<<< ΛΛΛ >>>
изложена как продолжение истории иудейского хилиазма в христианском
переоблачении. Учение о хилиазме было и теорией прогресса и социологией этого
времени; вместе с тем оно было и теоретическим обоснованием социализма для этой
эпохи, как бы детской его колыбелью" .
При всем разнообразии хилиастических движений для всех них характерно
болезненно-острое переживание царящих в мире зла и страдания, переходящих в
ненависть не только к злу, но и к самому миру, который "во зле лежит". А эта
восходящая к гностицизму ненависть к миру порождает всепоглощающую страсть
разрушения, которая отличает революционеров всех мастей - приверженцев как
утопий социоцентрических и атеистических, так и утопий
метафизически-религиозных. Суть этой страсти хорошо выразил М.А. Бакунин:
"Радость разрушения - это творческая радость". Обличение социального зла,
желание облегчить бедствия и страдания народа - отличительная черта русской
интеллигенции, благородная и заслуживающая уважения. Но это обличение иногда
оборачивается "хорошей миной при плохой игре", когда под ним лежит плохо скрытая
страсть отрицания - стремление к уничтожению "лежащего во зле" мира: именно она
дает почву для идеи насильственного преобразования общества у анархистов, у
террористов-народников, у большевиков.
К сожалению, от абсолютизации царящего в мире зла и от хилиастических настроений
не вполне свободны и многие русские философы и писатели, такие, например, как
Достоевский и Соловьев, несмотря на то, что именно ими - и особенно Достоевским
<<< ΛΛΛ >>>
Руководившие народными восстаниями Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 11 философии Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 4 революции Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 5 духовные Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 12 страсть
|