Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хотя произведение Феофана представляло собой исключение в ряду школьных драм, его антиклерикальная направленность не оставляла сомнений в том, куда ведет обмирщение драмы, совершенно неизбежное в условиях общественного развития.

Таким образом, попытки церкви использовать церковный и школьный театры в качестве орудия своей пропаганды не увенчались успехом. Иные результаты принесла церкви ее борьба против профессионального театра.

Театр перед судом церковной критики

Развитие русского профессионального театра, начавшееся в 70-х годах XVII в., в течение первых десятилетий протекало медленно и непланомерно. Возникавши по инициативе царей или частных лиц театральные пред приятия вскоре прекращали свое существование. Лишь со второй половины XVIII в. театральная жизнь как в ста лицах, так и в провинции начинает приобретать более или менее устойчивый характер. К середине же XIX а театр приходит уже не только с довольно регулярно действующими театральными предприятиями, но также крупными достижениями в области национальной драматургии и актерского мастерства.

Эволюция театра непосредственно сказывалась на от ношении к нему церкви. До 60-х годов прошлого века выступления церковников против театра были явлением редким. Это объясняется сравнительно ограниченной сетью театральных предприятий и небольшим контингентом зрителей, так как широким массам театр был еще недоступен. С другой стороны, поощряя до известной степени развитие театральной деятельности, самодержавие испытывало некоторую тревогу, опасаясь, как бы театр не стал орудием пропаганды, направленной против господствующего строя. Поэтому оно принимало весьма суровые меры для охраны как собственных интересов так и интересов церкви, которая являлась его верным и преданным союзником.

В подобных условиях церковь не усматривала какой либо угрозы для себя со стороны театра. Но буржуазные реформы, на которые самодержавие должно было пойти в результате социально-экономического развития страны, коренным образом изменили положение вещей. Обострение классовых противоречий, подъем революционного движения, научный и культурный прогресс —все это способствовало пробуждению общественного сознания и быстрому распространению религиозного индифферентизма. Для церкви возникла реальная опасность. Чтобы преодолеть ее, она единым фронтом со всеми силами реакции выступила против всего прогрессивного, что несла с собой новая эпоха. А поскольку театр является одним из действенных средств приобщения народа к культуре, постольку он стал объектом энергичных преследований со стороны церковников. Теперь церковь уже не считала возможным полагаться только на самодержавие — она сама включилась в борьбу против антирелигиозного и антицерковного влияния театра. С каждым годом борьба, начавшаяся с отдельных нападок на театр, непрерывно усиливалась и вскоре вылилась в систематический и открытый поход против него.

Церковники развернули широкую агитацию, для которой использовались проповеди, лекции, книжки и статьи в церковной печати. Вместе с тем лишенная возможности вовсе уничтожить театр, церковь прибегала ко всякого рода средствам, чтобы по крайней мере ограничить его деятельность.

Но церковь не могла не считаться с огромным интересом, проявляемым к театру многими верующими. Чтобы оправдать в их глазах свою антитеатральную политику, необходимо было представить достаточно веские мотивы. В качестве таких мотивов церковники приводили всевозможные аргументы, среди которых превалировали два, довольно, впрочем, связанных между собой. Первый аргумент состоял в том, что каноны (правила), принятые на церковных соборах в первые века христианства, а также учения отцов церкви осуждали театр; второй аргумент заключался в утверждении, что театр несовместим с христианской нравственностью. Чтобы получить ясное представление об этих аргументах, рассмотрим по порядку каждый из них.

Древнейшее правило, на которое церковники ссылались в своей борьбе против театра, содержалось в сборнике так называемых апостольских правил, составленном в конце II или начале III в. Правило гласило: "Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (т. е. актрису.— М. Ч.), не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в описке священного чина" '.

Хотя, как видим, в этом правиле нет еще прямого осуждения театра, хотя оно ограничивает матримониальные права одного лишь клира и не распространяется на мирян, хотя не только мирянам, но и клиру еще не запрещается ни присутствие, ни даже участие в театральных представлениях,— тем не менее, ставя актрис на одну доску с "блудницами", правило явно говорит о своем отрицательном отношении к театру.

Из правил, касавшихся театра и принятых на поместных соборах, церковники чаще всего ссылались на решение Эльвирского собора, состоявшегося в 306 г. Правило требовало от актеров, желавших принять христианство, отказа от их профессии, с тем чтобы и в будущем они к ней не возвращались. "Если же кто поступит вопреки такому запрещению,— говорилось в каноне,— таковой отлучается от церкви". Спустя восемь лет Арелатский собор подтвердил это запрещение, постановив: "Актеры, сколь скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причастия".

Приведенные правила были приняты соборами, состоявшимися до победы, одержанной христианством над язычеством. После этой победы постановления соборов стали более строгими и потому еще чаще цитировались православными церковниками. Особенно часто приводилось ими правило Лаодикийского собора, имевшего место в 364 г.: "Не следует лицам священным или клирикам смотреть на какие-либо зрелища, даваемые на браках или на пиршествах, но должно им вставать и уходить до прихода людей, имеющих дать представление".

Столь же часто упоминались решения карфагенских соборов. Их правила были подтверждены на соборе, состоявшемся в Карфагене же в 419—426 гг. Одно из правил Карфагенского собора требовало, чтобы актера, принявшего христианство и отказавшегося от своей профессии, никто не смел "снова склонять или принуждать к тем же занятиям". Другое правило требовало: "Детям священников не участвовать в мирских зрелищах и не смотреть на них". Третье запрещало театральные представления в праздничные дни2.

Но самым веским аргументом церковников было постановление так называемого пято-шестого вселенского собора, происходившего в конце VII в. и категорически запретившего всем христианам (будь то клирики или миряне) участвовать в театральных представлениях не только в качестве исполнителей, но и в качестве зрителей. Клирики, нарушившие канон, подлежали лишению сана, а миряне — отлучению от церкви3.

Наряду с канонами церковники ссылались обычно на апологетов — отцов и учителей церкви, а также на их современников — церковных писателей, защищавших в своих сочинениях христианство от нападок язычников. Особенно щедро цитировали православные церковники Тертуллиана и Иоанна Златоуста.

Тертуллиан, живший во второй половине II и начале III в., являлся автором первого христианского сочинения, целиком посвященного зрелищам. В нем Тертуллиан выступает как последовательный аскет и ригорист. Истинная жизнь, утверждал Тертуллиан,— в потустороннем миро. Вследствие этого христианин должен отвергать чувственные удовольствия. Величайшее удовольствие для христианина должно заключаться в том, чтобы не жить. Самое приятное — это "удаляться от приятностей, презирать мир сей..."

Ригоризм и аскетизм привели Тертуллиана к обскурантизму. Он категорически отрицает науку, искусство и литературу, всю эллинскую культуру. Утверждая, что только церковь обладает истиной, он высмеивает научные знания, разум и здравый смысл. Не случайно ему приписывают известное изречение: "Credo quia absurdum" ("Верую, ибо нелепо").

Тертуллиан осуждает все виды зрелищ. Главное их зло он усматривает в связи с идолопоклонством.

Что касается театра, то его учредителями, утверждает Тертуллиан, являлись коварные демоны. Это они, "предвидя с самого начала, что удовольствие от зрелищ послужит деятельнейшим средством к введению идолопоклонства, внушили людям склонность к изображению театральных представлений".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Они часто приглашали священников отслужить молебен по различным поводам по случаю открытия нового здания театра
Культура Чудновцев М.И. Церковь и театр 11 декабрь
Говорят
Указывал гончаров
Модернисты в конце концов выдвигали против консерваторов свой последний аргумент

сайт копирайтеров Евгений