Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Самое наименование антихриста и понятие о нем, как чрезвычайном враге Иисуса Христа, как орудия дьявола, по действу коего он явится, уже показывает, что антихрист придет в ярости мнозе еже погубити многи (Дан. 11, 14), сотворити рать со святыми, и укрепится на них, дондеже приидет Ветхий денми и суд даст святым Вышняго (7, 21, 22). В чем же будет состоять сия брань со святыми? Какими средствами воспользуется враг Божий для приобретения себе власти на всяком колене (людей) и на языцех и племенех (Апок. 13, 8)? Возможет ли он утвердить между людьми свое нечестивое владычество и преодолеть святую Христову Церковь? - На основании св. писания и св. предания, православная Церковь признает за истину, что, во-первых, вся борьба его против Церкви будет предпринята с намерением искоренить между людьми веру в Иисуса Христа и себя поставить предметом божеского поклонения, а для сей цели, во-вторых, он воспользуется не только обманом и лживыми чудесами, но и открытым жестоким гонением; в-третьих, хотя он и утвердит свое господство над многими из людей, но не преодолеет истинной Христовой Церкви.

По учению Самого Спасителя, антихрист будет принят иудеями за Мессию: он приидет во имя свое, говорит Он, того приемлете (Иоанн 5, 43). Но поелику не может быть веры в двух Христов (2 Кор. 6, 14, 15), поелику принявшие истинного Христа должны отвергнуть ложного, а принявшие ложного должны совершенно отречься от истинного Мессии, то явно, что и антихрист должен прежде открыто отвергать истинного Христа, дабы самому быть принятым за Мессию. Посему-то св. Ириней называет антихриста отступником от Христа, требующим, чтобы только ему усвоялось божеское естество.

Кто есть лживый, говорит ап. Иоанн, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына (1 Иоанн. 2, 22). Таким образом, по учению св. писания, существенный и явный признак антихриста состоит в том, что он отвергает божественное достоинство Иисуса Христа: Иисус несть Христос; отметается вместе с сим и Отца: сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. И если все вообще еретики, неправо учившие о лице Иисуса Христа, как в св. писании, так и у св. отцов Церкви, называются антихристианами: то тем более последний враг Христов, которому по преимуществу усвояется имя антихриста, соделается лживым, отметающимся Отца и Сына. Несколько ниже, в том же послании (4, 3), ап. Иоанн уже прямо свидетельствует, что антихрист не тайно и не скрытым образом, но явно будет отвергать И. Христа во плоти пришедша: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет. Самое слово не исповедует указывает не только на тайное неверие в Божество Христово, но на явное свидетельство пред другими своего неверия в Иисуса Христа. Апостол предвидел, что антихрист явно будет отметаться Отца и Сына, и потому указывает на сие, дабы предостеречь христиан от соблазна.

Подобно св. Иоанну и ап. Павел предуказывает, что последний враг Христов открыто восстанет против Иисуса Христа и Его Церкви. Враждебные действия всех вообще еретиков, которые уже начали появляться в его время и имели появиться вскоре после отшествия его к Господу (Деян. 20, 29), он называет тайною беззакония (2 Сол. 2, 7), ибо они скрытым образом старались и стараются нанести вред Христовой Церкви, носят овчии одежды, хотя на самом деле суть хищные волки (Матф. 7, 15). Антихриста же апостол называет откровением сей тайны беззакония, которое последует за великим последним отступлением от веры: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник… его же пришествие по действу сатанину во всякой силе (2 Сол. 2, 3, 8). Сие означает, что последний чрезвычайный враг Христов открыто и вполне будет отвергать Божество Иисуса Христа и его святый закон.

Явно отвергая Божество Иисуса Христа, Его посланничество от Бога Отца и преподанное Им учение, антихрист также открыто будет присвоять себе Божеское достоинство и распространять новое нечестивое учение, противное учению Христову.

О сем явно свидетельствует Спаситель, говоря, что ин приидет во имя свое (Иоан. 5, 43), то есть не от имени Бога Отца, как приходил Иисус Христос, и даже не во имя Христово, но от своего собственного имени будет проповедовать новое учение, никого не признавая выше себя.

Ап. Павел предлагает еще более подробное учение о том, что антихрист будет именовать себя Богом и открыто требовать себе божеского поклонения. Открыется, говорит он, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемого Бога или чтилища; якоже ему сести в Церкови Божией, аки богу, показующу себе, яко Бог есть (2 Сол. 2, 4). В сих словах апостола предрекается, во-первых, то, что антихрист будет председательствовать в Церкви Божией, то есть между такими христианами, которые принадлежали прежде к истинной Христовой Церкви, но потом, отпав от нея, признают своею главою противника Христова и поклонятся ему. Так изъясняет сии слова св. Ириней. «Во храме Божием сядет, — говорит он, — обольщая только тех, которые поклоняются ему, как будто бы он есть Сам Христос… И его ради жертва смятеся и святое опустеет… И на пагубу многих возстанет» (Дан. 8, 11, 25). Церковью же Божиею могут быть названы отпавшие христиане потому, что они, прежде принадлежа к св. Церкви, сами были храмами Св. Духа (1 Кор. 3, 16, 17, 6, 19; 1 Петр. 2, 5; 2 Кор. 6, 16) но чрез принятие антихриста сии Церкви Божии делаются уже седалищем врага Божия, которому они начинают служить, аки Богу.

Дабы показать, что антихрист будет председательствовать в Церкви и не будет исповедывать Иисуса Христа, апостол предуказует, что он воссядет в Церкви, как похититель Божеского величия. Ибо, сказав, что он превознесется паче всякого глаголемого Бога, якоже ему спести в Церкви Божией, непосредственно за тем присовокупляет: аки Богу, показующу себе, яко Бог есть. Сие означает, что он открыто станет усвоять себе Божеское достоинство. В отвращение недоразумения должно заметить, что слова яко Бог есть означают: будет показывать себя, как Бога или подобным Богу; но значит: будет себя показывать, что он есть Бог, выдавая себя за Бога.

Какие же будет употреблять антихрист средства к тому. Чтобы между многими племенами и коленами поколебать веру в И. Христа и Его евангелие и заставить их почтить его самого как Христа и Бога, а вместо евангелия принять новое нечестивое учение? Св. Церковь внушает, что противник Иисуса Христа, для распространения своего нечестия, с одной стороны, будет прибегать к жестоким и непрерывным гонениям на христиан; с другой стороны, воспользуется лживыми чудесами и знамениями, чтобы прельстить, если возможно, и самих избранных.

По учению же св. писания и свидетельствам св. отцов Церкви несомненно известно, что в последние дни на св. Церковь будут воздвигнуты и внешние жестокие гонения, при помощи коих враг Божий будет стараться исторгнуть из недр ея более слабых ея чад.

Иисус Христос предрекает тяжкие бедствия для верующих перед кончиною мира. Однажды апостолы спросили Его наедине: что есть знамение Твоего пришествия и кончина века (Матф. 24, 3)? - В ответ на сие Спаситель сначала указал им признаки имеющего быть разрушения Иерусалима и храма, потом изобразил им и признаки кончины века. Такими признаками он представил появление лжехристов, международные брани и возмущения, умножение беззаконий и совершенное охлаждение взаимной любви, так что многие возненавидят и предадят друг друга. Но с особенною силою изображает Спаситель различные бедствия, как признак кончины. Будет тогда скорбь великая, говорит Он, якова же не была от начала мира доселе… И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всякая плоть: избранных же ради прекратсятся дние оны (Матф. 24, 21, 22). Единственное спасение тогда останется в надежде на Бога и терпении (-9, 10, 13). Ближайшим образом здесь предрекаются бедствия, ожидавшие иудеев при разрушении Иерусалима (-1, 2), и гонения, которые имели потерпеть апостолы от иудеев и язычников (-9). Но здесь же вместе изображаются и те бедствия, какие претерпит Церковь в последние времена от антихриста. Сие видно из того, что Сам же Спаситель указывает на сии бедствия как на один из признаков кончины мира, о коих спрашивали Его апостолы (-3, слич.22, 29), и после изображения оных бедствий делает такое наставление Своим ученикам: «Вот Я наперед вам сказываю. Итак, ежели скажут вам: вот он (лживый Христос) в пустыне, — не выходите» (-25, 26). Сделав предостережение, чтобы в сии тяжкие времена верующие в Него не верили лжепророкам антихристовым (-23, 24) и самому антихристу (-26), Спаситель непосредственно за сим описывает и образ Своего славного второго пришествия (Матф. 24, 27-31). Все сие показывает, что исполнение изображаемых здесь бедствий относится главным образом к последним временам, когда будет господствовать антихрист. У прор. Даниила (11, 44) и в главах предыдущих, и особенно в Откровении Иоанновом (11, 7; 12, 4, 13; 13; 7; 17; 6; 18, 24; 19, 2; 22, 4) находятся ясные указания, что в последние времена постигнут Церковь великие бедствия. - А что все предсказуемые бедствия будут не духовные только, но и внешние, открыто направленные против верующих в Иисуса Христа, сие открывается из самой подробности и силы, с какими они изображаются и предрекаются. Так, Иисус Христос сначала говорит о физических бедствиях, землетрясениях, гладах, знамениях на небеси (Марк. 8, 8, 24, 25); потом о гонениях на верующих и даже об образе сих гонений, то есть, что их будут предавать в судилища, бить, представлять пред правителей и царей (-9). Сила же скорбей будет такова, что самые избранные могли бы поколебаться в своей твердости, если бы ради их не сократились сии дни (-19, 20). Но они спасутся, ибо в тыя дни по скорби той… узрят Сына человеческого грядуща на облацех, с силою и славою многою И тогда послет ангелы Своя и соберет избранныя Своя (Марк. 13, 24, 26). Сверх того, в сем месте Спаситель говорит и о скорбех духовных и изображате оные с такою же подробностью, с какою изобразил бедствия внешние. Таковые духовные скорби суть: охлаждение взаимной любви и умножение беззаконий (Матф. 24, 12), ненависть и предательство (Матф. 24, 11), появление лжехриста (-23, 26) вместе со множеством лжепророков, которые будут проповедывать о нем и многих прельстят (-24).

Но кроме внешних жестоких гонений антихрист воспользуется и обманом для прельщения христиан. Лживые чудеса и знамения будут, по учению св. писания, служить средством для сей цели.

Иисус Христос говорит о чудесах, которые имеют быть совершаемы слугами антихриста, как о таких действиях, кои, по своей кажущейся внешности и по влиянию на людей, будут иметь вид чудес истинных. Дадят, говорит Он о слугах антихриста, знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно. И избранныя (Матф. 24, 24). Необычайность знамений, по учению Спасителя, будет такова, что самые избранные подвергнутся опасности обольщения: это, без сомнения, произойдет оттого, что они, по видимости, будут употребляться чудотворением, которые совершаются силою только единого Бога. «Великий тогда будет обман, — замечает св. Златоуст, — по причине обольстительных знамений».

Ап. Павел дает определенное понятие о чудесах, которые совершит антихрист, когда говорит, что он придет по действу сатанину, во всякой силе и знамениях и чудесех ложных (2 Сол. 2, 9) и во всякой лсти неправды в погибающих (-10). В сих словах показывается и самое различие антихристовых знамений от чудес истинных. Прежде апостол сказал, что антихрист будет обладать великою силою и будет совершать чудеса, но дабы христиане не подумали, что враг Божий может совершать знамения истинные, апостол называет их ложными. И действительно, они будут лживы по цели своей: «Как Сын Божий, родившийся и соделавшийся человеком, — говорит древний писатель церковный, — доказал свое Божество знамениями и силами, так и сатана откроется в человеке, чтобы посредством лживых чудес показать себя богом». Они лживы и по происхождению, ибо будут проистекать от отца лжи, по действу коего и будет пришествие антихриста (-9). Посему-то древние отцы Церкви учили, что «сатана воспользуется им, как орудием, действуя чрез него сам». Будут лживы чудеса и по существу своему, потому что не будут превышать естественных, хотя и сокровенных. Сил природы, тогда как в чудесах истинных, по воле Божией, «побеждаются естества уставы». Но будучи ложными во всех сил отношениях, по видимости они будут подобны истинным. Почему ап. Павел и говорит, что в них будет выражаться великая сила (2 Сол. 2, 9). - кроме того, в сих же словах апостола ясно оказывается различие между лживыми чудесами и лестью или коварством, коими антихрист будет пользоваться для соблазна слабых в вере. Сказав, что враг Христов придет во всякой силе и знамениях, апостол присовокупляет: и во всякой лсти неправды в погибающих (2 Сол. 2, 10). «Одни из слуг антихристовых, — говорит св. Златоуст, — бывшие при апостолах, многих прельстили; приидут бо, говорит Спаситель, и многих прельстят; а другие, кои явятся перед вторым пришествием Спасителя, будут еще хуже первых: дадят бо, говорит, знамения и чудеса, яко же прельстити, аще возможно, и избранныя. Здесь Он разумеет и антихриста и тех, которые будут служить ему. О нем и Павел говорит таким же образом» (2 Сол. 2, 9).

Указание св. писания на самые виды чудес антихристовых (Апок. 13, 3, 13, 15) также дает разуметь, что упоминания о них нужно понимать в смысле собственном. Св. Андрей кесарийский утверждает, что антихрист низведет огнь с неба, подобно тому, как низвел с неба огнь сам дьявол и, по попущению Божию. Пожег скотов Иова. Возможность других ложных чудес объясняет примерами Аполлония таианского и Симона-волхва.

Следствием сей брани антихриста против Христовой Церкви будет то, что он успеет между многими, любве истины неприявшими, распространит свое новое учение. Впрочем, св. Церковь не только не поколеблется от сих гонений, но еще более прославится, особенно в лице имеющих пострадать чад ея.

Сие учение утверждается на ясных свидетельствах св. писания: а) в св. писании неоднократно говорится об антихристе, как царе и завоевателе, которые будет вести внешние брани со многими царями и победит их. И десять рогов его (то есть четвертого зверя, означающего четвертое царство (Дан. 7, 23): десять царей возстанут, говорит пророк Даниил, потому что, и по них возстанет другий, иже презыдет злобами всех прежних. И словеса на вышняго возглаголет, и святых Вышняго смирит (7, 24, 25). В другом месте пророк деет (11, 42, 43). Сие пророчество, по согласному изъяснению св. отцев и по связи пророческой речи, относится к последнему чрезвычайному противнику Христову. Если же антихрист будет сильный царь и завоеватель, то, очевидно, он должен обладать каким-нибудь внешним царством.

б) В св. писании царство антихристово представляется как общество, противоположное даже по внешности святому граду или Церкви Божией, с которою первое будет вести брань. В Апокалипсисе говорится, что когда сатана будет разрешен, тогда он соберет к себе народы со всех стран и вместе с ними обойдет святых стан и град возлюбленный (20, 7, 8, 9). О сем так рассуждает бл. Августин: «Это будет последнее гонение пред наступлением страшного суда, которое во всех странах земли будет претерпевать св. Церковь, то есть все гражданство Христово, от всего сборища дьявольского».

Наконец, св. писание ясно свидетельствует, что все члены царства антихристова будут иметь печать или особенный знак, который и будет отличать их от истинных христиан. Эта печать будет одна, потому что св. писание, говоря о печати антихриста, говорит всегда только об одной, а не о многих (Апок. 13, 16, 13, 14, 9, 11). При том же в царстве антихриста печать его будет известна всем и каждому, как видно из сих слов: и сотворить вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десный руце их или на челах их, да никто же возможет ни купити ни продати, токмо кто имать начертание (Апок. 13, 16, 17). Посему-то св. Ефрем Сирин думает, что печать антихриста будет внешним отличительным знаком людей, принадлежащих к его обществу, в котором «имя Господа и Спасителя даже и не именуемо будет в то время».

Если антихрист будет стараться во многом подражать Иисусу Христу, и хотя несомненно, что царство Христово есть царство духовное и потому сам антихрист будет стараться преимущественно о водворении неверия в умах и сердцах людей, но из сего никак еще нельзя заключить, что царство антихристово будет только «внутрь сокровенное». Ибо и воинствующая Христова Церковь, будучи обществом духовным, не есть, однако, сокровенна; в ней есть св. таинства, в которых невидимая благодать Св. Духа сообщается чрез некоторые видимые действия; в ней есть видимая свящ. иерархия, управляемая своею невидимою Главою; в ней есть видимые постановления и обряды; словом, св. Церковь, будучи обществом, чуждым всяких земных целей, вместе с сим имеет такие законы и постановления, которые дают ей и внешнее единство, по коему ее можно даже видимым образом отличить от всяких еретических и противохристианских обществ. А потому, если неправомыслящие утверждают, что «антихрист по всему хощет» подражать действиям Сына Божия, то отсюда нельзя выводить заключения, что царство антихристово будет только внутреннее, но и то, что оно должно будет иметь свои внешние постановления, по которым бы его можно было отличить от всех других религиозных обществ.

Впрочем, хотя царство антихристово распространится по всем странам, хотя самые избранные подвергнутся тогда опасности соблазна, но при всем том св. Христова Церковь пребудет непоколебимою до самой кончины мира и второго славного пришествия Христова. Сия истина утверждается на ясном учении: а) св. писания и б) св. предания Церкви.

В св. писании преподается ясное учение - вообще о неоскудеваемости св. Церкви, и в особенности о том, что она пребудет непоколебимою даже во время последних тяжких гонений от антихриста.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Этот зверь есть антихрист
Догматика Об антихристе 13 говорит
Моисей говорит так дан
Спаситель говорит царство христос

сайт копирайтеров Евгений