|
<<< ΛΛΛ >>>
222
223
— Мы говорим одинаково, Сократ, раз уже признано, что
полезные предметы — ценность. И в самом деле, если не
продавать флейту, то она не ценность, потому что она совер
шенно бесполезна; а если продавать, то ценность.
На это Сократ заметил:
Да, если умеешь продавать. А если продавать ее в обмен
на вещь, которой не умеешь пользоваться, то и продаваемая
флейта не есть ценность, по твоему рассуждению.
По-видимому, ты хочешь сказать, Сократ, что и день
ги не ценность, если не умеешь пользоваться ими.
Да и ты, мне кажется, тоже согласен с тем, что ценность
есть то, от чего можно получать пользу. Вот, например, если
кто станет пользоваться деньгами так, что купит себе гетеру
и из-за нее повредит телу, повредит душе, повредит хозяйст
ву, разве уж будут ему деньги полезны?
Никоим образом, разве только мы будем утверждать,
что ценность представляют и так называемые свиные бобы 2 ,
от которых люди, поевшие их, становятся сумасшедшими.
Итак, если не умеешь пользоваться деньгами, то надо
их отбросить так далеко, Критобул, чтоб они даже и не были
для нас ценностью. А друзья, если умеешь ими пользоваться
так, чтобы получать от них пользу, что скажем мы про них?
Они — ценность, клянусь Зевсом, — отвечал Крито
бул, — и гораздо большая, чем волы, если они полезнее во
лов.
Значит, и враги, по твоему рассуждению, — ценность
для того, кто может получать пользу от врагов.
Думаю, что так.
Значит, дело хорошего хозяина уметь и врагами поль
зоваться так, чтобы получать пользу от врагов.
Да, как можно сильнее.
Ив самом деле, ты видишь, Критобул, сколько хо
зяйств и у обычных людей, и у тиранов 3 обогащается от вой
ны, — сказал Сократ.
Все это рассуждение наше, как мне кажется, правильно,
Сократ, — отвечал Критобул. — Но какое мы выскажем мне
ние по поводу того, что у некоторых, как мы видим, есть и
знания, и средства, при помощи которых они могут, работая,
обогащать свое хозяйство, а между тем они не хотят этого
делать, и в результате, как мы видим, знания для них беспо-
лезны? Не правда ли, для них тоже ни знания, ни богатства не ценность?
Ты хочешь, Критобул, говорить со мною о рабах? — \ i
спросил Сократ.
Нет, клянусь Зевсом, нет, — отвечал Критобул, — а о
некоторых особах очень даже хорошего рода: как я вижу,
одни из них обладают знаниями, пригодными на войне, дру
гие — знаниями, пригодными в мирное время, но они не
хотят использовать их по той именно причине, думается мне,
что у них нет хозяев.
Да разве возможно, — отвечал Сократ, — чтоб у них не i s
было хозяев? Они мечтают о счастье, хотят делать то, от чего
могли бы нажить состояние, но им мешают это делать их
властители.
Кто же они, — спросил Критобул, — эти невидимые
владыки, которые властвуют над ними?
Клянусь Зевсом, — отвечал Сократ, — они не невиди- 19
мые, но даже очень видимые. И что они очень скверные, это
<<< ΛΛΛ >>>
Ксенофонт. Домострой истории культуры 1 благодаря Мне надо будет это делать спросила жена Еще вот о чем я хотел спросить тебя доказать несправедливо Ксенофонт. Домострой истории культуры 13 растение Другие благодаря содержанию лошадей очень богаты
|
|