<<< ΛΛΛ >>>
обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились
зверю, ни образу его... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (20, 4).
Хилиастические ожидания разделяли и некоторые отцы Церкви (правда, в разной
степени): Папий Иерапольский, Иустин Философ, Ириней Лионский; Ириней видел в
тысячелетнем земном Царстве Христовом предварение Царствия Небесного.
Поскольку хилиазм получил широкое распространение благодаря гностицизму,
особенно его иудействующим приверженцам (одним из них еще в апостольские времена
был гностик Керинф), Церковь выступила с опровержением хилиастических воззрений.
Уже в III в., на соборе в Александрии (255 г.) хилиазм был осужден. Впоследствии
с хилиастами вели полемику Григорий Богослов, Ефрем Сирии, Блаженный Августин и
другие. При этом важно отметить, что существенную роль в преодолении
хилиастических умонастроений играл элемент эллинизма, позволявший освободиться
от слишком чувственно-материального представления о радостях земного рая,
представления, характерного для ветхозаветной традиции. Так, Августин,
комментируя Апокалипсис от Иоанна (20, 1-6), в котором возвещается, что
праведники оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет, пишет: "Пришедшие
на основании этих слов Апокалипсиса к заключению, будто первое воскресение будет
телесным, остановили между прочим особенное внимание на числе тысяча лет, найдя
в нем указание на то, что якобы у святых надлежало таким образом быть своего
<<< ΛΛΛ >>>
Всемирная история распадается на три периода ветхого завета царство бога отца страданий согласно В христианстве стало центром истории Эта восходящая к гностицизму ненависть к миру порождает всепоглощающую страсть разрушения страдания разрушения Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 2 пророков Анабаптисты призвали своих приверженцев к революции равенства террора
|