Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

«У нас огромная радость, а вы совершили чудо», – писала в «Маяк» Л. Сергиенко. Слово «чудо» часто встречалось в письмах. Но журналисты вовсе не были волшебниками. Они только учились. Учились поиску людей у профессионалов.

В послевоенные годы розыском потерявшихся гражданских лиц занимались работники милиции, общества Красного креста и Красного полумесяца, а военных – военкоматы и Министерство обороны. Редактор отдела писем связывался с этими организациями, посылал запросы в картотеки – словом, проводил целое расследование, прежде чем письмо слушателя попадало в передачу. Зачастую ответы на запросы приходили неутешительные, типа: «не значится», «не проживает», «данных нет. Сдано в архив». Если в письмах не было точных сведений, необходимых для официального розыска, оставался единственно возможный для журналистов путь – искать, опираясь на человеческую память, на особые детали и обстоятельства прошлой жизни людей. Так, почти интуитивно, был найден ключ к началу радиопоисков со многими неизвестными.

А память человека, как известно, особенно цепкая в детстве. Именно на знании детской психологии во многом и строилась Агнией Барто передача «Найти человека». В эфире зачитывались выдержки из писем, в которых делался упор иногда на мелкие, но важные для поисков эпизоды жизни. «Помню мальчика старше меня. Он мне выдернул молочный зуб. Привязал ниточку за зуб и второй ее конец потянул. Зуб вырвал, а сам упал. Звали его Боря», – писала Нина Петровна Дурноусова. И ее родной брат Борис нашелся.

Кто-то упал и разбил коленку. Другой наступил на острый камень – на ноге остался шрам. Девочка носила красное пальтишко, а мальчик любил играть в заводной зеленый грузовик. По картинке, выхваченной детской памятью и услышанной в передаче, люди узнавали своих родных.

За годы существования в эфире две ставшие популярными передачи «нашли» 927 человек. Впрочем, эта официальная цифра не совсем точна. Ведь помимо прямых родственников находились двоюродные и троюродные сестры и братья, внучатые племянники, тетушки и дядюшки. Зачастую с помощью радио воссоединялись целые семьи.

Работа участников радиопоиска была замечена не только благодарными слушателями, но и коллегами-журналистами. Сюжеты о встречах людей, найденных по следам радиопередач, снимало телевидение, о программах писали центральные газеты и журналы. Коллеги признавали и высоко оценили первый, в каком-то смысле уникальный, опыт журналистского поиска.

Как видим, он пригодился и сегодня. Популярная телепередача «Найти человека» заимствовала у своих предшественников не только название, методы и приемы журналистского расследования, но и самое главное – цель, ради которой программа выходит в эфир. Помочь людям найти утраченное счастье – что может быть благороднее этой цели.

Светлана Яковлева

в начало

Как все начиналось

Из старых записных книжек

В эвакопункте. В одной из комнат у стола очередь. Здесь дети, только малыши. Маленькая девочка говорит мальчику с перевязанной рукой:

– Мама с нами не приехала. Они вместе с папой потом приедут. Скоро.

А в руках у девочки справка: «Выдана колхозом "Новый путь" Лидии Петровне Олениной, пяти лет, в том, что отец ее убит, мать зверски замучена немцами, дом и все имущество сгорело».

Речь детей пестрит военными терминами, сравнениями. Ничего не поделаешь – собственный опыт.

В детский дом пришел доктор. Маленькая девочка долго и внимательно смотрела на него: у доктора круглые очки, крупный нос.

– Ты знаешь, на что твое лицо похоже? – неожиданно спрашивает девочка.

– На что? – заинтересовался доктор,

– На противогаз.

Когда семилетняя Наташа плачет, она упрямо твердит, что это из-за иголки.

– Иголка тупая, тупая иголка, вышивать нельзя, повторяет девочка, всхлипывая, – я из-за иголки плачу, а не по маме...

Дети! Они тоже хотят быть мужественными.

Рисунки мальчиков всегда были воинственными, но сейчас в них вложен новый смысл. Вся ненависть мальчишеского сердца в картинке, где самой черной краской нарисован разбитый на куски фашистский самолет. Танки, корабли, пушки фашистов всегда на детском рисунке изображены взорванными, изуродованными.

Рисунки девочек на первый взгляд носят по-прежнему мирный характер. Тот же домик в три окна, труба с кудрявым дымом, цветы величиной с дерево. Но вглядитесь внимательно, и вы непременно обнаружите над домом, рядом с трубой и дымом, флажок Красного креста. Это значит, что здесь разместился госпиталь, в котором работает мама.

Собирают лекарственные травы... Держа в руках цветок, Маринка осведомляется: – Тетя Шура, сколько бойцов можно вылечить на эту ромашку?

Записи эти были сделаны во время Великой Отечественной войны и вскоре после нее. Под впечатлением увиденного я написала небольшую поэму для детей «Звенигород». У этой книжки своя история. Случилось так, что в 1954 году библиотекарша Карагандинского дома инвалидов прочитала «Звенигород» уборщице, Софье Ульяновне Гудевой, у которой восьмилетняя дочка Нина так же, как дети в поэме, потерялась во время войны. Софья Ульяновна написала мне о своей беде. В письме не было никаких просьб, только надежда, что, может быть, Нина жива и выросла в хорошем детском доме.

Я решила попытаться помочь Гудевой. Оказалось, что в Москве существует Отдел розыска управления милиции. Там мне сказали, что по поводу пропавшей девочки надо обратиться к полковнику Кожахину. Я обратилась.

Из записной книжки 1954 года

...Вот что значит условный рефлекс. Когда мне дома сказали, что меня ищет милиция, я стала мучительно припоминать, в чем же я провинилась? Потом догадалась: не звонил ли мне майор Петров или лейтенант Зеневич, которые вот уже восемь месяцев занимаются розыском Нины Гудевой.

Нина нашлась... Ей восемнадцать лет, она работает в городе Умань, на швейной фабрике.

Рассказывая мне об этом, майор Петров неожиданно предложил:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

  • Осушка газов
    Узнай, к чему снится Газ. Современный сонник. Читай на сайте
    sorbis-group.com
сайт копирайтеров Евгений