятся в психоло-
гии эпохи.

3 * Богословские добродетели — добродетели, даруемые только христианину и
имеющие божественное происхождение: вера, надежда, любовь. Главные, или
кардинальные, добродетели — могущие быть достигнутыми самим человеком,
без помощи Божественной благодати: мужество, мудрость, умеренность и
справедливость. Основные добродетели — противостоящие основным, или,
если принять общеупотребительный, но неточный термин, семи смертным,
грехам: гордыни противостоит смирение, алчности — щедрость, похоти — це-
ломудрие, зависти — довольствование своим, чревоугодию — воздержание,
гневу — спокойствие, унынию — упование. Общеупотребительный термин
«смертные грехи» является неточным, так как в их число входят не просто
грехи, свершив которые человек лишается надежды на вечное блаженство
(иначе было бы непонятно, почему среди грехов нет таких, как ересь, убий-
ство, предательство), но как бы причины, по которым эти грехи совершаются.

4 * Скала — одна из мифопоэтических метафор Девы Марии, символизирующая
ее центральное положение в мире (гора, скала — место, где проходит ось
мира), а также ее несокрушимую мощь в заступничестве за людей. Метафо-
ры животных и драгоценных камней Алан черпает из средневековой симво-
лики, восходящей к общеевропейской мифологической традиции. Образы
животных использовались в качестве символов грехов и сил зла, что находи-
ло поддержку в широко распространенных повествованиях об оборотничест-
ве — заведомо дьявольском действии. Драгоценные камни понимались как
символы добродетелей, что может объясняться их существенной ролью в
библейском образном строе.

5 * Уподобление города деве имеет глубокие корни в общеевропейской, а в исто-
ках — средиземноморской традиции (см.: Аверинцев С.С. К уяснению смысла
надписи над конхой центральной абсиды Софии Киевской // Древнерусское
искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972). Эта тра-
диция поддерживалась тем, что в европейских языках слово «город» (греч.
«GREEK», лат. «urbs», фр. «la ville», нем. «die Stadt») — женского рода. Упо-
минание мудрых дев — намек на Мф., 25, 1—13.

6 * Донат — обычное в Средние века название учебника латинской грамматики,
по имени Элия Доната, римского грамматика, автора популярного учебника.

7 * Речь идет здесь о так называемых сентябрьских убийствах, эпизоде из исто-
рии Французской революции. В конце августа — начале сентября 1792 г. в
Париже стало известно, что вражеские войска перешли французскую грани-
цу и движутся на столицу Франции. Тогда же распространился слух, что за-
ключенные в тюрьмы «аристократы» (в их числе были действительные про-
тивники революции, лица дворянского происхождения, не присягнувшие кон-
ституции священники, но также и уголовники, девицы легкого поведения и

405


т.п. и просто случайно арестованные люди) составили заговор с целью вы-
рваться на свободу после ухода патриотов на фронт и перебить их семьи.
Толпы народа ринулись в тюрьмы, где произошел массовый самосуд над за-
ключенными. Всего было убито, по различным подсчетам, от 1090 до 1395
человек из 2626, официально значившихся в парижских тюрьмах.

8 * Представления средневековых писателей об античных мифологических пер-
сонажах были достаточно неопределенными. Антропос (Антропа), Клото, Ла-
хеса (Лахесис) — мойры, древнегреческие богини судьбы, — могли быть из-
вестны более или менее широко, так же как и рассказ о том, как Телеф, сын
Геракла, был ранен копьем Ахилла и смог излечиться только благодаря при-
косновению того же самого копья. Водолей, знак Зодиака, ассоциировался в
античности чаще всего с Ганимедом, кравчим богов, или с Девкалионом,
единственным пережившим потоп мужчиной, однако не вполне ясно, что зна-
ли об этом средневековые авторы. Предпринимавшиеся учеными попытки
выяснить, кто такой Нептисфор, не увенчались успехом.

XVI

1 * В Средние века члены университетов и вообще лица, имеющие ученую сте-
пень, считались клириками, хотя бы они и не имели сана. Именно поэтому
плата за присуждение степени оценивалась как симония в обычном слово-
употреблении эпохи: практика продажи и покупки церковных должностей.
Это действие оказывается как бы производным от симонии в собственном
смысле слова — попытки Симона Волхва получить за плату апостольское до-
стоинство (Деян., 8, 9—2.4), что осуждено Писанием и, следовательно, проти-
воречит естественному и божественному праву, а также является ересью, ес-
ли практикующий симонию не только не соблюдает запрет, но и не признает
его истинности.

^* «Типизм» — термин, введенный немецким историком XIX в. К. Лампрехтом.
Культура, по его представлениям, в процессе развития проходит следующие
фазы: символизм (первобытная эпоха), типизм (раннее Средневековье), кон-
венционализм (позднее Средневековье), индивидуализм (Возрождение и Про-
свещение), субъективизм (XIX в.). Мышление эпохи типизма отождествляет
любое действие или явление с типом, т.е. первообразом, представленным в
виде отдельного существа — божества, духа, святого. Строго говоря, описы-
ваемая эпоха должна быть отнесена, по периодизации К. Лампрехта, к кон-
венционализму, но последний является дальнейшим развитием типизма и от-
личается лишь осознанием условности, аллегоричности, конвенциональное™
указанного отождествления явления и образа.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Богоматери
Хейзинга И. Осень средневековья 12 гуманистов
Персонажи романов об артуре
Основан в 1156 г

сайт копирайтеров Евгений