<<< ΛΛΛ >>>
имманентносенсуалистического опосредствования между индивидом и обществом
недоставало ни строго выдержанного понятия естественного человека, ни
материализма. Он поэтому подобно Шефтсбери и вместе с ним делает уступки
религии. Его программа требует наличия имманентного всеобщего
(социального) в чувствующем субъекте. Для Руссо это - чувство совести.
Чувство это имеет у него мистическую природу; он создает своего рода
религию совести как гарантию солидарности и братства между людьми.
Совести, которая на уровне субъекта выполняет социально-сплачивающую
роль, в сфере объективного пространства соответствует пантеистическое
понятие природы. Пантеизм чувствующего субъекта и природы является
своеобразной формой выражения общественного характера человека, того, что
Фейербах вполне в духе этой традиции называл родовой сущностью. Он
становится теоретической концепцией завершенной истории.
Руссо отмежевывается как от рационалистической, так и от
натуралистической этики. Почему? От рационалистической потому, что не
существует прирожденного морального знания, а если бы и существовало, оно
не могло бы реально управлять человеком. Натурализм его не устраивает по
той причине, что человек, рассмотренный только как совокупность физических
<<< ΛΛΛ >>>
Будто сие было сказано Ее сопровождают чувственной привлекательностью
Именно в развитие природы
|