<<< ΛΛΛ >>>
определяемой основополагаюшей теологической установки политической теологии, может извращенно толковать ее как
«политизирующую теологию», вульгарно смыкающуюся со сферой политики и общественности, в то время как
политическая теология своей социально направленной рефлексией стремится как раз воспрепятствовать тому, чтобы
теология и церковь незаметно для себя подпали под влияние какой бы то ни было политической идеологии.
В противовес подобным реставраторски-идеологическим тенденциям новая политическая теология соотносит все с
эсхатологической вестью Иисуса, однако следует при этом по пути, который ведет через ту новую исходную ситуацию
4
критического разума, какая наметилась еще Просвещением и нашла отчетливое выражение начиная по крайней мере с
середины XIX столетия, со времен Гегеля и Маркса. Своеобразие этой исходной ситуации состоит в основополагающей
зависимости между разумом и обществом, в социально обусловленном характере критической рефлексии, в том, что
критический разум принужден мыслить себя в рамках общества, и в невозможности удовлетворять притязания разума
«чисто теоретически». Таким образом, классическая проблема взаимоотношений веры и разума в политической теологии
воспроизводится в этой новой проблемной плоскости, а основная герменевтическая проблема в этих условиях
оказывается не столько проблемой отношения систематической теологии к исторической (т. е. догмы к истории), сколько
проблемой веропонимания и социально обусловленной практики.
В связи с возникновением после Бультманна новых подходов в евангелической теологии (в первую очередь у Ю.
Мольтманна и В. Панненберга) политическая теология делает акцент на базисном характере эсхатологии и по-новому
выдвигает весть о Царстве Божием в центр теологического сознания. Будущее господства Бога рассматривается как
внутренний и непреходящий момент теологических высказываний о божественности Бога, при этом категория
«будущего» и социально обусловленная категория господства Бога и его Царства вводятся в основание всякой тео-
логической рефлексии. То есть: если божественности Бога отвечает обетованный «новый мир», то истина о
божественности Бога не может быть достаточно продумана в условиях современности, ибо ныне существующий мир не
<<< ΛΛΛ >>>
Новая политическая теология В этом - идейная близость новой политической теологии с последовавшими за нею движениями Герменевтика этой послебультманновской теологии прошла через искус трех великих учителей заподазривания
|