Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Царская грамота значительно ухудшила положение скоморохов, но и она не уничтожила их. Советский историк скоморошества Л. С. Шептаев сообщает немало фактов, говорящих о расправах народа с представителями духовенства, пытавшимися прекратить "бесовское сонмище". Он приводит также факты, неопровержимо доказывающие, что не все власти предержащие сочувствовали духовенству; были и такие, которые и после царской грамоты продолжали поощрять представления скоморохов и препятствовали духовенству вести борьбу против них. Обобщая приведенные им факты, историк констатирует, что вопреки установившемуся мнению скоморохи не были уничтожены грамотой 1648 г., они лишь перешли на "полуподпольные условия существования"; церковникам удалось лишь "сузить и обеднить базу народного творчества — игрища и расшатать институт средневекового скоморошества" 9.

Итак, грамота 1648 г. не достигла своей цели. Объясняется это в известной мере все большим приобщением страны к европейской культуре. Напор новых веяний был тип велик, что даже богомольный царь стал отступать перед ними. Этому в особенности способствовали лица, близко стоявшие к нему в то время и тесно связанные с иностранцами. Среди бояр, успевших многое перенять ii;i их образа жизни, едва ли не самым большим влиянием на царя пользовался Артамон Матвеев, женатый на шотландке и известный современникам в качестве "друга немцев". Многим были обязаны перемены в придворном быте и нравах второй жене Алексея Михайловича Наталье Нарышкиной, которая была воспитана в доме Матвеева в духе новых идей и понятий. Одним из последствий влияния Матвеева и новой царицы было создание при царском дворе первого русского профессионального театра. Воспрепятствовать театральным увлечениям царя и его окружения церковь была бессильна.

Весьма примечательно, что еще в то время, когда церковь вела активную борьбу против скоморохов и их "игрищ", она одновременно начала вводить драматические элементы в богослужение. Прецедент в этом отношении Пыл создан еще в первые века христианства. Уже в те далекие времена, учитывая жгучую потребность современников в зрелищах, церковь стала вносить некоторые изменения в литургию. Постепенно литургия все более и более усложнялась, так что в эпоху средневековья мы

находим в богослужений уже целое символическое воспроизведение евангельской легенды о рождении, страданиях и смерти Христа.

В Россию литургическая драма пришла из Византии в XVI в.

Во время рождественских праздников в церкви совершалось так называемое "Пещное действо". Оно представляло собой инсценировку библейской легенды о том как трое отроков отказались поклониться идолам. За эта ассирийский царь Навуходоносор вверг их в огненную печь, но ангел, посланный богом, спас их.

"Пещное действо" было довольно популярно в России но уже в следующем столетии церковь от него отказалась, так как исполнители часто прибегали к шуткам вносившим светский элемент в церковную обрядность

Другие литургические драмы были связаны с пасхальными праздниками. Одна из них, так называемое "Умовение ног", пришла к нам очень рано и удерживалась очень долго. В основе этой инсценировки лежал евангельский рассказ о том, как во время тайной вечери Иисус омыл ноги своих учеников. Роли исполняли: Христа — архиерей, а учеников — священники.

Явно политический смысл имела пришедшая с пpaвославного Востока инсценировка другого евангельского рассказа, носившая названия "Действо цветоносия" или "Хождение на осляти". По ходу инсценировки патриарх; изображая Христа, усаживался на осла, которого царь брал под уздцы и вел к церкви Василия Блаженного В других городах патриарха заменял митрополит, a царя — боярин.

Обряд "Хождение на осляти" оказался столь же недолговечным, как и "Пещное действо", но по другой причине: этим обрядом церковь подчеркивала свои претензии на светскую власть; когда же патриарх Никон, олицетворявший эти претензии, потерпел поражение, его преемнику патриарху Иоакиму пришлось созвать в 1678 г. собор который объявил обряд лишенным догматического основания. С этого времени он сохранялся только в Москве а после того как Петр I упразднил патриаршество, с об рядом было вовсе покончено.

Любопытно отметить, что, руководствуясь политическими соображениями, Петр сохранил при этом другой обряд — "умовение ног", "тем самым как бы предписывая смирение главе церкви, а следовательно и духовенству вообще" 10.

Почти одновременно с церковным театром, пришедшим к нам с Востока, с Запада к нам начал проникать школьный театр. Появление его на Западе было вызвано пробудившимся в эпоху Возрождения интересом к античной литературе. Для лучшего усвоения латинского языка и католических школах того времени сочинялись преподавателями и ставились силами учащихся школьные драмы. Помимо учебных целей, католики и протестанты пользовались школьным театром для полемической борьбы друг с другом.

Писались школьные драмы преимущественно на религиозные темы и носили следы средневековой схоластики. Характеризуя дошедшие до нас школьные "действа", историк театра П. О. Морозов определял их как "безжизненные схемы и бессодержательные формальные опыты, проникнутые сухим, отвлеченным дидактизмом и не имеющие никакой связи с окружавшею школу живою действительностью" 11.

Но вместе с тем в школьную драму включались также интермедии (или, как их еще называют,— интерлюдии), не имевшие ничего общего с основным текстом драмы. Это были небольшие житейско-бытовые сцены, совершенно не связанные с сюжетом пьесы. В отличие от основного текста интермедии писались на разговорном языке.

Когда в конце XVI в. у нас встал вопрос о насаждении школ как в образовательных целях, так и для борьбы с прозелитизмом католической церкви, образцами для них послужили католические же школы с их программами и методами преподавания. Не забыт был при этом и школьный театр.

Поскольку католический прозелитизм шел главным обрзазом из Польши, близко расположенной к Украине, то естественно, что духовные школы на юге начали распространяться раньше, чем на севере. Особенно благоприятные условия для развития школьного театра создались в 30-х годах XVII в.— после реорганизации Киевской духовной академии митрополитом Петром Могилой. И Москве же школьный театр появился только в конце XVII в.— в стенах основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Затем, в связи с расширением сети духовных школ, школьные театры стали возникать и в других городах.

В общем наши школьные драмы были подобны своему прототипу. Они также отличались абстрактным характером и дидактизмом. Сюжеты для них заимствовались из Библии и Житий святых. Писались и исполнялись они, за исключением интермедий, на латинском языке.

Первоначально церковь не только не протестовала против школьной драмы, но, напротив, всемерно покровительствовала ей. Ее популяризации способствовали такие видные иерархи, как Димитрий Ростовский, тобольский митрополит Филофей и др. Вскоре, однако, школьный театр, как и церковный, начал подвергаться процессу обмирщения, в связи с чем стало радикально изменяться и отношение к нему духовенства. Предельным выражением обмирщения школьной драмы является "трагедокомедия" преподавателя Киевской академии Феофана Прокоповича, ставшего впоследствии епископом и выдающимся соратником Петра I.

Драма Феофана была написана в 1705 г. и носила название: "Владимир, славяно-российских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет евангельский приведенный духом святым". Драма изображала борьбу Владимира, решившего принять христианство, с недовольными этим жрецами-язычниками. Но для современников не было тайной, что подлинный смысл драмы заключался в другом —в изображении борьбы, происходившей между Петром и реакционным духовенством, враждебно настроенным в отношении его реформ.

В драме Феофана содержалось немало элементов, присущих традиционной школьной драме, но в ней имелось и много принципиально новых и весьма существенных особенностей: иносказательно она говорила не об отвлеченных, а о самых животрепещущих вопросах; вместо легенд, заимствованных из священных книг, ее сюжетом являлись подлинные события, взятые из русской истории; комический элемент содержался не только в интермедиях, а пропитывал собой всю пьесу. Уже одни эти новшества, разрушавшие самую основу традиционной школьной драмы, должны были вызвать отрицательное отношение к ней со стороны церковных консерваторов. Но драма Феофана шла дальше: в лице жрецов-язычников она открыто высмеивала русское православное духовенство.

Подчеркивая его обжорство и пьянство, Феофан дал персонажам своей "трагедокомедии" соответствующие имена: Жеривол, Курояд, Пияр. Главный жрец — Жеривол вечно голоден и вечно готов есть, даже во сне. Он способен съесть целого вола. С жадностью жрецов связано их ханжество. Они лицемерно уверяют, что, требуя жертвоприношений, заботятся не о себе, а о богах, которые в противном случае погибли бы. Жрецы трусливы; они лгуны и развратники. Сам Жеривол признает, что у него "все уды, все утробы полны сладких язв беса тела".

Крайнее невежество жрецов изображено Феофаном в сцене их диспута с греческим философом. В этой сцене Жеривол обнаруживает грубость и глупость, которые дают основание греку бросить замечание: "Аз овчему стаду не дал бы сицевого вождя".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мог отказаться от молебна при закладке здания театра
Других фактов произвола местной администрации в отношении музыкального театра
Требования о снятии ее циркуляр считал вызванными
Культура Чудновцев М.И. Церковь и театр 10 гончаров
Оказывали на него агитация церковников народного народных

сайт копирайтеров Евгений