<<< ΛΛΛ >>>
господствующей власти. Все это заслуга Мандевиля, и, надо признаться, она
еще в полной мере не оценена современной этической теорией, хотя
совершенно ясно, что марксистская критика морального отчуждения является
прямым продолжением социально-нравственного критицизма Мандевиля.
Мандевиль последователен и в теоретических позициях, и в социальных
настроениях. "Басня о пчелах" является критикой не только буржуазной
реальности, но и этических теорий, которые заимствовали иллюзии морального
сознания и ориентировались на гармонические модели нравственной личности.
Прежде всего, конечно, это относится к теологической этике. Большое
внимание уделяет он также критике платонизирующего идеализма Шефтсбери,
против которого направлено одно из приложений к "Басне о пчелах" -
"Исследование о природе общества". Кроме того, он разоблачает также
псевдогероизм стоицизма, этику рационализма и плебей ствующий кинизм.
Общий полемический пафос Мандевиля ясно обнаруживается на примере
отношения к Шефтсбери. Ошибку последнего он видит прежде всего в том, что
моральные ценности понимаются Шефтсбери как некая объективно существующая,
фиксированная субстанция. Человек от природы, полагает Мандевиль, не
обладает изначальными моральными качествами (благожелательностью,
мужеством и т. д.). Моральные формы поведения являются следствием
социальных отношений. Они имеют общественное происхождение. Мандевиль, как
и Гоббс, видит в морали не фиксированные качества, а определенное
<<< ΛΛΛ >>>
Невинность
Тут нужна большая осмотрительность Вобоих случаях нет места расчету
|