Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

Наши творческие олимпийские бригады, естественно, заметно сократившись, успешно функционировали еще несколько лет. Однако появились новые цели, новые задачи. Пришла для многих неожиданная и далеко не всеми понятая пора горбачевской перестройки. И вот на и без того ярком в те годы «Маяке» вспыхнул «Прожектор перестройки». И уже никого не удивило, что тут же влились в общий перестроечный хор и голоса спортивных комментаторов. Нам очень помог опыт, накопленный за годы освещения комплекса ГТО. Главный редактор Александр Иваницкий быстро определил кому из нас, как и в какие сроки воспевать перестроечные успехи. Возобновилась стремительная круговерть на тему массовой физкультуры. Вспоминаю, что мы старались не встречаться один на один с «могучим Сашей» Иваницким, любимым вопросом которого на годы вперед стал «что ты сделал для перестройки?». Кстати, самому А. Иваницкому перестройка позволила вывести на экраны Центрального телевидения приснопамятного экстрасенса Анатолия Кашпировского, быстро расшатавшего психику едва ли не всего нашего народа. А вот «Маяк», по-моему, счастливо избежал этой авантюры. Зато попался он на «удочку» бывшего корреспондента нашего Отдела спорта телевидения, мастера спорта Алана Чумака. Его бессловесное «лечебное» пыхтение и дутье в утреннем эфире «Маяка» до сих пор заставляет вздрагивать слушателей конца 80-х.

Однако полагаю, те же слушатели с благодарностью вспоминают прекрасные передачи, которые шли тогда по «Маяку». Назывались они очень просто «Если хочешь быть здоров». Я, например, и сейчас с удовольствием ставлю на магнитофон и слушаю некоторые сохранившиеся записи выступлений ведущих тех передач – очень добрых и знающих народных целительниц Татьяны Маркевич и Алевтины Гудилиной. Их советы, основанные на вековой мудрости, на опыте народном, собирали у приёмников «Маяка» по утрам огромную аудиторию. Это известно по потоку благодарственных писем в адрес и целительниц, и «Маяка».

Отмечу, что письма читателей вернули и, казалось бы, бессмертные уроки «Утренней гимнастики» по радио. Помню, как всё тот же Сергей Лапин еще при жизни незабвенного «тренера миллионов» Николая Лаврентьевича Гордеева заявил, что считает эти радиоуроки никому не нужными. Гордеев не стал возражать. Просто в конце одной из «Зарядок» он на свой страх и риск попросил слушателей: «Пришлите в спортивную редакцию открыточку, написав, помогает ли вам гимнастика по радио». Вы не поверите, за одну неделю в редакцию пришло 18 тысяч открыток. Почему современный «Маяк» отказался и от гимнастической пятиминутки, и от советов истинных целителей? Вопрос, конечно, интересный.

Что и говорить, у спортивных передач «Маяка» был немалый авторитет. Было ныне кажущееся невероятным доверие радиослушателей к спортивным комментаторам. Этому способствовало несколько обстоятельств. Получилось так, что слушатели почти всех ведущих комментаторов знали как бы лично, в лицо. Ведь многие из нас выступали одновременно и в телевизионных программах. Слушатели были в массе своей убеждены, что случайных сотрудников в спортивной редакции быть не может. Достаточно сказать, что в те годы, имея в виду 70–80-е, в штате ГРСП работало 10 заслуженных мастеров спорта, шесть из которых были олимпийскими чемпионами. Добавьте к этому 14 мастеров спорта международного класса и просто мастеров спорта СССР. Пятеро заслуженных работников культуры и физической культуры, пятеро судей Международной или Всесоюзной категории. И вам станет ясно, откуда это самое доверие и уважение тех, для кого работали наши комментаторы. И еще одно. Плохо говорящие, не владеющие литературным языком, пусть и великие спортсмены, тогда изначально не имели шансов быть комментаторами. Вот почему слушатели тех лет понимали каждое слово репортажа.

Великолепный мастер комментаторского цеха Котэ Махарадзе говорил еще в 1970 году: «Нас очень мало. Несколько десятков в огромной стране. Нас мало не потому, что нет желающих быть спортивными комментаторами. Тысячи и тысячи пробовали свои силы и... всё-таки нас очень и очень мало. Почему? Потому что для освоения нашей профессии нужны совершенно определенные качества. Не одно какое-либо качество, а целый ряд их».

И далее: «Чтобы излагать свои мысли о чём-либо, необходимо иметь эти мысли, то есть знать предмет, о котором собираешься говорить. В нашем деле это выражается в безупречном знании спорта вообще и того вида конкретно, о котором ты сейчас рассказываешь. Конечно же, тут преимущество у тех, кто сам был спортсменом и всем существом своим, во всех нюансах чувствует спорт. Именно чувствует, а не только понимает его».

Что было в заключительную четверть обозреваемой жизни спортивного «Маяка»? Стремительный и мощный ход, набранный Главной редакций спортивных программ телевидения и радио СССР – ГРСП, сказался и на работе «Маяка». Его слушатели получали не только ежечасную оперативную информацию, но и знакомились в «живом» эфире с героями таких глобальных событий, как Игры «Дружба-84» в Москве, Игры Доброй воли в Москве, Сиэтле, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке. Все Олимпийские игры последних десятилетий. Не оставались без внимания мировые и европейские чемпионаты по футболу, хоккею, легкой атлетике, фигурному катанию, лыжному спорту, шахматам, теннису и ряду других. В эфире звучали репортажи о Спартакиадах народов СССР и Всемирных Универсиадах.

Однако в начале 90-х годов из того же эфира «Маяка» постепенно был практически удалён жанр перекличек спортивных комментаторов, резко сократилось количество прямых радиорепортажей со спортивных арен. Сейчас невозможно себе представить, что тогда, в начале 90-х, на «Маяке» осталось всего 5–6 обозрений спортивных событий, продолжительностью в 3 минуты.

Однако, несмотря на это, были достаточно полно освещены летние Олимпийские игры 1992 года в Барселоне и Игры Доброй воли 1994 года в Санкт-Петербурге. Рассказы об этих событиях прозвучали и на спортивной волне «Маяка». А в Останкино, где обитал тогда «Маяк», появилось сразу несколько новых теле- и радиоканалов. Менялся и сам «Маяк», на волне которого продолжали звучать голоса теперь уже комментаторов некоей организации – Творческого объединения Спортинформ – Бориса Губина, Якова Дамского, Владимира Рашмаджяна, Нины Ерёминой, Владислава Семёнова, Александра Курашова, Владимира Марканова, Юрия Дарахвевлидзе, Владимира Писаревского...

В апреле 1996 года эта, вопреки всем потрясениям и перестройкам, оставшаяся вместе группа волевым решением тогдашнего директора «Маяка В.М. Поваляева была включена в штат Информбюро Государственного предприятия «Радиостанция «Маяк» РГТРК «Останкино». Неформальным лидером этой неофициальной тогда спортивной редакции мы сами избрали одного из ветеранов спортивного вещания – Бориса Губина и начали «пахать» теперь уже только в «маячном» эфире. А вскоре новый директор «Маяка» Евгений Павлов все-таки решил покончить с «партизанщиной» своих спортивных комментаторов. Последовал приказ №11 от 31 марта 1999 года. Был официально создан Отдел спортивных программ радио «Маяк». И мы стали его сотрудниками, объединившись с известными в молодежных кругах корреспондентами радиостанции «Юность». Это были Инна Воронина, Дмитрий Никишин, Александр Иванов.

Юридически новый коллектив собрал и сплотил молодой энергичный руководитель Игорь Лишин. Именно благодаря его усилиям новый спортивный «Маяк» вышел на международную арену уже под флагом Европейского вещательного телерадиосоюза. На летних Олимпийских играх в Сиднее-2000, а затем Белой Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити неожиданно крупные творческие бригады, собранные Игорем Лишиным по насыщенности и сиюминутности передачи бурного потока олимпийских событий заметно обошли многих телевизионных конкурентов.

Ныне на «Маяке» создана представительная и авторитетная Дирекция спортивных программ. Во главе ее – немало лет отдавший радиостанции «Юность» Дмитрий Никишин. 40-летие «Маяка» под его руководством коллектив, ставший одним из лидеров спортивной электронной прессы страны, встречает двукратным лауреатом Всероссийской журналистской премии «Гросс».

У спортивного «Маяка» сейчас вырисовывается новое, более молодое лицо, стремительная скороговорка в эфире, но надеюсь, что для миллионов радиослушателей это всё тот же добрый, старый «Маяк» – о спорте». Звучать ему – не умолкать!

Александр Курашов

в начало

Страницы великой истории.

«К 60-летию Великой Победы»

Есть на «Маяке» программа, которая стала не просто традиционной данью минувшим героическим дням нашего Отечества. Она – символ, эстафета, которую несут поколения журналистов. Радиоцикл «Этот день в войне» вышел спустя 25 лет после окончания Великой Отечественной. Затем было 30, 35, 40... и вот уже день за днем отсчитывает приближение шестидесятой круглой даты метроном «Маяка».

Из справки-представления на участие в конкурсе «Патриот России»:

Первая передача цикла «К 60-летию Великой Победы» вышла в эфир 3 декабря 2001 года и на 15 июля сего года подготовлена 591 программа общим звучанием 3400 минут или 56,66 часа или около 2,5 суток непрерывного рассказа о войне. День за днём, от битвы к битве, начиная с Московской, радиослушатели возвращались к событиям, которые происходили в этот день 60 лет назад.

Обычный формат передачи – 5 минут в будние и субботний дни и 10 минут по воскресеньям. В дни особых событий, как то – окончание Сталинградской битвы, День победы, хронометраж возрастал до 22–40 минут.

Главная идея передачи – не переписывать историю, а с помощью учёных-историков, ветеранов – участников тех событий воссоздать действительную картину героического подвига нашего народа. В передачах цикла прозвучали голоса нескольких сотен ветеранов фронта и тыла, знаменитых людей России и самых простых незаметных граждан.

Впервые наиболее полно и правдиво было рассказано о двойной трагедии под Вязьмой. В первый раз в окружение попало около миллиона наших солдат и офицеров – 5 армий, менее кровавым, но не менее трагичным был второй котёл, спустя 5 с половиной месяцев, куда попала 33-я армия генерала Ефремова, который тяжелораненым застрелился в окружении и Кавкорпус генерала Белова. Среди окруженцев был и известный писатель и киносценарист, а тогда – десантник Борис Васильев, который среди других немногих выживших поведал радиослушателям о героизме воинов и трагизме тех боёв.

Все знают о подвиге 28 панфиловцев, о котором сейчас так много спорят, в передачах было рассказано о другом, не менее героическом событии – подвиге 36 бойцов химвзвода 18-й дивизии народного ополчения города Москвы, которые ценой своей жизни остановили под Москвой у деревни Ефимоново (Истринский район) 40 танков. Сейчас на месте подвига стоит памятник, окружённый 36-ю берёзками. Вначале на нём было только 9 имён, а затем – все 36. В их установлении и поиске участвовал и наш авторский коллектив.

Много неизвестных подробностей о подвиге наших солдат было приведено в цикле программ, посвященных Сталинградской битве. Впервые, к примеру, радиослушатели узнали подробности фашистских бомбёжек города на Волге и его окрестностей. Приведены точные цифры потерь. Только во время первого налёта погибло 40 тысяч и ранено более 50 тысяч сталинградцев.

Мало кто знает, сколько раз чудо спасало от фашистской бомбы школьницу Сашу Пахмутову из Бекетовки – ныне нашего прославленного композитора.

Отец народной артистки СССР Людмилы Зыкиной был тяжело ранен подо Ржевом, чудом остался жив – немцы приняли его за убитого, и рассказ замечательной певицы о поисках своего отца по госпиталям, о его судьбе, о подробностях боёв на Ржевской земле был по-особому трогателен.

Впервые в цикле были приведены неизвестные факты о Ржевской битве, хотя бои шли на узком участке фронта в 160 километров. Возможно, эти факты умалчивались из-за того, что Западным фронтом, который отвечал за Ржевское направление, командовал Г.К. Жуков. Историки выяснили, что по своим масштабам и ожесточённости так называемые бои местного значения превосходили Сталинградскую битву. Количество войск и вооружений с той и с другой стороны, а также потери намного превосходили имевшиеся под Сталинградом.

Первое встречное танковое сражение, в котором участвовало около 1,5 тысячи боевых машин произошло не под Прохоровкой 12 июля 1943 года, а в 42-м году подо Ржевом. Если Сталинградская битва длилась 200 дней, то Ржевская – свыше пятисот: более продолжалась только Ленинградская блокада (900).

Авторы не ставили своей целью, но невольно выстраивается ежедневная звуковая летопись Великой Победы, причём голосами, увы, уходящих из жизни её участников. Чего стоит, к примеру, чудом сохранённый в личном архиве рассказ о своём последнем бое в небе над Берлином трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба или эксклюзивное интервью с подробностями уничтожения гауляйтера Белоруссии Кубе – Героя Советского Союза партизанки Надежды Троян. Особенность передачи, о каком бы событии ни говорилось – о первой бомбёжке Сталинграда или о тех, кто остановил танки Готта на последнем рубеже, не дав вырваться Паулюсу из кольца, будь то пленение фельдмаршала или знаменитый танковый бой под Прохоровкой, рассказ ли об узниках фашистских концлагерей или наших малоизвестных тружениках тыла, создававших оружие победы, практически всегда в передачах звучат воспоминания участников именно этих событий.

Авторский коллектив:

Автор и ведущий – Владимир Безяев,

корреспонденты – Татьяна Клинская и Николай Нейч,

редактор и режиссёр – Владимир Головкин.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

сайт копирайтеров Евгений