Пиши и продавай! |
>
Ксенофонт. ДомостройВведение«Домострой» по содержанию делится на две части: в первой речь идет о домашнем хозяйстве, во второй — о земледелии. По форме это диалог: в первой части Сократ разговаривает с Критобулом, во второй Сократ рассказывает Критобулу о своей беседе с Исхомахом, который, в свою очередь, передает Сократу свой разговор с собственной женой. Личность Сократа едва ли подходила для поучения о хозяйственных делах, так как Сократ ни домашним хозяйством, ни земледелием не зани мался; но она уже стала традиционной для такого рода философских диа логов. Мысли о хозяйстве и земледелии, вероятно, принадлежат самому Ксенофонту; возможно даже, что Исхомах — не кто иной, как сам Ксенофонт, так что изображение счастливой брачной жизни Исхомаха на самом деле показывает нам домашнюю жизнь самого Ксенофонта. «Домострой» начинается словами: «Я слышал однажды такую его бесе ду также о домашнем хозяйстве». Получается впечатление, что это сочине ние служит продолжением какого-то другого. Вследствие этого еще в древ ности была высказана гипотеза, что «Домострой» есть продолжение «Воспоминаний о Сократе», есть как бы пятая книга их. Из числа новых крити ков одни согласны с этим мнением, другие возражают против него, указывая на то, что в таком случае и «Пир» надо считать продолжением какого-то сочинения, так как и в нем подобное начало. «Домострой» Ксенофонта является, может быть, первым опытом лите ратурной обработки теории домоводства. Само собою разумеется, что домоводству и прежде учились, но знание достигалось практическим путем, без теории. Первыми теоретиками домоводства были софисты, избирав шие предметом своего преподавания именно практические, житейские вопросы. Мы имеем прямое свидетельство Платона о том, что софист Про- тагор учил, «как лучше всего управлять своим домом и как сделаться способным государственным деятелем и оратором» (Протагор, 318 Е). В другом месте у Платона Сократ рассказывает, что Менон «желает обладать та кими знаниями и способностями, при помощи которых люди хорошо уп- равляют домами и городами, ухаживают за родителями и умеют принимать и провожать сограждан и чужеземцев, как следует порядочному человеку» (Менон, 91 А). Ту же мысль — о том, что домашнее хозяйство, как и управ ление государством, входит в программу философского образования и преподавания, — высказывает Сократ и в «Воспоминаниях» ( IV , 1, 2 и IV , 2,11). По-видимому, и в трагедиях Еврипида, близкого к софистам по воззрениям, попадались какие-то замечания по поводу домашнего хозяйства: у Аристофана одна женщина винит Еврипида, что он научил мужей запи рать особыми замками и даже запечатывать кладовые, чтобы жены не могли распоряжаться припасами по своему произволу (Женщины на праздни ке Фесмофории, ст. 418 и ел.). В первой половине IV века до н. э. было уже много сочинений по разным практическим вопросам, как сельское хозяй ство, коневодство, военное дело, даже кулинарное искусство. Таким обра зом, Ксенофонт в этом отношении не был единичным явлением. В каком году или даже в какой период жизни Ксенофонт написал «Домострой», нельзя сказать, как и вообще хронология его сочинений неизве стна: мнения специалистов об этом часто расходятся до крайности. Видно только, что «Домострой» написан после «Анабасиса» (дата которого тоже неизвестна), то есть после похода Кира, судя по упоминанию в главе IV Кира, Ариея и забот персидского царя о земледелии. Всего вероятнее, что «Домострой» написан в Скиллунте, когда Ксенофонт приобрел достаточную опытность в сельском хозяйстве. В последующие времена «Домострой» пользовался известностью: Цицерон перевел его на латинский язык; Феофраст (философ IV века до н. э.) в сочинении о домашнем хозяйстве (сохранившемся в числе сочинений Аристотеля) хвалит «Домострой»; Филодем (автор I века до н. э.) полеми зирует с ним; Вергилий в своих «Георгиках» пользуется им. В новые време на он был любимым чтением (во французском переводе) у сельских хозяев во Франции. Действующие лица в «Домострое» — Сократ и Критобул; Исхомах сам не участвует в беседе, а Сократ передает его разговор с женой. При разго воре Сократа с Критобулом присутствуют в качестве немых лиц его «дру зья» (3,1). Критобул, сын Критона, близкого друга Сократа, — еще молодой чело век, богатый, но небрежно относящийся к своему состоянию, преданный любовным наслаждениям. Исхомах, по-видимому, вымышленное лицо: правда, у Лисия (речь XIX , 46) упоминается какой-то богатый человек, носящий это имя; но нельзя с уверенностью сказать, что он тождествен с нашим Исхомахом. К какому времени Ксенофонт приурочивает этот разговор, видно из того, что в нем участвует Сократ: следовательно, разговор происходит рань ше 399 года до н. э.; с другой стороны, упоминается поход Кира, погибшего в 401 году до н. э. Таким образом, датировку этого сочинения можно от нести только ко времени между этими двумя годами. С. И. Соболевский Глава 1 Определение понятия о хозяйстве1 Я слышал однажды его 1 разговор также о домашнем хо Скажи мне, Критобул, не правда ли, домоводство есть Думаю, что так, — отвечал Критобул. 2 — Можем ли мы сказать, в чем состоит предмет домовод — Мне кажется, — отвечал Критобул, — дело хорошего 3 — А если бы мы ему поручили управлять чужим хозяйст — Думаю, что так, Сократ. 4 — В таком случае, может ли человек, знающий это дело, — Да, клянусь Зевсом, и большую плату будет получать, Спросил я |
|
|
|