|
<<< ΛΛΛ >>>
А маслину как мы будем сажать, Исхомах? — спросил я. в
Ты хочешь испытать меня и насчет этого, — сказал
он, —хоть сам превосходно это знаешь. Ты ведь видишь, ко
нечно, что для маслин ямы роют глубже, потому что их роют
главным образом по сторонам дорог; 7 видишь, что у всех
молодых растений есть пеньки; видал, что на голове у всех
растений наложена грязь и верхняя часть у всех растений за
щищена «шапочкой» 8 .
Вижу все это, — сказал я. н
А если видишь, — заметил он, — то чего о них ты не
знаешь? Или не знаешь, Сократ, как сверху на грязи поло
жить черенок?
Клянусь Зевсом, Исхомах, — отвечал я, — все, о чем ты
говорил, мне известно. Но мне опять пришло в голову, поче
му это, когда ты раньше предложил мне общий вопрос, умею
ли я сажать, я дал ответ отрицательный. Мне казалось, что я
не мог бы ничего сказать о способах посадки; но, когда ты
274
Ксенофонт. Сократические сочинения
Домострой
275
стал предлагать мне вопросы по отдельности, я даю тебе от веты, совпадающие с мнением, которого держишься ты, та-
15 кой великий знаток по части земледелия. Неужели, Исхомах,
вопросы служат одним из методов обучения? 9 Только теперь
я понял, как ты мне предлагал вопросы по отдельности: ты
ведешь меня через вещи, мне известные, указываешь на сход
ство с ними тех, которые я считал неизвестными, и через это
заставляешь меня верить, будто я и их знаю.
16 — Так неужели, — сказал Исхомах, — если бы я спросил
тебя о серебряной монете, настоящая она или нет, я мог бы
заставить тебя верить, что ты умеешь отличать настоящие
деньги от поддельных? Или, спрашивая об игре на флейте,
убедил бы тебя, что ты умеешь играть, или о живописи и обо
всех подобных искусствах?
— Может быть, — отвечал я, — раз ты заставил меня ве рить, будто я умею обрабатывать землю, хоть я знаю, что никто никогда не учил меня этому делу.
17 — Нет, Сократ, это невозможно, — сказал он. — Но, как я
тебе и раньше говорил, земледелие — такое любящее челове
ка, милостивое занятие, что у кого есть глаза и уши, тому оно
is тотчас дает знание себя. Многому оно само учит, как лучше всего с ним обращаться. Вот, например, виноградная лоза поднимается на дерево, если есть дерево вблизи: она учит нас, что надо ее держать, направив вверх; раскидывает она листья, пока гроздья у нее еще нежны: она учит, что в эту пору надо зате-
19 нять гроздья, находящиеся на солнце; а когда придет время ягодам уже наливаться сладостью от солнечных лучей, она сбрасывает листая и учит человека обнажать ее и дать плодам созреть. Наконец, благодаря обилию плодов своих она представляет нашему взору одни гроздья уже зрелыми, другие — еще зеленоватыми: она учит срывать с нее плоды, как собира ют смоквы — те, которые в данный момент уже поспели.
Глава 20
Заботливые и нерадивые земледельцы
1 Тут я сказал:
— Если земледелию так легко научиться и все одинаково знают, что надо делать, отчего же это бывает, Исхомах, что не
<<< ΛΛΛ >>>
Назначил ей домашние заботы Было бы при наступлении врагов на страну посадить земледельцев приятно хозяйство Ксенофонт. Домострой истории культуры 5 спросил Ксенофонт. Домострой истории культуры 8 спросил У лошадей
|
|