<<< ΛΛΛ >>>
являются обвинения страстей в светских интригах. Он всерьез говорит о
хищничестве светского человека и объясняет это его эгоистической моралью.
Руссо видел, каким ничтожным автоматом и несчастным продуктом культуры
должен был стать человек, чтобы породить общество, представляющее собой
объединение эгоистических субъектов.
Общество как внешнее средство, с помощью которого индивид удовлетворяет
свои потребности, - в этом Руссо совершенно справедливо видит историческую
деформацию отношений индивида и общества. Предлагаемый им выход из этой
при заданных условиях неустранимой антиномии между общей волей и частными
интересами состоял, с одной стороны, в критике цивилизации, которую нельзя
считать романтической иллюзией, хотя она и была отвергнута
энциклопедистами как фантазия и риторическое пристрастие к парадоксам. С
другой стороны, республиканизм Руссо включал требование и возможность
общественных преобразований, при которых общие и личные интересы составят
не субординацию, а гармонию. Свобода для Руссо - не самообуздание, не
жертва, а единство личного и общественного, самоосуществление индивида в
гармонической ассоциации.
Руссо развивает мораль, которая преодолевает противоположность эгоизма
и прекрасной добродетели. И в самом деле, моральность, по мнению Руссо,
выступает как внешняя санкция, долг и добродетель только там, где она не
соблюдается конкретным субъектом. "Не будь людской несправедливости, зачем
понадобилась бы нам юриспруденция?" - резонно спрашивает он (63, 20).
<<< ΛΛΛ >>>
человека По отношению к которой современность при всех многообразных достижениях в различных областях
|