<<< ΛΛΛ >>>
впечатление сугубо поверхностно. В действительности мы имеем дело с
познавательной установкой, которая вскрывает противоречивый характер
человеческих отношений, не стремясь при этом скрыть или якобы преодолеть
эти противоречия в некоей систематизированной умственной конструкции.
Скептицизм А1онтеня лишает мир самоочевидности, чтобы научить человека
глубже и по-новому понять его содержание. Скептическая рефлексия
превращается в поток, в котором исчезает все устоявшееся, официально
принятое. Скепсис - это не только мировоззрение, которое в пору
общественного хаоса (период складывания абсолютизма во Франции) позволяет
гражданам вырабатывать свое собственное мнение и удерживает их от того,
чтобы искать утешения в вере. Он является в то же время методом,
вскрывающим противоречивость общественной жизни и человека. Он
представляет собой позицию, которая позволяет индивиду оставаться
суверенным субъектом в эпоху непримиримо борющихся между собой массовых
движений, непрерывных политических интриг и переворотов. Более глубокие
мыслители второй половины XVI в. отказались от образа гармоничного и
универсального человека ренессансного платонизма, который до этого был
господствующим также во французской литературе.
Монтень постоянно подчеркивал свою враждебность к системности.
Фрагментарность и незаконченность его мышления есть нечто большее, чем
факт личной биографии, - это отрицание школьного знания и школьного
<<< ΛΛΛ >>>
Самоутверждения индивида От эмпирико-научной к метафизической теории
Сама научная деятельность представляет собой определенное общественное отношение
|