<<< ΛΛΛ >>>
человеческому общежитыо, уничтожаются культы, религии, жертвоприношения и
законы бесчеловечные, свинские, грубые и зверские..." (12, 184).
Бруновская постановка вопроса, как это вообще свойственно
пантеистической философии, прочно связана с плебейской традицией
критического отношения к социальной действительности. Одновременно
мыслитель выступает против легенды о некоей золотой эпохе, которая, как
изначальное природное состояние, представляла собой полноту человеческого
бытия и по отношению к которой современность при всех многообразных
достижениях в различных областях является лишь бледной копией. Его
общественная концепция и понимание истории не опускаются до
морализирующего отношения к миру.
Сошлемся в этой связи на одно редко упоминаемое место из сочинения
"Изгнание Торжествующего Зверя" (см. 12, 135 - 136). Говоря о творческой
мощи людей, Бруно подчеркивает, что разум необычайно развился, стал
острым, изощренным, были изобретены ремесла и искусства и потребности
людей с каждым днем из глубин человеческого духа извлекают чудесные
открытия. Благодаря упорству люди отдаляются от животного состояния и
приближаются к божественному. При этом не приходится удивляться
несправедливостям и недостаткам, которые сопровождают индустриальный и
гражданский прогресс, ибо если бы быки и обезьяны обладали такими же
добродетелями и духовными силами, что и люди, то они также были бы
подвержены аналогичным желаниям, страстям и порокам.
<<< ΛΛΛ >>>
Монтеню
Добродетель убита Так как это относится к императиву Наступающей буржуазной эпохи бруно все время удерживается от окончательного осуждения цивилизации
|