Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По всей точности должны мы, братья, уразумевать неприязненные, мечтательные знамения врага. Господь же наш в тишине прейдет ко всем нам отразить ради нас ухищрения зверя. В чистоте соблюдая неуклонную веру Христову, соделаем шаткою силу мучителя. Приобретем непреложный и твердый рассудок, и отступит от нас бессильный, не имея возможности что-либо сделать нам.

Умоляю вас, братья, я, малейший из вас, не будем льстивыми, христолюбцы, но не станем паче возмогать силою крестною. Неотвратимый подвиг при дверях. Восприимем все щит веры. Будьте же готовы, как верные рабы, не принимающие много. Ибо злочестивый и жестокий тать прейдет прежде в свое время, с намерением окрасть, заклясть и погубить избранное стадо истинного пастыря. Постараемся узнать, о, други, в каком виде придет на землю бесстыдный змий.

Поелику Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святою силою Божества Своего: то и он умыслил восприять образ Его пришествия и прельстить нас. Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, приидет на землю; но не так приидет враг, потому что он отступник. Действительно, от оскверненной девы родится его орудие; но сие не значит, что он воплотится; приидет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех, приидет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия. А при всем этом, с великою властью совершит он знамения, чудеса и страхования; и приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль, и с великою радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: «найдется ли еще человек столько добрый и правдивый?» И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, сметет вселенную, подвигнет концы ея, всех притеснит и станет осквернять души; не благовение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая как человек суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия. Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: все народы, познайте мою силу и власть! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех, многие поверят и прославят его, как крепкого Бога.

Тогда сильно восплачет и воздохнет всякая душа; тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзиратели будут поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя. Тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать в лоне матерей, умрет и матерь над своим детищем, умрет также отец с женою и детьми среди торжища, и некому похоронить и положить их во гроб. От множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно поражающее живых. Со болезнями и воздыханиями скажет всякий поутру: «когда наступит вечер, чтобы иметь нам отдыхать?» Когда настигнет вечер, с самыми горькими слезами будут говорить сами в себе: «скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби?» Но некуда бежать или скрыться, потому что все в смятении, и море и суша. Посему-то сказал нам Господь: бодрствуйте, неотступно молясь о том, чтобы избежать скорби. Зловоние на море, зловоние на суше; страхования на море, страхования на суше. Множество золота и серебра и шелковые одежды не принесут никому пользы во время сей скорби, но все люди будут называть блаженными мертвецов, преданных погребению прежде, нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них не касается, потому что все омерзело. Но все поспешают бежать и скрыться, и негде им укрыться от скорби, напротив того, при голоде, скорби и страхе будут угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся. Страх внутри, извне трепет; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, глас рыдания в домах. С рыданием встречаются все друг с другом, отец с сыном, и сын с отцом, и матерь с дочерью. И друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; браться обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей как у мертвецов. Омерзела и ненавистною стала красота женская. Увянут всякая плоть и вожделение человеческое. Все же поверившие лютому зверю и принявшие на себя печать его, злочестивое начертание оскверненного, приступят к нему вдруг и с болезнью скажут: «дай нам есть и пить, потому что все мы истаиваем, томимые голодом, и отгони от нас ядоносных зверей». И этот, бедный, не имея к тому средств, с великою жестокостью даст ответ, говоря: «откуда, люди, дам вам есть и пить? Небо не хочет дать земле дождя, и земля также вовсе не дает ни жатвы ни плодов». Народы, слыша это, восплачут и прольют слезы, не имея утешения в скорби; напротив тог, другая неизреченная скорбь приложится к их скорби, а именно, что так поспешно поверили мучителю. Ибо он, бедный, не в силах помочь себе самому, как же он окажет милость им? В те дни великая будет нужда от многой скорби, причиненной змием, от страха и землетрясения, и от шума морского, от голода и жажды, и угрызения зверей. И все принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому Богу, не будут иметь никакой части в царстве Христовом, но вместе с змием будут ввержены в геенну. Блажен, кто окажется всецело святым и верным, у кого сердце несомненно предано Богу, потому что бесстрашно отринет он все предложения змия, пренебрегая и истязаниями и мечтаниями его.

Но прежде нежели будет сие, Господь, по милосердию Своему, пошлет Илью Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили роду человеческому богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: «это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святый Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его». Впрочем, немногие захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает сие, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие, потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут все безответными на суде.

Многие из святых, какие только найдутся тогда, в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великою поспешностью побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и попел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им даровано от Святаго Бога благодать Его, отведет их в определенныя для сего места, и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых, потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно, ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся, потому что отринули всякое попечение о сей жизни.

Восплачут тогда вся земля и море, восплачет воздух, а вместе восплачут дикие звери и птицы небесные; восплачут и светила небесные о роде человеческом, потому что все уклонились от Святаго Бога и поверили лести, приняв на себя, вместо животворящего Спасителева креста, начертание скверного и богоборного. Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратиться вдруг глас псалма и молитвы; восплачут великим плачем все Церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения.

По исполнении же трех с половиною лет власти и действий нечистого, и когда исполнятся все соблазны всей земли, прейдет, наконец, по сказанному, Господь подобно молнии, блещущей с неба, приидет святый, пречистый, страшный и славный Бог наш, с несравненною славою, в предшествии Его славе чинов ангельских и архангельских; вси же они - пламень огненный, и река в страшном клокотании полна огня, херувимы с поникшими долу очами и серафимы летающие и закрывающие лица и ноги крылами огненными, и с трепетом взывающе: «восстаньте, почившие, се пришел Жених!» Отверзутся же гробы, и во мгновение ока пробудятся все колена и воззрят на святую лепоту Жениха; и тмы тем и тысящи тысящ ангелов и архангелов, бесчисленные воинства, возрадуются великою радостью; святые и праведные и все, не принявшие печати змия и нечестивца, возвеселятся. Мучитель с всеми демонами, связанный ангелами, также все, принявшие печать его, все нечестивые и грешники, связанные, будут приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения в огнь неугасимый. Все же, не принявшие печати антихристовой, и все, скрывавшиеся в пещерах, возвеселяться с Женихом, в вечном и небесном чертоге, со всеми святыми в беспредельные веки веков. Аминь.

Еще подробнее раскрывает св. Ефрем события, имеющие быть при явлении антихриста, в другом своем слове, именно втором, на пришествие Господне.

Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом поправ врага святою силою божества Своего, был же кроток и смирен на земле, чтобы нас вознести с земли на небо. Сей самый Бог, который действительно и истинно был зачат, воплотился и родился во плоти нашей от Святой Девы, крестным Своим страданием спас все, дав заповеди. Он же и опять придет в последний день судить живых и мертвых, и всем праведным и нечестивым воздаст по делам их, как праведный Судья. Узнав сие, враг, а именно, что Господь опять придет с неба во славе Божества, умыслил посему принять на себя образ Его пришествия и прельстить всех. Но Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, прейдет на землю. Не так, не на светлых облаках прейдет на землю враг, потому что он отступник. Действительно же родится орудие его от скверной жены; не сам он воплотится, но в образе его прейдет всескверный, как тать, чтобы прельстить всех, приидет притворно благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправды, отвращающимся идолов, предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в высокой степени благообразным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия. При всем этом с великою властью совершит знамения, чудеса и страхования, приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его простой народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но всегда будет ласковым, уважающим особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия. При всем этом с великою властью совершит знамения, чудеса и страхования, приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его простой народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но всегда будет ласков. И во всем этом благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Ибо как многие народы и сословия увидят такие добродетели, совершенства и силы, все вдруг возымеют одну мысль, и с величайшею радостью воцарят его, говоря друг другу: «найдется ли еще человек, столь добрый, правдивый?» Всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его народ-убийцы - иудеи. Посему и он как бы из предпочтения, помышляя о них, укажет всем им место и храм. В царствование же на земле сего змия народы со всею охотою сделаются его союзниками. Едом, Моав и аммонитяне с радостью поклонятся ему, как законному царю, и будут из первых его споборников. И скоро утвердится царство его, в гневе поразит он трех великих царей. Потом чрез меру вознесется сердцем, и изрыгнет горечь свою этот змий, извергая смертоносный яд с Сиона; сметет вселенную, подвигнет концы ея, всех притеснит, осквернит многие души; поступая уже не как человек благоговейный, благопопечительный, ласковый, раздражительный. Стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, лукавый, губительный, бесстыдный, своим неистовством старающийся весь род смертных ввергнуть в пучину несчастья, произведет великие знамения, многочисленные страхования, показывая лживо, а не действительно. Подобным сему образом мучитель этот будет переставлять горы, в одном лживом призраке, а не в действительности. В присутствии многолюдной толпы из многих народов и сословий, восхваляющих его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и с дерзостью скажет: «познайте, все народы, великую силу моей власти. Вот пред всеми вами повелеваю этой великой горе, стоящей напротив, чтобы она, по слову моему, из-за моря перешла теперь сюда к нам». И скажет скверный: «повелеваю тебе, переходи сейчас сюда чрез море». И в глазах зрителей гора пойдет, нимало не подвигшись с своих оснований. Ибо, что в начале творения водрузил и поставил Всевышний Бог, над тем не будет иметь власти этот всескверный, но станет обольщать мир чародейными мечтами. Также другой горе, лежащей в глубине великого моря, в виде весьма великого острова, повелит сойти с своего места и в удовольствие зрителей стать на суше, на приятных берегах. И хотя остров вовсе не двинется из моря, однакоже будет казаться горою, стоящей на суше. Еще змий сей прострет руки и соберет множество пресмыкающихся и птиц. Подобным образом ступит на бездну и пойдет по ней как по суше, представляя все это мечтательно. И многие поверят и прославят его, как крепкого Бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи; и искреннею верою в точности увидят они и узнают его. Всякий, кто имеет в себе страх Божий, и у кого светлы сердечные очи, в точности будет знать, что ни гора не двигалась с места своего, ни остров не переходил из моря на сушу.

Все же сие будет совершать антихрист именем своим. Ибо не потерпит, чтобы именуемо было пречистое имя Отца и Сына и Святаго Духа, потому что будет он богоборец и сын погибели. Когда же совершится сие по сказанному, и народы поклонятся ему и восхвалят его, как Бога, Всевышний на небесах со дня на день будет являть гнев Свой и отвратит лицо Свое от него. И будут, наконец, тяжкие глады, продолжительные язвы, непрестанные землетрясения, повсюду оскудение пищи, великая скорбь, повсюду теснота, непрестанные смерти, великий страх, несказанный трепет. Тогда небеса не дадут дождя, земля не будет приносить плодов, источники иссякнут, реки иссохнут. Трава не будет расти, не покажется на земле зелени; дерева померзнут в корнях и не дадут отпрысков; рыбы и киты в море изомрут. И море издаст такое заразительное зловоние и такой страшный шум, что люди будут падать без чувств и умирать от страха.

Св. Иоанна Златоустаго

Об антихристе

Яко же бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ноев ковчег. И не уведеша дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческого (Матф. 21, 38, 39). Иисус Христос сказал это в доказательство того, что Он придет вдруг и неожиданно, когда большая часть будет утопать в удовольствиях. То же самое говорит и апостол Павел: егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство (1 Сол. 5, 3). И в объяснение сей нечаянности апостол прибавляет: яко же болезнь во чреве имущей. Как же Иисус Христос сказал: по скорби дний тех? Если тогда (в последнее время) будут удовольствия, мир и утверждение, как сказал апостол, то для чего же Он говорит: по скорби дний тех? При радостях что за скорбь? У тех только будут удовольствия, которые не имеют никакого чувства. Посему-то апостол и не сказал: когда будет мир; но - егда рекут: мир и утверждение, изображая тем их бесчувственность; так как и во дни Ноя беззаконные люди прельщались удовольствиями, праведные же проводили жизнь в скорби и печали. Откуда видно, что с пришествием антихриста, между нечестивыми и отчаявшимися о спасении своем умножится необузданное сластолюбие: тогда будет чревоугодие, объедение и пьянство. Таким образом приведенный Иисусом Христом пример совершенно объясняет дело. Как в то время, говорит Он, когда приготовлялся ковчег, люди не верили, и даже когда был готов и предвещал им близкое несчастие, они спокойно смотрели на него и предавались удовольствиям, «как будто не предстояло им никакое бедствие: так и теперь, хотя и явится антихрист, за которым будет кончина, после кончины - наказания и неизреченные мучения; но в людях, опьяневших от разврата, и эти будущие бедствия не произведут никакого ощущения страха. Посему-то, яко же болезнь во чреве имущую, как говорит апостол, так и их постигнут сии ужасные и неотвратимые бедствия».

Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене, аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Иоан. Гл. 5, 33). О ком Христос говорит: приидет во имя свое? Здесь Он намекает на антихриста и вместе представляет неопровержимое доказательство неблагомыслия иудеев. «Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Ибо он ничего подобного не будет говорить, то есть что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему принадлежащее и называть себя богом над всем, как и Павел пишет: паче всякого глаголемого бога или чтилища, показующа себе, яко бог есть» (2 Сол. 2, 4). Это именно и значит, что он приидет во свое имя. «Но Я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего». Достаточно было бы и этого доказательства, что иудеи не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил о Себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны - из того, что они готовы принять антихриста. Ибо как скоро они не приняли говорившего им о Себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносяйся и выдает себя за бога над всеми, то ясно, что гонение (на Христа) было делом зависти, а не любви к Богу.

Да никто же вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести во церкви Божией, аки богу, показующу себе, яко есть (2 Сол. 2, 3, 4). Здесь апостол говорит, толкует Златоустый, об антихристе и открывает великие тайны. Что такое отступление? Отступлением он называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: яко же прельстити, как сказано, аще возможно, и избранныя (Матф. 24, 24). Называет его и человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и приготовит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, — но человек некий, который восприимет всю его силу. И открывается, говорит, человек… превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища. Ибо он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не в иерусалимском только, но и повсюду в церквах. Показующу, говорит, себе, яко бог есть. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но: что он будет стараться показать себя богом. Ибо он совершит великие дела и покажет чудесные знамения. Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам (ст. 5). И ныне удерживающее весте, во еже явитеся ему в свое время (2 Сол. 2, 6).

Справедливо всякий может спросить, что такое удерживающее, и потом обнаружит желание узнать, почему так неясно говорит об этом Павел. Что же такое удерживающее явиться ему, то есть препятствующее? Одни полагают, что под этим (должно разуметь) благодать Св. Духа, а другие - Римское государство; ас этими последними я больше соглашаюсь. Почему? Потому что, если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь ему (антихристу) явится благодать Св. Духа, т.е. чрезвычайные дарования. Кроме того, надлежало бы ему уже придти, если тогда он долженствовал придти, когда оскудеют чрезвычайные дарования, потому что они давно оскудели. Но так как апостол говорит это о Римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит об этом прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. Ибо если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится Римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и вместе с ним всех верующих, как живущих и подвизающихся для него. Поэтому он не употребил такого выражения; не сказал также и того, что сие скоро последует, хотя откровенно он и говорит это всегда. Но что сказал он? Во еже, говорит, явитеся ему в свое время; тайна бо уже деется беззакония. Здесь он указывает на Нейрона, как на прообраз антихриста. Ибо и тот хотел, чтобы его считали богом. Хорошо, сказал он: тайна; ибо Нейрон не так явно и бесстыдно выдавал себя за бога, как антихрист. Итак, если еще прежде того времени, говорит апостол, нашелся человек, которые не много во злобе уступает антихристу, то что удивительного в том, если со временем явится настоящий антихрист. Точию держай ныне дондеже от среды будет, т.е. когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) приидет. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие; и он будет стремиться похитить всю - и человеческую и божескую власть. Подобно тому, как прежде сего разрушаемы были царства, именно: Мидийское - вавилонянами, Вавилонское - персами, Персидское - македонянами, Македонское - римлянами, так это последнее разрушено будет антихристом, и он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большею ясностью передает нам Даниил. И тогда, говорит, явится беззаконник. Что же потом? Тотчас за ним следует утешение, ибо апостол прибавляет: его же, говорит, Господь Иисус убиет духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего: его же есть пришествие по действу сатанину. Ибо подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся, так точно и Христос одним Своим появлением и пришествием после антихриста убьет его. Довольно только того, что Он явится, и все это погибнет. Егда только явится Господь - и уже положит конец обольщению. Объясняя затем, кто таков тот, его же есть пришествие по действу сатанину, апостол говорит: во всякой силе и знамениях и чудесах ложных (ст. 9). То есть он обнаружит великую силу, но в этом ничего не будет истинного; напротив, цель всего будет составлять обольщение. Апостол предрек это, чтобы не прельстились живущие тогда. И в чудесах, говорит, ложных, или обманчивых, или вводящих в обман. И во всякой лсти неправды в погибающих (ст. 10). Для чего, ты скажешь Бог попустил быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от этого пришествия антихриста, если оно будет служить к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, не слушай, что говорит апостол: антихрист возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы сей антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтобы они тогда не сказали, что так как Христос называл Себя Богом, — хотя Он Сам никогда не сказал этого ясно, а только проповедали те, которые после Него были, — то мы по этой именно причине и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог к оправданию отымет у них антихрист. Ибо, когда он придет, и несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, когда заградятся их уста. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а сей последний будет говорить совсем другое. Посему-то Христос и говорит: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Иоан. 5, 43). Но мы, скажут, видели знамения? И от Христа совершено было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того об антихристе много было предсказано, что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его по действу сатанину; тогда как, напротив, о Христе, — что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага. Зане любви истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде (10-12).

Андрея, архиепископа кесарийского

Из толкования на Апокалипсис

Глав. 30. И дам обема свидетелема моима, и прорицати дний тысящу двести и шестьдесят, оболчена во вретище. Сии суть две маслицы и два свещника пред Богом земли стояща (Апок. XI, 3, 4).

Многие учители думали, что сии два свидетеля, именно: Енох и Илья, при конце получат от Бога время для пророчества на три с половиною года, которые обозначены тысяча двумястами-шестьюдесятью днями. Облечением во вретище показывают они, что плача и слез достойны обольщаемые, и что будут отвлекать от обольщения антихриста живущих тогда.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Семь тысяч будет поверивших антихристу из иудеев
Ириней называет антихриста отступником от христа
Град есть великий
Оно знает человеческую немощь

сайт копирайтеров Евгений