Пиши и продавай! |
несла с собой, обратила в общее. Не то надо высчитывать, кто из нас внес больше по количеству, а надо твердо помнить, что кто из нас окажется более полезным участником в общем деле, тот и вносит большую сумму». На это, Сократ, жена ответила мне: «Чем я могла бы тебе н помочь? Какое мое уменье? Все в твоих руках, а мое дело, как сказала мать, быть разумной 6 ». «Клянусь Зевсом, жена, — отвечал я, — ведь и мне то же is сказал отец. Но, поверь мне, разумные муж и жена должны поступать так, чтобы и сохранять свое имущество возможно в лучшем состоянии, и прибавлять как можно больше ново го хорошими, честными средствами». — «Что же, по-твоему, 16 мне делать, — спросила жена, — чтобы помогать тебе увели чивать имущество?» — «Клянусь Зевсом, — отвечал я, — ста райся как можно лучше делать то, способной к чему создали тебя боги, как это признает и обычай». «Что же это такое?» — спросила она. «Думаю, — отвечал i ? я, — дела эти немаловажные. Ведь и матка у пчел в улье заведует делами немаловажными. Мне кажется, жена, — продол- is жал я, — боги с глубоко обдуманным намерением соедини ли эту пару, которая называется женское и мужское, — глав ным образом с тою целью, чтобы она была возможно более полезной самой себе в совместной жизни. Прежде всего, эта 19 пара соединена для рождения детей, чтобы не прекратился род живых существ; затем, при помощи этой пары, по край ней мере, люди приобретают себе кормильцев на старость; далее, жизнь у людей проходит не так, как у животных — под открытым небом, но, очевидно, им нужна кровля. Но если 20 люди хотят, чтобы им было что вносить в крытое помеще ние, то нужен работник, исполняющий работы на открытом воздухе. Распахивание нови 7 , посев, посадка деревьев, пасть ба скота — все это работы на открытом воздухе, а от них получаются жизненные припасы. С другой стороны, когда они 21 внесены под крышу, нужен человек для хранения их и испол нения работ, требующих крыши. Крыши требует кормление новорожденных детей, крыши же требует также приготовле ние хлеба из зерна, а равно и производство одежды из шер сти. А так как для обоих этих родов занятий — и внутренних 22 и внешних — нужен труд и забота, то и природу обоих полов с самого рождения, мне кажется, бог приспособил: природу 242 Ксенофонт. Сократические сочинения Домострой 243 женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчи- ны — для внешних. Тело и душу мужчины он устроил так, тому, мне кажется, назначил ей домашние заботы. Но ввиду мужчину. Но так как бог назначил женщине также и охра шей долей смелости. А так как и мужчине и женщине прихо степени. Точно так же способность к воздержанию там, где мужчина или женщина. А так как оба пола по природе своей для себя, что один силен в том, в чем слаб другой. Зная, что каждый свои обязанности. Согласно этому и обычай соеди стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах. А если мается делами женскими. Мне кажется, — продолжал я, — и 32 подобного рода работы, над которыми трудится пчелиная матка, назначены ей богом». У лошади |
|
|
|