Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Новик В. Православие. Христианство. Демократия

От автора
Справка об авторе

Глава 1. О православном миропонимании

1. Социальный аспект
2. Христианская антропология
3. Воображение как трансцендирование
4. Необъективируемость (неопределимость) первоосновы Бытия. Антиномизм.
5. Троичность
6. Боговоплощение
7. Христология
8. Учение о сущности и энергиях Божиих
9. Кризис онтологии
10. Православие и современность

Глава 2. Проблемы религиозно-церковного сознания

1. Типология аномалий религиозного сознания
2. Два типа религиозности
3. Рецидивы языческого сознания, или "наши новые зилоты"
4. Причины рецидивов языческого сознания.
5. Выводы.

Глава III. Социальная проблема православности в России

1. Постановка вопроса
2. Краткий исторический экскурс.
3. Итоги.

Глава 4. Христианство и демократия

1. Метафизические предпосылки и их социальные последствия.
2. Христианская антропология.
3. Славянофильское наследие.
4. Два понимания государства.
5. Почему нельзя государство превращать в церковь.
6. Христианская социология.
7. Pro et Contra демократии.
8. Риск свободы.
9. Христианский апофатизм и "открытое общество".
10. Выводы.

Глава 5. Христианское понимание прав человека

1. Постановка проблемы.
2. Закон и право.
3. Что такое права человека?
4. Краткий исторический экскурс.
5. Выводы.


© Любезно прислано автором

От автора

Сегодня в России наблюдается отступление от принципа демократии. Свободу в очередной раз приняли за анархию, а демократию -- за благоприятную для этой анархии среду.
Одной из главных причин неудачи демократии в России является ее безосновность, неукорененность в российском контексте, отсутствие какой-либо ее связи как с религиозностью, так и с традицией политической культуры. Достижения русской философско-религиозной социальной мысли (В. С. Соловьев, прот. С. Булгаков, С. Л. Франк и др.) так и не вошли ни в общественное, ни в церковное сознание.
Социальная проблематика в церковной среде часто оценивается как заведомо "безблагодатная" и "неинтересная". У Русской Православной Церкви до сих пор нет современного социального учения. Но то же самое происходит в обществе в целом. Чем еще объяснить то странное обстоятельство, что в ходе реформ так и не было выработано внятной программы, подлежащей соответствующей популяризации?
Можно говорить, таким образом, о некоторых архетипах национального сознания, в сходной степени принадлежащих и верующим и неверующим.
Речь в данной работе идет прежде всего о Православии как наиболее распространенном типе религиозности в России. Православие здесь понимается широко: не только в вероучительном и церковном смыслах, но и как социальная психология верующих людей и людей индифферентных к Православию в мистическом смысле, но уважающих его как солидную историко-культурную традицию.
[6]
Можно, конечно, предполагать, что Россия найдет какое-то другое духовное и рациональное основание для созидания цивилизованного общества, чем то, которое было в Европе. Но пока никаких признаков новых оснований почти не видно, а возврат к старым моделям российского общественного устройства очень проблематичен. Поэтому создание российской концепции христианского гуманизма, составной частью которой является христианская демократия, остается актуальной задачей.

В первой главе "О православном миропонимании" делается попытка изложения на общепонятийном уровне основ православного миропонимания с акцентом на онтологии. Во второй главе "Проблемы религиозно-церковного сознания" делается попытка осмысления типологии российской религиозности с антропологической точки зрения. В третьей главе "Социальная проблема православности в России" приводится краткий исторический обзор религиозно-социальной проблематики и предлагается на основе достижений русской социально-философской мысли концепция для социальной доктрины Церкви. Проводится анализ причин, препятствующих внесению общественной проблематики в религиозное сознание. В четвертой главе "Христианство и демократия" делается попытка актуализации идей русской религиозно-социальной философии; показывается, что демократия не только не противоречит христианству, но даже наоборот -- более всего соответствует его духу. В пятой главе "Христианское понимание прав человека" излагается правовая проблематика с христианской точки зрения. В основе права лежит уважение к человеческой личности, которое и дает Библейско-христианская традиция.


Справка об авторе:

Игумен Вениамин (Новик Валерий Николаевич) родился в Ленинграде в 1946 году в семье военнослужащего. В 1976 году окончил Ленинградский Политехнический Институт им.М.И.Калинина. Несколько лет работал инженером в области "Автоматизированных систем управления". После окончания Ленинградской Православной Духовной Академии и защиты кандидатской диссертации преподавал там же в течение 10 лет. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии. В сентябре 1997 года был уволен из Академии из-за несогласия с новым федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". Публиковался в журналах "Вопросы философии", "Континент", "Посев", еженедельнике "Русская мысль". В настоящее время фактически находится за штатом и занимается преподавательской и публицистической деятельностью.

Сборник статей кандидата богословия игумена Вениамина (Новик) посвящен современной церковно -- общественной проблематике. Наряду с изложением основ Православия, автор анализирует архетипы религиозного и национального сознания, а также причины российской катастрофы ХХ века. В книге делается попытка актуализации концепции христианская демократии, разработанной в русской религиозно-философской мысли. Книга предназначена для широкого круга читателей. Автор не претендует на изложение официальной церковной точки зрения. Издание осуществлено при содействии центра "Агора" (Санкт-Петербург).

Директор издательства: О. Л. Абышко Главный редактор: И. А. Савкин. Художественный редактор: Н. И. Пашковская. Редакторы: Л. А. Абышко Н. П. Дралова. Оригинал-макет: А.  Б. Левкина о. Вениамин Новик "Православие. Христианство. Демократия". Сборник статей.
Издательство "Алетейя" (СПб.) -- 1999 г., 368 с. ИЛ № 064366 от 26.12.1995 г. Издательство "Алетейя": 193019, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 13. Телефон издательства: (812) 567-2239 .Факс: (812) 567-2253 Сдано в набор 10.03.1999г. Подписано в печать 10.07.1999г. Формат 70х100. 11,5 п. л. Тираж 1500 экз. Заказ № 3344.Отпечатано с готовых диапозитивов в Санкт-Петербургской типографии "Наука" РАН: 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12.Printed in Russia.

В начале было Слово...
(Ин. 1, 1)

1. Социальный аспект

В нашу кризисную эпоху, когда развеиваются рационалистические и иррационалистические мифы о человеке и обществе, объектом пристального внимания у нас вновь становится человек, в очередной раз "оказавшийся" сложнее, чем это представлялось в социологии(1).

В XX веке была сделана грандиозная по своим масштабам попытка как бы вновь открытую идею развития, эволюционизма приложить к "венцу творения" -- человеку -- образу и подобию Божию и, более того, повлиять на дальнейшее развитие человека в соответствии со сконструированной целевой функцией -- "общего блага". Ожидаемый результат представлялся близким и легко достижимым, столь очевидной казалась зависимость "характеристик" человека от при-

Первая редакция данной статьи была опубликована в журнале "Вопросы философии". 1993. № 4.

1 О чем, например, как и о многом другом, предупреждал "любителей рода человеческого", строителей "хрустального дворца" для будущих счастливцев Ф. М. Достоевский в "Записках из подполья". Полемика и ранних славянофилов против рационализма, приводящего к распаду целостности жизни, представляется в этом отношении не совсем устаревшей. Конечно, опасен не столько сам по себе рационализм, сколько его абсолютизация.

[10]

родной и общественной среды. Возник соблазн -- редуцировать, "свести" человека не только к периодической системе элементов Д. И. Менделеева или к дарвинистской обезьяне, но и к его же собственным человеческим (общественным) отношениям, а затем вновь дедуцировать, "вывести" человека (уже более правильного) из них же, рассматривая его как часть целого (общества). Возник соблазн создать некий надобщественный "блок управления" обществом, "выводящий" не просто человека, у которого "обнаружилось" много недостатков, а нового, "исправленного" человека, лучше прежнего. То есть возникла идея взять на себя (с помощью науки, конечно) функции сверхчеловеческие, божественные по радикальному переустройству этого несовершенного мира.

В такой программе органически сочетались три "неорганические" идеи: рационализм, редукционизм и эволюционизм с его новой систематикой(2). В основе этих идей лежит мировоззренческая парадигма: "часть -- целое", характерная для Нового времени. Согласно такому подходу весь мир рассматривается как большой (сколь угодно сложный) механизм с соответствующей "методологией" обращения с ним. Предполагалось, что любая сложность может быть сведена к простым основополагающим составляющим. Утратившее мистическую связь с Бытием человеческое сознание единственной достоверной реальностью признало самое себя (cogito ergo sum). Началось отрицание любой предзаданности (априор-

2 См.: Тростников В. Н. Научна ли "научная картина мира"? // Новый мир, 1989. № 12. Критику этой статьи см. там же, 1990. № 7.

[11]

ности), а значит, и любого предзаданного смысла (ценности). Теперь смысл должен был быть не обретен, а создан, сконструирован(3) самим человеком, вдруг обнаружившим себя совершенно одиноким в пустом мироздании. Космологический аспект смысла Бытия (логос) был утрачен. Религия начала казаться иллюзией, а философия стала постепенно превращаться в экономическую социологию или, попросту говоря, приживалку "позитивных" наук. То, что еще прилично выглядело на бумаге, в жизни привело к систематической вражде против самого Бытия, которое было "взято под подозрение" (Н. А. Бердяев).

 ΛΛΛ     >>>   

Как типология общественного сознания оно встречается повсюду интеллигенции русской
Определить меру церковной
Поскольку оно может опереться на реальности общественной психологии
Вениамин Новик. Православие. Христианство. Демократия православия 10 сознании
человеку образу
богословия Николаева О. Современная культура и православие

сайт копирайтеров Евгений