Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Столь же утешительное обетование Спаситель даровал апостолам и пред вознесением Своим на небо. Посылая их на проповедь евангелия и вместе укрепляя их мужество и терпение в перенесении ожидающих их бедствий, Он говорит: се Аз с вами есть во вся дни до скончания века (Матф. 28, 20). «Не видишь ли, — говорит св. Златоуст, — силы Иисуса Христа? Не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будут находиться, говорит Он, но и со всеми нами, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли пребыть до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу… Я с вами, Я разрушаю все препятствия».

И Аз умолю Отца, говорит Иисус Христос в лице Своих учеников и всем верующим, и инаго Утешителя даст вам, да будет с вами в век (Иоан. 14, 16). «Что значит, вопрошает св. Златоуст, да будет с вами в век? - То же, что Иисус Христос говорит о Себе: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». Следовательно и сие обетование о вечном пребывании Духа истины во св. Церкви показывает, что Дух Святый будет присутствовать в ней Своею благодатью всегда и при всяких обстоятельствах, никогда не оставит ея без Своего покрова и охранения.

Св. писание, преподавая ясно учение вообще о неоскудеваемости св. Церкви, свидетельствует в особенности и о том, что будут избранные Божии, а следовательно и Церковь, в последния тяжкия времена. Говоря о Своем втором пришествии, Иисус Христос между прочим свидетельствует: Узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. И послет ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранные Его от четырех ветр (Матф. 24, 30, 31). Сии слова ясно показывают, что пред вторым пришествием будут избранные, и притом не в одном каком-нибудь месте, но во всех странах, от конца земли до конца неба (Марк. 13, 27).

В другом месте Спаситель предрекает и то, откуда и как ангелы будут собирать избранных. Тогда (то есть в пришествие Сына человеческого) да будета на селе: един поемлется, и другий оставляется. Две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется (Матф. 24, 39-41). Будета два на одре едином: един поемлется, а другий оставляется (Лук. 17, 34). «Поемлются и оставляются, учит св. Златоуст, и слуги, и рабы, и те, которые будут упражняться в труде, и те, которые будут находиться в покое, из всех состояний. Хотя Иисус Христос и сказал, что трудно спастись богатым, но здесь уверяет, что они не все погибнут, равно и бедные не все спасутся, но как из тех, так и из сих некоторые спасутся, а некоторые погибнут». Из сего видно, что избранные Божии и следовательно Церковь Христова в последние времена, несмотря на гонения от антихриста, будет распространена повсюду.

В послании к солунским христианам ап. Павел учит: сие глаголем вам словом Господним, яко мы живущии оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко Сам Господь… снидет с небесе, и умертвии о Христе воскреснут первее, потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе (1 Солун. 4, 15-17). Сими словами апостол ясно показывает, что пред вторым пришествием Христовым, во время господства антихристова, будут христиане, кои удостоятся быть восхищенными на облаках в сретение Господа, и что сие обетование дано Самим Иисусом Христом (ст. 15). - Таким образом, по ясному учению св. писания, св. Церковь Христова будет неодолима до самой кончины мира, несмотря ни на какие враждебные усилия и гонения против нее антихриста.

Наконец, в показание того, что богослужение христианское и совершение таинств не прекратятся и при антихристе, должно упомянуть, что в св. писании находится ясное указание на непрерывное совершение таинства евхаристии до самого второго пришествия Христова. Ап. Павел, описав установление таинства евхарисии и упомянув о двукратном повелении Господа - совершать сие таинство в воспоминание о Нем (1 Кор. 11, 24, 25), присовокупляет: влижды бо аще ясте хлебе сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет (ст. 26). «Здесь важная истина скрывается в малом слове: дондеже, учит один из пастырей русской Церкви. Чтобы лучше открыть оную, обращаю речь апостола в вопрос: долго ли христиане будут ясти хлеб таинственный и пити чашу Господню?.. - В словах апостола нахожу ответ: дондеже приидет. То есть таинство тела и крови Христовы ненарушимо будет совершаться в истинной Церкви Христовой до самого второго пришествия Христова или, что то же, до скончания века. Поелику же сие не может быть без благодати тайнодейственной, без благодати священства, а заимствованная благодать священства не может быть без преподаятельной благодати архиерейства, то очевидно, что благодать тайнодейственная и чин священноначалия, по предречению апостола, пребудут в Церкви во все времена... и никогда непресекаемою струею потекут даже до пределов царства славы».

Когда придет и долго ли будет действовать антихрист?

Антихрист еще не открывался в мире для окончательной брани против Христовой Церкви. Сие частию уже можно видеть из учения св. писания и св. предания о лице и свойствах его, и о непрерывной жестокой брани, которую он воздвигнет против св. Церкви. Ибо если бы антихрист уж господствовал в мире, то он явно старался бы искоренить учение Христово и постоянно бы преследовал верующих в Иисуса Христа; но и сами неправомыслящие нигде не могут указать в настоящие времена такого всеобщего и непрерывного гонения на св. Церковь, какое по предречениям св. писания должно было бы открыться в последние времена; следовательно, антихрист еще не являлся для последней брани против св. Церкви.

Но с особенною ясностью истина сия открывается из учения св. писания о том, что незадолго до кончины мира и пред открытием антихристова гонения на св. Церковь будет проповедано евангелие царствия между всеми народами: и проповестся, говорит Спаситель, евангелие царствия по всей вселенный, во свидетельство всем языком (Матф. 24, 14). Во всех языцех подобает прежде проповедатися евангелию (Марк. 13, 10). - Сказав, что прежде должно быть проповедано евангелие между всеми народами, Иисус Христос непосредственно за сим присовокупляет: и тогда приидет кончина; слово кончина употреблено здесь без всякого ограничения и без всякого условия, а потому в сем случае должно видеть указание вообще на последние времена целого мира, а не какого-либо народа.

После предречения о том, что подобает прежде во всех языцех проповедатися евангелию, Спаситель, по сказанию св. Марка (13, 10), непосредственно за сим говорит о великих гонениях на христиан, о водворении мерзости запустения на святом месте, о лжепророках, проповедующих нового Христа, и наконец предрекает такую скорбь, какой никогда не было и не будет и после которой настанет второе славное пришествие Иисуса Христа (11, 26). - Все сие ясно показывает, что пришествие антихриста, по предречению Спасителя, должно быть предварено проповедью спасения между всеми народами и племенами, во свидетельство всем без исключения языком.

Иисус Христос, изобразив различные бедствия, ожидающие христиан в последние тяжкие времена, когда будет господствовать антихрист, говорит о сих временах: найдет внезапу день той (то есть предреченное время скорбей): яко сеть приидет на вся жувущия на лице земли (Лук. 21, 35). А потому, побуждая христиан быть всегда готовыми к сретению сих непредвидимых бедствий, Спаситель непосредственно за сказанными выше словами присовокупляет: бдите убо на всяко время молящееся, да сподобитися убежати всех сих, то есть последних бедствий и искушений от антихриста, хотящих быти и потом стати пред Сыном человеческим (Лук. 21, слич. Матф. 24, 39, 36, 37).

Апостол Павел в своем первом послании к солунским христианам пишет: а о летех и временех не требе есть вам писати (5, 1), и потом ясно учит, что бедствия, имеющие открыться в последние времена, наступает внезапно: егда бо рекут, мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство, яко же болезнь во чреве имущей, и не имут избежати (-3). По причине сей невозможности предусмотреть приближение как последних скорбей, так и дня судного, апостол советует христианам облекшись бронею веры и любви, и шлемом упования (ст. 4-8), без сомнения, для того, чтобы всегда быть готовыми предохранить себя от коварства антихриста, который, по учению сего же апостола, явившись незадолго до кончины мира, будет орудием дьявола в гонениях на св. Христову Церковь (2 Сол. 2, 2-12).

Кроме того, в св. писании находятся не только указания на неизвестность последних времен, но и прямые запрещения изыскивать и определять наступление сих времен, — следовательно и пришествие антихриста, который придет в сии времена. Песть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти (Деян. 1, 7), сказал Иисус Христос. Своим ученикам, когда они вопросили Его о наступлении последнего, да из уст самой Истины слышим, что месть наше разуметь сие.

Св. отцы и учители церковные, рассуждая о последних временах вообще и о пришествии антихриста в особенности, не только не предугадывали сих времен, но прямо учили о их неизвестности. Хотя некоторые из них выражали мнение о скором пришествии антихриста, но в таких предположениях заключается не дерзновенное любопытство, а смиренное послушание заповеди Господа: бдите на всякое время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих (предреченных бедствий) хотящих быти (Лук. 21, 36); посему-то св. отцы и выражали свои мнения только как предположения, и притом с доброю целью - побудить христиан к исправлению своей жизни. «Боюсь, — говорит Григорий Богослов, — не есть ли настоящее уже дым ожидаемого огня, не вскоре ли после сего настанет антихрист и воспользуется нашими падениями и немощами, чтобы утвердить свое владычество». «Устрашают меня, — говорит Кирилл иерусалимский, — брани народные; устрашают меня церковные расколы; устрашает меня взаимная ненависть братий. О, если бы... дал Бог, чтобы не исполнилось сие (пришествие антихриста) над нами! По крайней мере будем осторожны. И сего довольно об антихристе». Кроме сего, св. отцы Церкви, приготовляясь сами к сретению последних, никому неизвестных, времен и возбуждая других к тому же, иногда и прямо выражали свои мысли о неизвестности времени пришествия антихриста. - Св. Ириней, описывая образ воцарения антихриста, говорит: «Он придет внезапно (de improviso), насильственно присвояя себе царство». - Св. Кирилл иерусалимский, приступая к изложению признаков, по которым бы можно было гадать о приближении времени антихристова, предварительно делает такое предостережение: «но никто да не любопытствует о времени… Не смей решительно говорить: «сие будет тогда-то», и не предавайся также беспечному сну». В заключение же своих рассуждений об антихристе он говорит: «Церковь… предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, — не знаем; или после тебя, — также не знаем». Св. Иоанн Дамаскин учит, что антихрист: «внезапно восстанет, возмутится и воцарится».

В. Но воспрещая определять наперед с точностью время пришествия антихриста, св. Церковь вместе с сим ясно учит, что а) он придет на очень краткое время, и притом б) пред самою кончиною мира и вторым пришествием Иисуса Христа.

В св. писании время его господства, в некоторых изречениях, прямо ограничивается тремя годами с половиною, а в других указывается вообще очень краткое.

а) Антихрист будет царствовать только три года с половиною. Заимствуем сие не из апокрифических книг, но у пророка Даниила. Ибо сказано: и дастся в руку его даже до времене, и времене и полувремене (7, 25). Время - один год, в который он явится и усилится, времена - два остальные года беззакония, включаемые в трехлетие, и полувремене - шесть месяцев. И еще в другом месте то же самое говорит Даниил (12, 7). В этом же смысле иные принимали и следующее: дни тысяча двести девять-десять (12, 11). И св. Иоанн Богослов о продолжительности гонений антихриста на св. Церковь предсказывает согласность пророком Даниилом (Апок. 12, 14). В других местах своего откровения тайнозритель неоднократно говорит, что антихрист будет господствовать только сорок два месяца (11, 2, 13, 5), кои составляют три года с половиною; о проповеди двух свидетелей во времена антихриста говорит, что она продолжится тысящу двести шестьдесят дней (11, 3), — и сие число дней в сложности составляет также три лунных года и шесть месяцев. - О жене, облеченной в солнце (то есть о св. Церкви), св. Иоанн говорит, что она скрывалась от преследований зверя в пустыне, идеже им место уготовано от Бога, да тамо питается дней тысящу двесте шестьдесят (12, 6); в другом же месте счисление дней Иоанн заменяет годами, говоря, что она приписана бяше ту время и времене и полувремене (12, 14).

В других местах св. писания, хотя и не говорится прямо и определенно о продолжительности господства антихристова, но ясно предполагается, что оно будет кратковременно. Сниде диавол, говорится в Откровении о последних временах, имея ярость великую, ведый, яко время мало имать (12, 12). Подобает ему (диаволу) отрешену быти на малу время (20, 3). - Спаситель, говоря о жестокости последних бедствий, вместе с сим предрекает, что они будут кратковременны: и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть, избранных же ради прекратятся дние оны (Матф. 24, 22; Марк. 13, 20). На основании сего учения бл. Августин говорит, что если бы жесточайшее гонение от антихриста не было кратковременно, то многие тогда погибли бы из самых избранных.

Сие кратковременное господство антихриста будет прекращено вторым славным пришествием Иисуса Христа. - Пророк Даниил двукратно говорит о нечестивом владычестве царя, предызображенного малым роком четвертого непоименованного зверя, и каждый раз прекращение его нечестивого царства приписывает открытию последнего всеобщего суда; зрях, дондеже престоли поставишися, и Ветхий денми седе: судяще седе и книги отверзошася (7, 8, 9, 10, слич. 25, 26). В Апокалипсисе за прекращением гонений и соблазнов от зверя также непосредственно изображается всеобщий суд (20, 8-15).

Ясное же и определенное учение о сем предлагает Сам Иисус Христос. Изобразив последние бедствия и сказав, что они будут кратковременны (Матф. 22, 24). Спаситель присовокупляет: абие же по скорби дний тех. Солнце померкрет… и тогда явится знамение Сына человеческого на небеси; и узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Матф. 24, 29, 30).

Дети… учит ап. Иоанн, слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеем, яко последний час есть (1 Иоан, 2, 18). В сем месте апостол ясно указывает на явление антихриста, как на всем известный призрак приближающейся кончины мира.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Церковь излагает учение о лице антихриста
Антихрист будет принят иудеями за мессию он приидет во имя свое
За бога сочли антихриста
Будет говорить слова против вышнего бога

сайт копирайтеров Евгений