<<< ΛΛΛ >>>
божественности Бога сможет лишь «преодоление» современности и присущих ей условий понимания. Только та
теология, которая всерьез принимает эсхатологический характер своего «предмета», оказывается, по выражению Ю.
Хабермаса, «трансцендентально необходимым образом приспособленной для артикуляции самопознания,
ориентированного на практическое действие».
В этом смысле политическая теология рассматривает взаимоотношение теории и практики, каким оно сложилось в
диалектических направлениях философии истории XIX века, главным образом, в левогегельянской традиции, не просто
как дурную популяризацию христианской эсхатологии или ее упадок в чисто внутримирских схемах истории и
социальных утопиях, но именно как предзнаменование того, что здесь «эсхатологическое сознание кризиса приходит к
историческому осознанию самого себя» (Ю. Хабермас). Тем самым политическая теология оказывается в критической
конфронтации с философской традицией, которая слабо учитывалась в новейшей теологии. В то время как новейшая
систематическая теология, пытавшаяся преодолеть наследие неосхоластики, так или иначе выяснила свои
взаимоотношения с трансцендентальной философией Канта, немецким идеализмом и наследовавшими ему феноменами
персонализма и экзистенциальной философии, традиция левого гегельянства с имманентными ему историко-
философскими построениями по большей части выпадала из ее поля зрения. Вот почему политическая теология
принимает на себя дискуссию с основанной в этой традиции критикой религии (как критикой идеологий), стремящейся
понять религию как зависимую функцию определенных форм общественной практики и отношений власти и под
лозунгом «ложного сознания» дешифровать религиозного субъекта как все еще не осознавшее себя общество.
Принимая во внимание ситуацию просвещенного и секуляризованного общества, новая политическая теология
<<< ΛΛΛ >>>
Ибо исполнение этой надежды в воскресении иисуса христа достигается лишь через смертное отрицание
Время как новейшая систематическая теология
|